Президент РФ Владимир Путин и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган во время совместной пресс-конференции по итогам визита. Фото Reuters
Как известно, недавнее заявление российского президента Владимира Путина о прекращении реализации проекта «Южный поток» вызвало неоднозначную реакцию в мире. Напомним, что об этом президент сообщил на пресс-конференции в Анкаре по итогам переговоров с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Причем он сообщил, что взамен будет построен новый газопровод через Черное море в направлении Турции. Основной причиной принятого решения, по словам Путина, является отсутствие разрешения Болгарии на строительство газопровода на ее территории. По словам президента, «начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться – это просто нелепо». Хотя понятно, что сооружение «Южного потока» натолкнулось на жесткое сопротивление как Брюсселя, так и Вашингтона, оказавших массированное давление на Болгарию, как, впрочем, и на других участников проекта, прежде всего Сербию и Венгрию. Брюссель при этом использовал формальное противоречие юридической формулы проекта Третьему энергетическому пакету. Хотя, как известно, решение о строительстве было принято до вступления данного пакета в действие и при наличии доброй воли и в юридической формуле можно было бы найти компромисс. Однако желание наказать Москву за Украину оказалось сильнее экономической логики.
Именно эти обстоятельства и привели к решению, принятому Москвой, – расширить сотрудничество в нефтегазовой сфере с Турцией, построив трубу такой же мощности, как «Южный поток», через Черное море в Турцию. В понедельник 1 декабря «Газпром» и турецкая компания Botas подписали меморандум о строительстве морского газопровода объемом 63 млрд куб. м газа в год.
При этом 14 млрд куб. м предусмотрено для поставки в Турцию, сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Входная станция будет задействована та же, что была предусмотрена для «Южного потока», – компрессорная станция «Русская», добавил Миллер. Он также сообщил, что новое юридическое лицо учредит «Газпром», при этом в проект могут войти и турецкие партнеры. «С учетом растущих потребностей Турции мы готовы... построить еще одну трубопроводную систему для того, чтобы обеспечить растущие потребности самой турецкой экономики, а если будет признано целесообразным, то создать на турецкой территории на границе с Грецией и дополнительный так называемый газовый хаб для потребителей в Южной Европе», – приводит ТАСС слова Владимира Путина.
При этом строительством нового газопровода расширение сотрудничества с Турцией не ограничено. Москва и Анкара договорились об увеличении поставок по газопроводу «Голубой поток», который также проходит по дну Черного моря, на 3 млрд куб. м – до 19 млрд куб. м. Кроме того, с 1 января Россия понизит цены на голубое топливо для турецких потребителей на 6% и будет готова снижать цены дальше, сообщил Путин. «Турецкая сторона предлагала снижение цены на 15%. Но для этого необходимо дополнительно нашим компаниям прорабатывать участие в совместных проектах, и в принципе этот вопрос обсуждаем. Шесть процентов – это первый этап. Это переговорный процесс», – сообщил журналистам глава Минэнерго РФ Александр Новак.
Как уточнил Алексей Миллер, цена на газ для Анкары в итоге может выйти на уровень цен для Германии.
Значение Турции как транзитера
«Мы видим, что европейские и международные компании проявляют сейчас растущий интерес именно к турецкому энергетическому рынку», – рассказал в беседе с немецким агентством Deutsche Welle (DW ) эксперт немецкой консалтинговой фирмы ConEnergy Кристиан Грун. По его словам, дело не только в «уникальном геостратегическом положении» страны. Важную роль играют и чрезвычайно высокие темпы экономического роста в последние годы, и впечатляющая динамичность турецкого общества, которая во многом объясняется благоприятной демографической ситуацией: средний возраст населения составляет сейчас 30 лет.
