Подписание «соглашения века» между «Газпромом» и китайской стороной. Фото Reuters
В минувшем году Китай потребил 1,93 млрд т угля (в нефтяном эквиваленте), что больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые. Причем если раньше Китай был экспортером угля, то в 2011 году превратился в импортера. И объем нетто-импорта растет очень быстро: с 2 млн т в 2011 году до 85 млн т в 2013 году. Сегодня в крупных китайских городах наблюдается настоящая экологическая катастрофа. Здесь просто нечем дышать. В этих условиях Китай стал стремительно наращивать потребление экологически чистого природного газа. Если в 2010 году этот показатель составлял 107 млрд куб. м, то в 2013-м – уже 167 млрд куб. м (из которых 51 млрд куб. м было импортировано). В сентябре минувшего года Министерство охраны окружающей среды и Госсовет КНР приняли План действий по борьбе с загрязнением воздуха, который подразумевает увеличение доли газа в энергобалансе. Увеличение спроса на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) спровоцировало рост цен на сжиженный природный газ. В декабре минувшего года некоторые партии СПГ в АТР продавались по цене около 900 долл. за 1 тыс. куб. м. Средняя цена СПГ в Китае в минувшем году составила 550 долл. Это существенно выше средней цены российского газа в Европе, которая в прошлом году составила 387 долл. за 1 тыс. куб. м. Как известно, поставки СПГ в Китай осуществляются и с российского проекта «Сахалин-2», крупнейшим акционером которого является «Газпром». В дальнейшем экспорт СПГ из России в Китай будет увеличен за счет проектов «Ямал СПГ» и «Владивосток СПГ».
Стоит обратить внимание и на тот факт, что Китай недавно стал мировым лидером по производству автомобилей. Не секрет, что главный загрязнитель воздуха в крупных городах – это автотранспорт. Чтобы окончательно не уничтожить все живое в китайских мегаполисах, автомобили здесь стали переводить на газ. Сегодня на газомоторном топливе в КНР ездит более 2 млн машин, и их количество стремительно растет.
По словам старшего экономиста Института экономики и технологий при Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Сюй Бо, Китай увеличит объем потребления природного газа к 2020 году с нынешних 167 млрд куб. м до 420 млрд куб. м. В свою очередь, Институт энергетических исследований РАН делает более скромный прогноз в отношении потребления газа в КНР в 2020 году – 365 млрд куб. м. Правда, к 2030 году этот показатель, по мнению российских ученых, достигнет 587 млрд, а к 2040-му – 746 млрд куб. м. Очевидно, что поставки российского газа на китайский рынок будут неуклонно увеличиваться – 38 млрд куб. м, о которых договорились в мае текущего года, это только первый шаг. В дальнейшем поставки неминуемо будут нарастать.
Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер в конце мая подписал приказ о начале практической реализации инвестиционных проектов «Газпрома» для поставки газа в Китай. Все профильные подразделения и дочерние общества компании приступили к осуществлению проектов создания газодобывающих, газотранспортных и газоперерабатывающих мощностей для организации поставок газа в КНР. На первом этапе инвестиционные проекты связаны с использованием газа Якутского центра газодобычи.
Промышленный рост
В соответствии с утвержденным комплексным планом мероприятий в 2015 году начнется обустройство газовой залежи Чаяндинского месторождения, строительство первой нитки газотранспортной системы (ГТС) «Сила Сибири», газоперерабатывающего и гелиевого заводов в Амурской области.
Добыча газа на Чаяндинском месторождении стартует в конце 2018 года. К этому времени состоится ввод в эксплуатацию первоочередного участка ГТС «Сила Сибири» от Чаянды до Благовещенска и первоочередных газоперерабатывающих мощностей. Это позволит в 2019 году начать прямые поставки газа в Китай в соответствии с обязательствами, предусмотренными подписанным контрактом. Комплексный план также предполагает пробную добычу нефти на Чаяндинском месторождении в 2014 году, опытно-промышленную – в 2015 году. Поставка нефти в нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан запланирована на конец 2017 года. Запасы Чаяндинского месторождения составляют 1,45 трлн куб. м газа и около 93 млн т жидких углеводородов. В Якутии «Газпрому» также принадлежат лицензии на Соболох-Неджелинское, Верхневилючанское, Тас-Юряхское и Среднетюнгское месторождения.
