Закон о промышленной политике уже заждался принятия в Госдуме. Фото Reuters
Проект закона, регулирующего ключевые вопросы экономической политики страны, уже давно обсуждается российским бизнес-сообществом. В этом плане в принципе можно оценить как правильную позицию Минпромторга, который привлек к работе над проектом закона о промышленной политике предпринимателей до того, как передать его в правительство. Благодаря такому подходу появилась возможность наполнить законопроект нормами, которые могут сыграть весьма существенную роль в регулировании промышленной деятельности. Председатель комитета РСПП по промполитике Владимир Евтушенков, выступая на заседании бюро правления РСПП, где вырабатывалась позиция бизнес-сообщества в оценке предложенного законопроекта, заявил, что по сложившейся практике российского законотворчества обычно принимаются так называемые рамочные акты общего характера. Так вот такой закон о промполитике уже не нужен: за последние 15 лет приняты десятки, если не сотня актов, регулирующих самые разные стороны промышленной деятельности. Теперь нужно обратиться не столько к сегодняшнему дню, сколько создать условия для успешного инновационного развития современного конкурентоспособного производителя товаров и услуг промышленного масштаба.
Надо признать, что разработанный Минпромторгом законопроект явно ориентирован на решение такой задачи, и в этом его принципиальная привлекательность. Здесь хочется отметить такую его важную новизну, как введение в организационно-отраслевое поле промышленного производства промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности. Более того, поддержка этого сектора экономики промышленности сформулирована как одна из основных задач промышленной политики (ст. 4, п. 2), а регулированию его создания, функционирования и развития посвящено более половины всего нормативного состава законопроекта (ст. 3, 4, 6, 7, особо 8, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 23)! Такого еще не было. Правда, в определении, данном в ст. 3, п. 8, не упомянут такой важный элемент, как организация промышленного сервиса, но это легко поправить редакционно.
Действительно, до сегодняшнего дня промышленный сервис не пользовался серьезным вниманием, но тенденции к изменению его роли и места в производственных процессах проявляются все более ярко и активно. Скорее всего это связано с появлением новых объектов управления и накоплением значительного объема специфических задач, требующих для своего решения новых подходов, умений и методов. Обостряются проблемы экологии, обращения с отходами, снижения уровня доступности ресурсов – и природных, и людских, что в целом надо было бы обозначить как необходимость формирования целостной системы обращения ресурсов. Вместо этого экологические проблемы, например, предпочитают решать путем увеличения суммы штрафов, которые прямо поступают в бюджет, так что выгоднее стимулировать нарушения, чем внедрение новых технологий. А какой скандал, можно сказать, международного уровня вызвало введение так называемого утилизационного сбора. Но утилизацию можно и нужно рассматривать как ход жизненного цикла изделия или агрегата. Именно промышленному сервис-инжинирингу по силам решить эту глобальную задачу. Компания IFC в своем докладе «Отходы в России: мусор или ценный ресурс?» тоже рекомендует выделить обращение с отходами в отдельную услугу, чтобы освободить потребителя от неокупаемых затрат. Именно этот аспект заставляет совершенно по-другому посмотреть на промышленный сервис.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев настойчиво подчеркивает, что главная проблема российской экономики сейчас – это борьба с издержками. В настоящее время созрели условия для принципиального изменения представлений о производственно-организационной структуре, включив в нее в качестве самостоятельного звена организацию оказания сервисных услуг, в том числе работу по уборке, транспортировке, разделению и переработке отходов.
В заслугу Минпромторга можно поставить тот факт, что его проект закона о промполитике создает законодательные предпосылки для конструктивной работы по снижению издержек производства – на это обстоятельство пока что никто не обратил внимания, а оно чрезвычайно важное. Вспомогательные, обеспечивающие, обслуживающие и дополнительные производства организационно всегда рассматривались в общей цепочке производственных процессов и соответственно в сумме затрат. Но если основное производство развивалось, совершенствовалось, информатизировалось, автоматизировалось и т.д., то все остальное оставалось уделом практически ремесленничества, где превалировали ручной труд и невысокие требования к квалификации, увеличивая накладные расходы. Способом их снижения стала передача самостоятельным подразделениям рекламной, логистической, дистрибьюторской, ремонтной и других видов вспомогательных услуг, перечень которых чрезвычайно активно дополняется за счет целенаправленной специализации. Так появились структуры, предоставляющие сервисные услуги клиринга (уборка мусора), кейтеринга (организация питания), рециклинга (переработка отходов), ресайклинга (переработка тары). Размещение этих работ в общем функционале управления производственной системы существенно тормозит ее развитие. Не потому ли, к примеру, РЖД работает на пределе рентабельности, а по некоторым услугам – и в убыток, что в основную деятельность включается и весь сервис? А стоило только часть этих работ передать на аутсорсинг, как рентабельность пошла вверх. Столичные власти передают в сервисное обслуживание поездов метрополитена специализированной компании, что позволит значительно сократить затраты и сэкономить немалые средства. Пример значительной эффективности выделения сервисных услуг в самостоятельную службу показало Минобороны, сконцентрировав все обслуживающие предприятия и организации в одну структуру – «Оборонпромсервис». Тем не менее это – паллиативное решение, оставляющее весь комплекс в рамках системы отраслевого управления. Возможно, именно поэтому вся эта деятельность приобрела криминальный характер. Одной из кардинальных причин такой инерционности является слабая развитость сервиса как самостоятельной отрасли промышленного производства, в результате чего некому передавать эти функции.