Особое значение Кристиан Грун придает либерализации турецкого рынка: «У государства больше нет монополии, рынок открыт теперь как для турецких, так и для международных компаний». Новыми возможностями уже заинтересовались некоторые европейские тяжеловесы – например, немецкие энергетические концерны E.on и RWE. Эксперт ConEnergy убежден, что нынешний внутриполитический кризис, вызванный обвинениями Реджепа Тайипа Эрдогана в коррупции и попытками правительства ввести цензуру Интернета, для потенциальных инвесторов особой роли не играет.
По оценке DW, ключевым проектом, призванным обеспечить Турции статус стратегически важного энергетического партнера ЕС, является так называемый южный газовый коридор для доставки в Европу в обход России голубого топлива из Прикаспийского региона и со Среднего Востока.
Прокладку Трансанатолийского газопровода TANAP (Trans Anadolu Pipeline) от восточной до западной границы Турции намечено начать в 2015 году и завершить в 2018-м. Пока по нему планируется ежегодно прокачивать 16 млрд куб. м азербайджанского газа из месторождения «Шах-Дениз-2»: 10 млрд транзитом в ЕС и 6 млрд – для собственных нужд.
Столица Турецкой республики Анкара претендует
стать газовым центром Европы. Фото Переса Партенски |
Наряду с Азербайджаном важным энергетическим партнером Турции должно стать курдское региональное правительство в Северном Ираке. По сообщениям турецких СМИ, пишет DW, Анкара договорилась с ним о поставках газа, которые планируется начать в 2017 году примерно с 4 млрд куб. м газа. Однако уже к 2020 году эти объемы намечено довести до 20 млрд.
Роль Турции как транзитной страны еще больше возрастет в случае успешного развития газодобычи в Восточном Средиземноморье. Так, Израиль уже добывает на своем шельфе голубое топливо, но пока только для своего внутреннего рынка. Если получаемые объемы и дальше будут нарастать, может встать вопрос об экспорте израильского газа в Европу – и тогда соответствующий трубопровод скорее всего будет проложен именно в Турцию.
Аналогичную перспективу открывает и намечающееся освоение крупных месторождений газа у берегов Кипра. Тут, правда, имеется серьезная политическая преграда: остров разделен на две части, и Турецкая республика Северного Кипра признается и поддерживается только Анкарой. Однако не исключено, что ожидаемый газовый бум как раз и даст решающий толчок политическому урегулированию многолетнего конфликта.
По мнению Фатиха Бироля, главного экономиста Международного энергетического агентства, высказанного DW, «Турции принадлежит ключевая роль в глобальной энергетической политике. Благодаря своему географическому положению она может стать надежной транзитной страной для поставки энергоносителей». Надо понимать, что имеющиеся и планируемые турецкие газопроводы одновременно могут быть использованы для диверсификации путей доставки в Европу и российского газа. Ведь Турция является одним из крупнейших клиентов «Газпрома» и соединена с Россией проложенным по дну Черного моря газопроводом «Голубой поток». По нему вполне можно пускать газ, предназначенный для государств Южной Европы.
Так что в принципе у Турции есть все возможности стать новым центром транзита и распределения идущего в Евросоюз газа.
Впрочем, пока самым конкретным и наиболее значимым проектом остается TANAP, подчеркнул в беседе с DW один из ведущих турецких специалистов по энергетическим вопросам Мехмет Огютчу. И одного этого трубопровода явно не хватит для того, чтобы превратить Турцию в центр распределения газа, считает эксперт: «Для этого нужно не 16 млрд куб. м, а 50–60 млрд».
