За последний год сжатый природный газ вырос в цене на 10%. Фото с сайта www.gazprom.ru
Минэнерго предлагает изменить максимальную цену на сжатый природный газ. Одна из причин – решение правительства перевести значительную часть общественного транспорта именно на этот вид моторного топлива.
К 2020 году в пятнадцати городах-миллионниках нужно перевести на это экологичное горючее половину общественного транспорта и техники дорожно-коммунальных служб. В городах с населением более 300 тыс. человек, таких почти 50, запланирован перевод 30%, а в 104 городах, где проживают от 100 тыс. человек этот показатель должен быть минимум 10%. В общей сложности это почти 50 тыс. единиц техники. Чтобы достичь этих показателей, темпы обновления парка должны составлять около 2,8 тыс. автобусов и 3,4 тыс. единиц спецтехники в год.
Закупка нового оборудования будет осуществляться при поддержке государства. На эти цели в бюджет на этот год было заложено почти 3,8 млрд руб., что более чем вдвое превышает стоимость программы 2012–2013 годов. 8 октября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление № 1027, которое утвердило правила предоставления субсидии на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность». В соответствии с постановлением субсидии на автобусы составят от 130 тыс. до 3 млн руб. в зависимости от их категории, а на технику для ЖКХ – от 100 тыс. до 3,8 млн руб. По данным Министерства промышленности и торговли, принятое решение позволит в 2014 году обеспечить закупку около 1,5 тыс. автобусов и 1 тыс. единиц спецтехники. При этом вся закупаемая газомоторная техника должна быть произведена на территории государств – участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года. По оценкам ведомства, приобретение автобусов на газомоторном топливе дополнительно увеличится на 10% от всего объема производства автобусов на территории России в прошлом году. Заявки на получение субсидий субъекты должны были подать в Минпромторг до 22 октября.
В Министерстве энергетики обеспокоены ростом цен на сжатый природный газ. За последний год он составил почти 10%, больше, чем на бензин или дизель.
Стоимость необходимого новому автопарку газомоторного топлива сегодня ограничивается 50% от цены бензина А-76. Эта норма не менялась более 20 лет. Более того, бензин такого низкого качества уже и не производится в России.
В министерстве хотят привязать цену на сжатый, или компримированный, природный газ (КПГ) к стоимости дизельного топлива, основного конкурента природного газа. Эксперты Минэнерго рассмотрели несколько вариантов, вплоть до полного снятия каких-либо ограничений, и пришли к выводу: самое оптимальное – остановиться на 35% от цены на дизельное топливо.
Стоит отметить, что, по данным на июль этого года, средняя рыночная цена на КПГ установилась в районе 37% от цены на дизтопливо и 42% от стоимости бензина АИ-80. Таким образом, производителям придется опустить сегодняшнюю цену на природный газ ниже 12 руб. за куб. м, что может негативно сказаться на желании инвестировать в строительство специализированных заправочных станций. Возможно, даже приведет к закрытию существующих, а их всего 250 на всю страну.
Так, представитель «Роснефти» на одном из круглых столов, посвященных этой тематике, рассказал, что компания обеспокоена судьбой их заправочного пункта в Сочи. Заправка была построена в преддверии Олимпиады как результат соглашения, подписанного партнерами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года ОАО «НК «Роснефть» и ООО «Фольксваген Груп Рус». Соглашение это направлено на развитие в России рынка сбыта КПГ, а также рынка автомобилей, двигатели которых работают на КПГ. Неожиданно этот маленький заправочный пункт стал очень популярным. Сейчас он работает на пределе своих возможностей, обслуживая 100 клиентов в день. В итоге рыночная цена КПГ там установилась на уровне 14 руб. за куб. м, это около 43% от дизеля, а спрос при этом не уменьшается. Если цену нужно будет снизить, то этот заправочный пункт может просто перестать быть рентабельным.
