0
7945
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.05.2014 00:01:00

Бюрократические игры с электрическим счетчиком

Тэги: энергетика, энергоэффективность, энергетическая стратегия


энергетика, энергоэффективность, энергетическая стратегия Тепловые потери отчетливо видны на тепловизоре. Фото Reuters

Если обратиться к пока так и не принятой в окончательном варианте Энергетической стратегии России до 2035 года, то в ней ориентир «энергоэффективность» присутствует, как и в предыдущем варианте Энергетической стратегии до 2030 года, но несколько в иной редакции. Авторы доклада отмечают, что его нереализованный потенциал энергосбережения превышает одну треть общего потребления топливно-энергетических ресурсов в стране. В этой связи, говорится далее в данной работе, необходимо завершить начатую в 2009–2013 годах работу по формированию целостной системы стимулов и механизмов для развития технологического энергосбережения. При этом указывается, что основные меры государственной энергетической политики в этой сфере включают развитие механизма энергосервисных контрактов. Другими словами –  стимулирование приобретения энергоэффективного оборудования. На бумаге все выглядит гладко. Однако посмотрим, что же происходит в реальности.

На прошедшем недавно круглом столе по теме «Повышение энергоэффективности: реальные инструменты и результаты реализации госполитики», организованном Комитетом по инновационной экономике Ассоциации менеджеров России, обсуждалась проблема практической реализации федерального закона № 261 от 23.11.09, который и определяет комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 

В мероприятии приняли участие ведущие специалисты компаний «Россети», ОАО «РЖД», представители Министерств энергетики РФ и Московской области, экспертных организаций в области энергоаудита.

За истекшие четыре года было проведено на основании ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» от 23.11.09 обязательное энергетическое обследование или сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением результатов в энергетическом паспорте. 

Напомним, что энергетические обследования бывают обязательные и добровольные. Проведение энергетического обследования обязательно для органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций с участием государства или муниципального образования, крупных потребителей ресурсов и др. Обязательные энергетические обследования проводятся исключительно в отношении лиц – организаций, учреждений, а также органов власти, наделенных правами юридического лица. Указанные лица должны организовать первое обязательное энергетическое обследование и получить энергетический паспорт на позднее 31 декабря 2012 года. Последующие энергетические обследования должны проводиться не реже, чем один раз каждые пять лет. Смысл обязательного энергетического обследования состоит в том, чтобы изыскать возможности для экономии ресурсов. Энергетический паспорт, составленный по результатам обязательного энергетического обследования, является инструментом контроля за соблюдением законодательства в сфере энергосбережения каждым учреждением (организацией), так как позволяет оценивать динамику и эффект энергосбережения по каждому юридическому лицу, а совокупность данных энергопаспортов – по каждому муниципальному образованию, субъекту РФ и по стране в целом. В круг лиц, для которых энергетическое обследование обязательно, включены организации, потребление ТЭР и воды которых оплачивается из бюджета. По экспертным оценкам бюджетные организации в настоящее время нерационально потребляют по меньшей мере 20% ТЭР и воды. Поэтому в Законе «Об энергосбережении…» № 261 от 23.11.09. в ст. 24 установлена прямая обязанность бюджетных организаций сэкономить за пять лет 15% от потребления ТЭР и воды в 2009 году в сопоставимых условиях.

Заниматься энергетическим обследованием организаций вправе только энергоаудиторы – участники саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования.

На первых порах реализация указанного закона столкнулась с определенными трудностями. Они были связаны прежде всего с отсутствием необходимого количества энергоаудиторов, да и недостаточным качеством подготовки большинства имевшихся на тот период времени. Поэтому одной из задач являлась подготовка энергоаудиторов. На сегодня, по данным Андрея Романчука из ЭСК РусГидро, поступило больше 104 тыс. энергетических паспортов. На 87% из тех, кто прошел обследование, это органы государственной власти и предприятия с государственным и муниципальным участием. 7% – организации, осуществляющие регулирование этой деятельности, 3% – организации бизнес-сообщества. Таким образом энергоаудиту подверглось подавляющее большинство юридических лиц, которые согласно закону должны были провести подобное обследование. Предполагалось, что за отказ от проведения обследования юридические лица должны были бы штрафоваться, но этого не случилось. 

Однако возникла и другая проблема, которая была связана с низким качеством проведенного обследования, а также с тем, какие должны быть дальнейшие шаги. Предполагалось, что выявленные в ходе обследования недостатки должны были устраняться. Но весь вопрос в том, за чей счет и кто в принципе должен был бы оплатить работу энергоаудиторов в случае обязательного обследования. Понятно, что это бюджетные деньги и не все готовы их тратить на энергоэффективность в силу ограниченности финансовых средств. Ответы на вопросы, за чей счет и кто и как будет внедрять новые технологии, пока так и не получены. Другими словами, настоящий энергосервис у нас пока не прижился. Кроме того, непонятно, зачем необходимо было свозить в Минэнерго для анализа все энергопаспорта. По мнению первого заместителя министра энергетики Московской области Андрея Лукашова, в центральных органах массив ценнейшей информации просто не используется. А анализ состояния дел необходим, чтобы понять, какие проблемы стоят и как их решать. Проще это делать, по словам Лукашова, на региональном уровне. Но пока коридоры в Минэнерго завалены отчетами энергоаудиторов, появляются предложения об отказе от нынешней формы проведения обязательного энергоаудита.

Поэтому сейчас и в Минэнерго, и в экспертном сообществе обсуждается механизм отказа от проведения обязательных энергетических обследований. Взамен предлагается институт декларирования, что, по мнению ряда экспертов, просто выхолащивает идею повышения уровня энергосбережения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1605
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1000
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
723
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
993

Другие новости