0
36283
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.04.2014 00:01:00

Нефтянка как оружие против России

Тэги: экономика, нефть, цены, опек, сша


экономика, нефть, цены, опек, сша 40-я армия покидает Афганистан, битву за который выиграли саудовские и американские нефтяники. Фото ИТАР-ТАСС

Надо отметить, что мало кто из экспертов попытался связать продажи некоторой доли стратегических запасов нефти с визитом высшего руководства США в Саудовскую Аравию. По данным  Би-би-си со ссылкой на Bloomberg, США сообщили о «тестовой» продаже 5 млн тонн нефти из своих стратегических запасов. Объем заявленной к продаже нефти составляет 1% от общего объема американского резерва (696 млн тонн). Это событие  можно увязать с внезапным визитом президента США Барака Обамы в Саудовскую Аравию, поскольку  все произошло практически на  одинаковом отрезке времени. И то и другое скорее всего связано с нынешней геополитической напряженностью и стремлением Белого дома ослабить позиции России на энергорынке. Нелишне в этой связи вспомнить высказывания известного американского финансового спекулянта Джорджа Сороса, полагающего, что продажа на  мировом рынке части стратегических запасов нефти США может стать серьезным ударом по экономике Российской Федерации, так как «вливание» такого большого количества нефти может подорвать цены на черное золото. Ведь наш бюджет, если верить министру финансов Силуянову, исчисляется исходя из цены барреля. На сегодня, по подсчетам экспертов,  США  имеют около 700 млн баррелей нефти, которые утратили свое стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности из-за бурного развития технологии добычи сланцевой нефти. Это дает возможность США попытаться повлиять  на цены нефтепродуктов и тем самым значительно ослабить экономику России. Впрочем, удар может получиться даже двойным, так как доходы многих российских олигархов напрямую зависят от торговли нефтью. Имеются расчеты американских экспертов, согласно которым падение цены на нефть на 10 долл. снижает суммарные экспортные доходы России  на 40 млрд долл. В свою очередь, это бы вызвало падение ВВП на 4%. Кроме того, нельзя было бы исключать и существенное снижение цен на газ, так как в пунктах долгосрочных контрактов «Газпрома» прописана зависимость цены газа от цены нефти. Хотя сейчас значительные количества газа в Европе продаются на торговых площадках-хабах  вне  привязки к ценам на нефть.

Однако в настоящее время обвалить цены на нефть довольно сложно, поскольку существуют  колебания  поставок из Нигерии и Ливии, не говоря уже о нестабильности ситуации в Ираке. А Иран тоже  не может быстро нарастить свою нефтедобычу после снятия санкций. Кроме того, как полагают эксперты, он будет прислушиваться к рекомендациям стран – членов ОПЕК. Не стоит сбрасывать со счетов и изменение условий формирования цены на нефть, связанное с глобализацией рынка, отходом от зависимости от спроса и предложения и действиями финансовых спекулянтов. Поэтому, как отмечает finam.ru, «мы сохраняем ожидания о сохранении боковой динамики торгов, Brent  106–109 долл.». Такого же мнения придерживается и руководитель ведущей немецкой нефтегазовой компании  Wintershall Райнер Зеле. На недавней пресс-конференции по случаю годового собрания он предположил, что цена барреля нефти в перспективе будет удерживаться в пределах 100-110 долл.

В этом плане, как и в 70–80-х годах прошлого века, США, видимо, не прочь были договориться с Риадом об обвале цен на нефть – ведь когда-то это сработало и в конечном счете привело к развалу СССР, в том числе из-за возникших вследствие падения цены на нефть экономических трудностей. Однако ситуация в мире изменилась, и Саудовской Аравии невыгоден обвал цен на нефть, поскольку ее бюджет сформирован исходя из цены 90 долл. за баррель. Конечно, нельзя исключать, что Вашингтон будет готов пойти на компенсацию бюджетных потерь  для Риада, но это рискованная затея, требующая времени и четкого согласования действий. Кроме того, пока мировую сверхдержаву и Саудовскую Аравию разделяют несовместимые подходы к иранской проблеме и оказанию вооруженной поддержки сирийским повстанцам. Но тем не менее надо согласиться с британской Financial Times, опубликовавшей мнение  нефтяного аналитика группы Societe Generale в Нью-Йорке Майкла Уитнера. А он считает, что время, которое Вашингтон выбрал для продажи нефти, «напоминает предупредительный выстрел, адресованный русским». 