Постановление № 31 от 15 января 1993 года «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом», которое и ввело лимит на стоимость КПГ, принималось в условиях гиперинфляции, а сейчас в искусственном ограничении нет необходимости, уверены в компании «Газпром газомоторное топливо». К тому же нужного эффекта оно так и не оказало. Несмотря на привлекательную цену, доля КПГ в общем объеме реализуемого моторного топлива остается на уровне 0,2%. Потребление КПГ сейчас составляет 350–400 млн куб. м в год, а сеть газозаправочных станций в большинстве своем была построена еще в 80–90-х годах и требует значительных вложений для модернизации. Не говоря уже о том, что к 2020 году ее инфраструктуру необходимо расширить приблизительно до 2000 объектов.
Транспортные компании, в свою очередь, опасаются, что при более высокой цене на газ новые автобусы просто не окупятся. Сегодня, учитывая цену КПГ 12 руб., срок окупаемости автобусов среднего класса – 8–10 лет, при увеличении цены всего на 4 руб. этот период увеличивается до 15 лет, что уже не так привлекательно. С большим классом дело обстоит немного лучше, так как окупается эта техника на два года быстрее.
Производители техники предупреждают, что субсидии имеют и негативный эффект. Услышав о возможных льготах, клиенты не торопятся размещать заказы, ждут помощи сверху, а потом уже заказывают все, что могут себе позволить. В итоге предприятия получают своего рода «рваный» заказ. Им приходится то простаивать, то работать на пределе.
С популяризацией КПГ дела пока тоже обстоят не слишком хорошо. Казалось бы, у этого вида топлива одни плюсы:
– Экономичность. Стоимость природного газа значительно меньше любого жидкого нефтяного топлива, а его запасов в мире хватит на ближайшие 200 лет. Эксплуатационные затраты также ниже, чем при использовании традиционного топлива.
– Экологичность. На долю автотранспорта приходится от 70 до 90% загрязнений воздушной среды городов. В программе Республики Татарстан по развитию рынка газомоторного топлива до 2023 года приводятся любопытные данные: при сжигании 1000 л жидкого топлива в воздух выбрасывается 200 кг оксида углерода, 25 кг углеводородов, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений. А вот природный газ выгорает почти полностью. Выбросы вредных веществ снижаются в восемь раз по оксиду углерода, по окислам азота – в два раза, по углеводородам – в три раза, по задымленности – в девять раз, а сажа не образуется вовсе. Отводимые дымовые газы не имеют и примесей серы, которые разрушают металл выхлопной трубы. В самом деле, не надоело ли вам наблюдать, как за автобусом тянется шлейф густого черного дыма? Даже в нашей столице можно периодически видеть такую картину.
– Качество. Потребители получают природный газ фактически напрямую из недр. Сложные химические процедуры с ним не проводятся, только очистка и осушка, а значит, и испортить его не получится. Метану, основному компоненту природного газа, в отличие от пропан-бутана не страшны низкие температуры, поэтому заправляться им можно даже в сильный мороз.
– Безопасность. Метан легче воздуха и при разгерметизации баллона он сразу улетучивается, а не оседает. Его нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. К тому же газ находится в баллонах под давлением, а значит, воздух, основной «ингредиент» возгорания, туда попасть не может. Еще один аспект – метан не канцерогенен, соответственно общая токсичность КПГ ниже, чем у бензина и тем более у сжиженных углеводородных газов (СУГ), то есть пропан-бутана.
И все же переходить на КПГ желающих пока не так много. Причин несколько: не все знают о преимуществах этого моторного топлива, газовые автомобили стоят дороже бензиновых и дизельных аналогов и, пожалуй, самое главное, газозаправочных пунктов крайне мало, а те, что есть, находятся неизвестно где.
Чтобы изменить ситуацию, предстоит большая работа по всем направлениям. Участники рынка сходятся лишь в двух вещах: во-первых, без инфраструктуры невозможно сделать природный газ привлекательным, во-вторых, привязка к бензину А-76 отжила свое и так или иначе менять эту норму придется.