0
9183
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.11.2014 00:01:00

Минэнерго за ограничение цены на газомоторное топливо

Тэги: минэнерго, сжатый природный газ, спг, топливо, транспорт


минэнерго, сжатый природный газ, спг, топливо, транспорт За последний год сжатый природный газ вырос в цене на 10%. Фото с сайта www.gazprom.ru

Минэнерго предлагает изменить максимальную цену на сжатый природный газ. Одна из причин – решение правительства перевести значительную часть общественного транспорта именно на этот вид моторного топлива.

К 2020 году в пятнадцати городах-миллионниках нужно перевести на это экологичное горючее половину общественного транспорта и техники дорожно-коммунальных служб. В городах с населением более 300 тыс. человек, таких почти 50, запланирован перевод 30%, а в 104 городах, где проживают от 100 тыс. человек этот показатель должен быть минимум 10%. В общей сложности это почти 50 тыс. единиц техники. Чтобы достичь этих показателей, темпы обновления парка должны составлять около 2,8 тыс. автобусов и 3,4 тыс. единиц спецтехники в год.

Закупка нового оборудования будет осуществляться при поддержке государства. На эти цели в бюджет на этот год было заложено почти 3,8 млрд руб., что более чем вдвое превышает стоимость программы 2012–2013 годов. 8 октября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление № 1027, которое утвердило правила предоставления субсидии на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность». В соответствии с постановлением субсидии на автобусы составят от 130 тыс. до 3 млн руб. в зависимости от их категории, а на технику для ЖКХ – от 100 тыс. до 3,8 млн руб. По данным Министерства промышленности и торговли, принятое решение позволит в 2014 году обеспечить закупку около 1,5 тыс. автобусов и 1 тыс. единиц спецтехники. При этом вся закупаемая газомоторная техника должна быть произведена на территории государств – участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года. По оценкам ведомства, приобретение автобусов на газомоторном топливе дополнительно увеличится на 10% от всего объема производства автобусов на территории России в прошлом году. Заявки на получение субсидий субъекты должны были подать в Минпромторг до 22 октября.

В Министерстве энергетики обеспокоены ростом цен на сжатый природный газ. За последний год он составил почти 10%, больше, чем на бензин или дизель.

Стоимость необходимого новому автопарку газомоторного топлива сегодня ограничивается 50% от цены бензина А-76. Эта норма не менялась более 20 лет. Более того, бензин такого низкого качества уже и не производится в России.

В министерстве хотят привязать цену на сжатый, или компримированный, природный газ (КПГ) к стоимости дизельного топлива, основного конкурента природного газа. Эксперты Минэнерго рассмотрели несколько вариантов, вплоть до полного снятия каких-либо ограничений, и пришли к выводу: самое оптимальное – остановиться на 35% от цены на дизельное топливо.

Стоит отметить, что, по данным на июль этого года, средняя рыночная цена на КПГ установилась в районе 37% от цены на дизтопливо и 42% от стоимости бензина АИ-80. Таким образом, производителям придется опустить сегодняшнюю цену на природный газ ниже 12 руб. за куб. м, что может негативно сказаться на желании инвестировать в строительство специализированных заправочных станций. Возможно, даже приведет к закрытию существующих, а их всего 250 на всю страну.

Так, представитель «Роснефти» на одном из круглых столов, посвященных этой тематике, рассказал, что компания обеспокоена судьбой их заправочного пункта в Сочи. Заправка была построена в преддверии Олимпиады как результат соглашения, подписанного партнерами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года ОАО «НК «Роснефть» и ООО «Фольксваген Груп Рус». Соглашение это направлено на развитие в России рынка сбыта КПГ, а также рынка автомобилей, двигатели которых работают на КПГ. Неожиданно этот маленький заправочный пункт стал очень популярным. Сейчас он работает на пределе своих возможностей, обслуживая 100 клиентов в день. В итоге рыночная цена КПГ там установилась на уровне 14 руб. за куб. м, это около 43% от дизеля, а спрос при этом не уменьшается. Если цену нужно будет снизить, то этот заправочный пункт может просто перестать быть рентабельным.

