0
11078
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.05.2014 00:01:00

Модели для иностранных инвесторов

Тэги: энергетика, нефтедобыча, иностранные инвестиции


энергетика, нефтедобыча, иностранные инвестиции Схема предоставлена автором

По данным Росстата,  доля иностранных инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых в общем объеме поступивших в Россию иностранных инвестиций в последние годы находилась на уровне 10%. При этом основную их часть составляли инвестиции в нефтедобычу. Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) год от года существенно менялась, но при этом достаточно четко выделяются два периода. Если с 2004 по 2008 год  доля  ПИИ составляла более 50% всех иностранных вложений в добычу топливно-энергетических ресурсов, то в 2009–2012 годах она не превышала 30%. Понятно, что это связано с принятием в 2008 году  ряда законов, ограничивающих доступ иностранных инвесторов к стратегически значимым месторождениям нефти и газа. В период повышения цен на нефть в нулевых годах доступ иностранных инвесторов к российским энергоресурсам был ограничен по сравнению с предшествующим периодом либерализации рынка. Под запрет попали фактически все стратегически значимые отрасли, к которым было отнесено в том числе геологическое изучение недр  и разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения. К числу последних отнесены, в частности,  участки с извлекаемыми запасами нефти от 70 млн т и природного газа от 50 млрд куб. м, а также участки внутренних морских вод, территориального моря  и континентального шельфа РФ. Закон № 58 вводит  в Закон «О недрах» ограничение на использование участков недр федерального значения  в части возможности отказа иностранному инвестору в разведке и разработке месторождения, обнаруженного им  в ходе  геологического изучения недр, и в части  предоставления права  недропользования на континентальном шельфе  только российским госкомпаниям. Закон же № 57  устанавливает требование предварительного согласования  сделок, влекущих установление контроля иностранными инвесторами  над хозяйственными обществами стратегического значения, то есть использующими  участки недр федерального значения. Устанавливается порог  иностранного участия  для области недропользования на участках недр федерального значения в 10%. Координация согласований возложена на Федеральную антимонопольную службу РФ.  

 Во многом такой подход сложился под влиянием позиции тогдашнего  вице-премьера Игорь  Сечина (2012 год), полагавшего в тот период, что российские компании смогут справиться со сложными технологическими задачами самостоятельно, в том числе и на шельфе. Но на пути к коренной ломке действующего подхода – допуска компаний к работам на шельфе, когда к ним де-факто привлекаются только «Газпром» и «Роснефть» при младшем партнерстве сторонних компаний, имеется существенное препятствие. А именно, позиция самих «Газпрома» и «Роснефти». Судя по всему,  позицию вице-премьера не смог скорректировать даже тот очевидный факт, что российские компании в одиночку не справятся с разработкой недр ни в технологическом смысле, ни с точки зрения расширения рынка сбыта. Но кроме оппозиции нефтегазового лобби практическим изменениям мешает российское законодательство. Дело в том, что существующие законы корректируются разного рода инструкциями и подзаконными актами, содержание которых известно в большинстве случаев только чиновникам. 

Пути решения возникающих у иностранных инвесторов текущих проблем с учетом особенностей российского государственного устройства и антикоррупционного законодательства требуют каждый раз довольно емкой работы с неопределенным для ее исполнения лимитом времени.  

В условиях быстрого роста цен на нефть суммарные инвестиции в ТЭК за период 2006–2010 годов по сравнению с периодом 2001–2005 годов выросли с 101,7 млрд долл. (в ценах 2010 года) до 371 млрд долл., в том числе в добычу нефти  и газа – с 49,4 до 140 млрд долл. При этом в 2006–2010 годах среднегодовой темп роста добычи нефти сократился до 1,5% в год по сравнению с 7,8% в год в 2001–2005 годах, добычи газа – с 1,9% до 0,2% в год за аналогичные периоды.

Целевой сценарий  проекта «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года»  подразумевает рост добычи газа и нефти к 2035 году  до 42,9% и  до 2,1% соответственно относительно 2012 года. Международное энергетическое агентство считает, однако, что к 2035 году нефтедобыча в России сократится на 12,5%, а добыча газа вырастет лишь на 23%. Это является более пессимистическим прогнозом даже по сравнению с консервативным сценарием Энергостратегии-2035. В любом случае, в долгосрочной перспективе добывающие отрасли ждет удорожание  новых проектов из-за сокращения относительно легкодоступных резервов углеводородов. Поэтому в будущем российской добыче энергоресурсов потребуется  увеличение объемов инвестиций. Согласно проекту Энергетической стратегии-2035, доля ТЭК в общих капиталовложениях в экономику снизится с 25,6% в 2010 году до 17,7% в 2035 году, что сократит долю капитальных вложений в ТЭК с 5,6 до 4,6% ВВП. Тем не менее капиталовложения в энергетический сектор страны будут поэтапно увеличиваться в абсолютном выражении. В период 2011–2015 годов они составят 460 млрд долл., а в 2031–2035 годах уже должны достигнуть 793 млрд долл. (в ценах 2010 года). При  этом наибольшая часть инвестиций придется на нефтегазовый сектор. Расширение участия иностранных инвесторов в российском ТЭКе могло бы послужить  своего рода «подушкой безопасности» для смягчения рисков на пути реализации Энергетической стратегии-2035, если исходить из возможного замедленного развития экономики России. С другой стороны, в случае благоприятной экономической ситуации в стране в долгосрочной перспективе потребность в иностранных инвестициях сократится. С точки зрения сегодняшней политической ситуации в мире, российско-украинский конфликт грозит перейти  в фазу холодной войны со всеми негативными последствиями для деятельности иностранных компаний в РФ.

Помимо финансовой стороны дела существует и технологическая. Несмотря на то, что в долгосрочном периоде поставлена цель комплексного технологического перевооружения российского ТЭКа, на данный момент разработка ряда источников углеводородного сырья затруднена из-за отсутствия импортного оборудования и технологий иностранных компаний.

Не менее важна и позитивная роль иностранных партнеров в управлении проектами. Как было отмечено в «Прогнозе развития энергетики мира в России до 2040 года», разработанного ИНЭИ РАН и Аналитическим центром при правительстве России, конкурентоспособность российского ТЭКа во многом зависит от повышения качества корпоративного управления. Однако одним из ключевых элементов этой политики является привлечение иностранных партнеров в консорциумы по освоению ресурсов, что позволяет получить не только передовые технологии, упростить процесс сбыта продукции, но и обеспечить более действенный контроль над затратами  и эффективностью деятельности.

С сегодняшней точки зрения, хотя крупные совместные проекты с зарубежными инвесторами по-прежнему проводятся, необходимость освоения более сложных и затратных месторождений заставляет задуматься о развитии новой модели участия зарубежных инвесторов в российской добыче нефти и газа. В последние годы появились некоторые инициативы по коррекции Законов «О недрах» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», а также других законов и актов, регулирующих доступ иностранных инвесторов. В настоящее время работа по корректировке ограничительного для иностранных инвесторов законодательства должна быть активизирована, чтобы противостоять планируемым антироссийским санкциям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
509
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
353
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
203
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
291

Другие новости