Президент Владимир Путин, выступая на Петербургском экономическом форуме, заявил, что впереди у нашей страны «самая крупная стройка в мире». По его словам, Россия за четыре-пять лет инвестирует в проект около 55 млрд долл., Китай потратит на инфраструктуру для поставок еще 20–22 млрд долл. В связи с этим Bank of America Merrill Lynch повысил прогноз роста российской экономики на 2015 год с 1,5 до 2,1%. Дополнительный эффект дадут вложения будущих подрядчиков: им придется инвестировать в развитие мощностей, чтобы принять участие в строительстве, отмечают аналитики. Банк повысил прогноз темпов роста инвестиций в основной капитал на 2015 год в 10 раз: с 0,4 до 4,3%. Благодаря этому ускорится и экономика, а китайский аванс в 25 млрд долл., который предварительно согласовали «Газпром» и CNPC, поможет укрепиться рублю, считают аналитики банка. В свою очередь, аналитики российского ВТБ прогнозируют, что рост ВВП России в 2015 году составит около 3%. Необходимо подчеркнуть, что газ в Восточной Сибири сложносоставной, поэтому он будет поступать на газоперерабатывающий и гелиевый заводы, а затем извлеченный этан пойдет на газохимический комплекс. Таким образом, «Газпром» будет продавать не только метан, но и этан, пропан, бутан и гелий. Затем в «Силу Сибири» вольется газ Ковыктинского газоконденсатного месторождения, расположенного в Иркутской области, который также является сложносоставным.
Безопасность маршрутов
Рост импорта углеводородов заставляет Китай задуматься о диверсификации маршрутов доставки. Как известно, природный газ поступает в КНР по трубопроводам из Центральной Азии и Мьянмы. Однако эти маршруты находятся в районах сильной террористической угрозы. В последнее время на северо-западе КНР резко активизировались уйгуры, которых стали называть частью международного исламского терроризма. В частности, в мае текущего года в городе Урумчи – столице Синцзянь-Уйгурского автономного района – произошел теракт, в результате которого погибли свыше 30 человек, а более 90 получили ранения. Позже произошло еще несколько менее масштабных терактов. По всей видимости, США продолжат активно поддерживать сепаратизм уйгуров, чтобы поставить под угрозу поставки нефти и газа из стран Центральной Азии в КНР. Уйгуры – мусульмане-сунниты. А именно суннитов американцы поддерживают в конфликтах на Ближнем Востоке. Как известно, лидером суннитов является Саудовская Аравия, а шиитов – Иран.
На юге Китай граничит с Мьянмой. В 2010 году эта страна вступила на путь демократии и либеральных реформ. В 2012 году ее почтил своим присутствием президент США Барак Обама. Казалось бы, что привело главу сильнейшего государства на планете в маленькую, отсталую страну? Было отмечено, что главным фактором для беспокойства США является преследование мусульман из народа рохинджа, живущих в штате Ракхайн, местными буддистами. Однако в штате Ракхайн не только преследуют мусульман, но и добывают газ. В июле прошлого года начались поставки газа из этого района Мьянмы в Китай. А уже осенью по Мьянме прокатилась волна террористических актов (взрывались отели и рестораны). Директор ПИР-Центра Владимир Орлов заявил тогда: «В Мьянме все активнее обсуждается вариант балканизации страны. Многие жители западного штата Ракхайн, например, считают такой вариант лучшим из возможных». Запасы газа в Мьянме не велики, но и эта страна не оказалась обойдена вниманием международного терроризма.
Поставки газа из России в северо-восточные районы КНР в этих условиях выглядят наиболее безопасными.