Антиукраинский вариант
Надо сказать, что идея «Южного потока» появилась прежде всего из-за нерешенности проблем транспортировки российского газа в Европу через украинскую газотранспортную систему (ГТС), связанных с перебоями в поставках из-за нерегулярных платежей украинской стороны и связанного с этим банального воровства газа, предназначенного для европейских потребителей. Дважды, в 2006 и 2009 годах, это приводило к серьезным перебоям в газоснабжении Европы. Как известно, неоднократные попытки России поставить под контроль украинскую ГТС путем создания соответствующих управляющих консорциумов натолкнулись на сопротивление Киева (даже независимо от того, какая партия находилась в тот момент у власти). Не помогло даже обещание модернизации украинской ГТС, которая фактически не ремонтировалась с советского периода. Надо сказать, что борьба за украинскую ГТС представляется экономически обоснованной. Агентство Reuters со ссылкой на отраслевых экспертов указывает, что мощность «Южного потока» – 63 млрд куб. м в год – соответствует примерно половине пропускной способности украинской газотранспортной системы, без которой сейчас невозможен экспорт российского газа в Европу. Затраты на транспортировку газа по «Южному потоку» в обход Украины в разы выше, чем на маршруте через Украину. «Поставки через Украину надежнее из-за наличия крупных ПХГ, способных быстро увеличить подачу газа в случае необходимости», – сообщил Reuters президент консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Поэтому решение о строительстве «Южного потока» следовало бы во многих отношениях рассматривать как вынужденное.
Кто проиграл от изменения маршрута?
Надо сказать, что проигравшими от решения об изменении маршрута газопровода в южное подбрюшье Европы считаются прежде всего балканские и центральноевропейские государства. Их финансовые потери могут исчисляться сотнями миллионов евро, связанных прежде всего с транзитными платежами. Среди проигравших можно назвать и нынешних участников проекта , к которым кроме «Газпрома» (которому принадлежит доля в 50%) относятся итальянская Eni (20%), французская EdF и «дочка» немецкой BASF – концерн Wintershall (по 15%). Хотя надо признать, что введение антироссийских санкций в связи с кризисом в Украине негативно воздействовало на проблему финансирования проекта.
Для «Газпрома» выбор нового маршрута состоялся, надо сказать, вовремя. Потому что российский газовый монополист уже инвестировал значительные финансовые средства в прокладку и обновление газопроводов на российской территории и строительство газоперекачивающих станций. Руководство «Газпрома» уже заказало трубы для морского участка. По данным швейцарской газеты Neue Zuericher Zeitung, «Газпром» уже инвестировал в «Южный поток» около 4,7 млрд долл. С точки зрения аналитиков московского банка ВТБ, отказ от «Южного потока» угрожает российскому газовому монополисту серьезными убытками в следующем финансовом квартале. Но точный размер финансовых потерь, понесенных «Газпромом», пишет газета со ссылкой на ВТБ, пока оценить трудно.
Позиция Брюсселя
Первую реакцию Брюсселя на решение России можно оценить из заявлений ряда членов Комиссии ЕС. С точки зрения заместителя председателя Еврокомиссии Кристалины Георгиевой, «решение России лишь доказывает важность диверсификации источников энергии для Европы». Другой зампредседателя Еврокомиссии, Марош Севкович, курирующий вопросы энергетики, отметил, что нынешний конфликт с Россией лишь укрепляет ЕС во мнении о том, что ему следует стать более независимым от Москвы в сфере энергоносителей. Однако надо признать, что возможности ЕС в данном вопросе довольно ограниченны. Хотя известный немецкий экономист, глава отдела энергетики, транспорта и экологии Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудия Кемферт и считает, что именно ставка на сжиженный газ сделает Европу независимой от России. Об этом она заявила в интервью DW. По ее мнению, Европа же может покрывать свои потребности в голубом топливе за счет африканского, катарского и норвежского газа. Хотя, как известно, возможности Норвегии по увеличению добычи газа уже исчерпаны, а катарский и африканский сжиженный газ по цене неконкурентоспособен с трубопроводным. Но даже она признала, что «Южный поток» представляет интерес для стран Юго-Восточной Европы. К тому же надо иметь в виду, что Россия планирует наладить поставки в Европу и своего сжиженного газа с Ямала, и на этот счет «Новотек» уже подписал соответствующие контракты с испанскими фирмами. Поэтому скорее речь стоит вести о рыночной конкуренции различных видов газа (трубопроводного и сжиженного) из различных источников, чем о преодолении зависимости от России. Конечно, при условии, что продавцы и потребители будут действовать в условиях рыночной экономики без влияния политики.