Поэтому интересно проанализировать, как Россия реагирует на подобные предупреждения. Известно, что российский бюджет формируется сегодня с учетом подушки безопасности, исходя из среднегодовой цены барреля в 93 долл. В этой связи заслуживает внимания недавняя дискуссия в Высшей школе экономики. Как сообщает агентство Reuters, нынешние события, связанные с затяжным кризисом, вызванным в значительной степени внутренними   проблемами и конфронтацией с Западом из-за Украины, вызывают существенные опасения по поводу экономической стабильности у либерального крыла российских экономистов. Не случайно, что  министр финансов Антон Силуанов в своем выступлении на форуме  призвал правительство не поддаваться искушению стимулировать экономику за счет государства, а, наоборот, затянуть пояса. Глава Минфина, отмечает агентство, который постоянно отбивается от требований профильных министерств увеличить ассигнования их отраслям, вступил в заочную полемику с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, предложившим на прошлой неделе смягчить бюджетную политику на фоне падения инвестиций и роста оттока капитала. В условиях кризисной ситуации искусственно стимулировать внутренний спрос за счет государственных денег опасно, считает Силуанов, предупреждая, что в правительстве и экономических кругах активизировались обсуждения, как подтолкнуть экономику за счет бюджета, увеличив расходы, инвестиционные вложения в инфраструктуру, финансирование госпрограмм.

Силуанов утверждает: «Есть такая теория, и она может быть реализована... Можно, конечно, увеличить расходы, государственный спрос, но его надо будет постоянно поддерживать, чтобы потом опять не свалиться в яму. Сможем ли мы это сделать? Думаю, ответ очевидный».

Бюджет и так напряженный, говорит Силуанов, а если еще больше нарастить расходы, возможное снижение цен на нефть выльется в разбалансировку бюджетной, финансовой, денежно-кредитной систем России. «Некоторые наши экономисты говорят: ничего страшного, подумаешь, на 1–2% (ВВП) дефицит бюджета увеличим, у нас небольшой долг. На самом деле все не так просто. Где такие источники? У Банка России брать на вторичном рынке, чтобы он покупал наши облигации?» – спросил Силуанов, добавив, что внутренние и внешние заимствования стали менее доступны из-за дорогой цены. «Если мы будем сейчас стимулировать спрос, накачивать экономику через бюджет деньгами, в том числе Банка России – а нам больше неоткуда брать, – то это будет инфляция, ослабление рубля, стимулирование импорта, снижение золотовалютных резервов, разбалансирование платежного баланса – и пошло-поехало. Нам нельзя поддаваться желанию побольше потратить... Если посмотреть на опыт других стран – Бразилия, Турция, Аргентина, Советский Союз – которые начали стимулировать внутренний спрос, увеличивать дефициты бюджетов... Очевидно, что все это заканчивается шоком», – говорит Антон Силуанов.

Конечно, финансист должен блюсти бюджет. Однако политические реалии на сегодня как раз требуют дополнительных госинвестиций. И, наверное, в данном случае простые бухгалтерские подсчеты, которыми привык оперировать нынешний министр, как и его предшественник, мало подходят. Необходим иной взгляд на складывающуюся ситуацию.

В этой связи возникает вопрос:  а насколько выгодно США применение нефтяного оружия?

Для США возможное снижение цены на нефть вследствие выброса на рынок нефти из стратегических запасов (SPR), по мнению Александра Пасечника из Фонда национальной энергетической безопасности, поставит под удар рентабельность сланцевой технологии добычи нефти. Но больше всего пострадают европейцы. Напомним, что, по данным Управления по энергетической информации США, Россия экспортирует в страны ЕС  около 84% нефти и нефтепродуктов, а также 76% природного газа. Вместе с тем в Евросоюзе российская нефть занимает 27% рынка, а газ – 31%, возместить эти объемы из других источников, если вдруг Евросоюз решится на конфронтацию с Россией, будет непросто, предупреждают аналитики Reuters. «Просто отказаться от российской нефти или газа Европа не сможет. Хотя нефть, конечно, более ликвидный рынок, чем газовый, но такие объемы быстро заместить, особенно с учетом санкций против Ирана, будет непросто», – полагает замглавы Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

«Любые санкции против России будут означать рост цен – прежде всего на нефть. А это все равно что рубить сук, на котором сидишь», – добавляет он.

Конечно, вопрос использования нефтяного оружия против России является обоюдоострым и может повлечь за собой непредсказумые последствия для мировой экономики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1614
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1005
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
724
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
996

Другие новости