Постановление № 31 от 15 января 1993 года «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом», которое и ввело лимит на стоимость КПГ, принималось в условиях гиперинфляции, а сейчас в искусственном ограничении нет необходимости, уверены в компании «Газпром газомоторное топливо». К тому же нужного эффекта оно так и не оказало. Несмотря на привлекательную цену, доля КПГ в общем объеме реализуемого моторного топлива остается на уровне 0,2%. Потребление КПГ сейчас составляет 350–400 млн куб. м в год, а сеть газозаправочных станций в большинстве своем была построена еще в 80–90-х годах и требует значительных вложений для модернизации. Не говоря уже о том, что к 2020 году ее инфраструктуру необходимо расширить приблизительно до 2000 объектов.

Транспортные компании, в свою очередь, опасаются, что при более высокой цене на газ новые автобусы просто не окупятся. Сегодня, учитывая цену КПГ 12 руб., срок окупаемости автобусов среднего класса – 8–10 лет, при увеличении цены всего на 4 руб. этот период увеличивается до 15 лет, что уже не так привлекательно. С большим классом дело обстоит немного лучше, так как окупается эта техника на два года быстрее.

Производители техники предупреждают, что субсидии имеют и негативный эффект. Услышав о возможных льготах, клиенты не торопятся размещать заказы, ждут помощи сверху, а потом уже заказывают все, что могут себе позволить. В итоге предприятия получают своего рода «рваный» заказ. Им приходится то простаивать, то работать на пределе.

С популяризацией КПГ дела пока тоже обстоят не слишком хорошо. Казалось бы, у этого вида топлива одни плюсы:

– Экономичность. Стоимость природного газа значительно меньше любого жидкого нефтяного топлива, а его запасов в мире хватит на ближайшие 200 лет. Эксплуатационные затраты также ниже, чем при использовании традиционного топлива.

– Экологичность. На долю автотранспорта приходится от 70 до 90% загрязнений воздушной среды городов. В программе Республики Татарстан по развитию рынка газомоторного топлива до 2023 года приводятся любопытные данные: при сжигании 1000 л жидкого топлива в воздух выбрасывается 200 кг оксида углерода, 25 кг углеводородов, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений. А вот природный газ выгорает почти полностью. Выбросы вредных веществ снижаются в восемь раз по оксиду углерода, по окислам азота – в два раза, по углеводородам – в три раза, по задымленности – в девять раз, а сажа не образуется вовсе. Отводимые дымовые газы не имеют и примесей серы, которые разрушают металл выхлопной трубы. В самом деле, не надоело ли вам наблюдать, как за автобусом тянется шлейф густого черного дыма? Даже в нашей столице можно периодически видеть такую картину.

– Качество. Потребители получают природный газ фактически напрямую из недр. Сложные химические процедуры с ним не проводятся, только очистка и осушка, а значит, и испортить его не получится. Метану, основному компоненту природного газа, в отличие от пропан-бутана не страшны низкие температуры, поэтому заправляться им можно даже в сильный мороз.

– Безопасность. Метан легче воздуха и при разгерметизации баллона он сразу улетучивается, а не оседает. Его нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. К тому же газ находится в баллонах под давлением, а значит, воздух, основной «ингредиент» возгорания, туда попасть не может. Еще один аспект – метан не канцерогенен, соответственно общая токсичность КПГ ниже, чем у бензина и тем более у сжиженных углеводородных газов (СУГ), то есть пропан-бутана.

И все же переходить на КПГ желающих пока не так много. Причин несколько: не все знают о преимуществах этого моторного топлива, газовые автомобили стоят дороже бензиновых и дизельных аналогов и, пожалуй, самое главное, газозаправочных пунктов крайне мало, а те, что есть, находятся неизвестно где.

Чтобы изменить ситуацию, предстоит большая работа по всем направлениям. Участники рынка сходятся лишь в двух вещах: во-первых, без инфраструктуры невозможно сделать природный газ привлекательным, во-вторых, привязка к бензину А-76 отжила свое и так или иначе менять эту норму придется.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1521
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3431
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2511
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2025

Другие новости