Эксперты пришли к выводу, что Германия меньше всех пострадала от недавнего мирового кризиса благодаря тому, что удалось совершить революцию компетенций в сфере индустриального специализированного труда. Пора и нам этим заняться, выделив в качестве объекта промышленной политики промсервис. Это позволит осуществлять единую технологическую, техническую, кадровую политику, ввести обязательные единые стандарты не просто качества, а всей производственной деятельности, тарифов, обоснованных по принципу бенчмаркинга, то есть на основе сравнительного анализа операционных и инвестиционных затрат, что в условиях перехода к федеральной контрактной системе станет основным способом ценообразования. Тем более что промышленный сервис напрямую не входит в перечень отраслей экономики, регулируемых нормами ВТО.
Любая промышленная отрасль характеризуется прежде всего набором специализированных технологий, производственных стандартов, профессиональных требований, особых финансовых механизмов. Пока что далеко не все эти элементы присущи и промышленному сервису. Но, поставленные в повестку промышленной политики, они появятся. В частности, отрасль станет привлекательной для инвестиций. Российский фонд прямых инвестиций, например, совместно с Европейским банком реконструкции и развития уже подписали соглашение с совладельцами Сервисной холдинговой компании Maykor об инвестициях на общую сумму 100 млн долл., аргументируя тем, что в ближайшие 2–3 года этот бизнес вырастет в 2–3 раза! Ожидание прибавления инвестиционной привлекательности сервис-инжиниринга подтверждает сложившийся тренд изменений мирового инвестиционного рынка: крупный капитал все чаще предпочитает вкладываться не в банки и гособлигации, а в простой, но зато стабильный бизнес. По данным журнала «Деньги», крупный инвестиционный фонд PamplonaCapital создал громадный холдинг CSCServiceWorks со штатом более 2 тыс. работников и зоной обслуживания свыше 1 млн различных пунктов автоматической подкачки шин и прачечных в Северной Америке и Европе. Российский фонд прямых инвестиций планирует вложить около 3,6 млрд руб. в оператора прачечных.
Каждый раз, когда поднимается вопрос о приоритетах экономического развития, с удивительным постоянством воспроизводится один и тот же перечень отраслей, которым должны оказываться предпочтения: авиация и космос, оборонная промышленность, энергетика, телекоммуникации и др. Между тем, если все силы ограничить этими производственными системами и оставить без внимания соответствующую сервисную инфраструктуру, эффективность экономики в целом останется на низком, а может, и на катастрофическом уровне. Не хочется быть пророком бед и несчастий, но техногенные вызовы, которые объясняются высоким уровнем сложности современного производства, требуют адекватной технологической оснащенности и квалификации по всей производственной цепочке.
Российские академики на недавно состоявшейся встрече с президентом РФ озвучили инициативы по «бюджетному маневру», в частности, временному перефокусированию расходов федерального бюджета в сферы образования, здравоохранения, науки, то есть сектора, составляющие нагрузку на бюджет. Между тем есть еще один резерв, который связан не с перераспределением бюджетных расходов, а с их экономией за счет более эффективного использования средств. Есть все основания полагать, что один из них – интенсификация развития промышленного сервиса как специализированной отрасли экономики. Помимо снижения издержек основного звена промышленного производства открывается значительная ниша для обеспечения рабочих мест кадрами, которые появляются (чтобы не сказать – выбрасываются) на рынке труда в результате внедрения инноваций: несмотря на то что многие из них обладают достаточно высокой квалификацией, найти приложение своих сил становится иногда неразрешимой задачей. В то же время приход в сервисные структуры таких специалистов может существенным образом изменить экономику всей отрасли в целом и существенно повысить ее потенциал. Сейчас, предвидя возможность роста безработицы, правительство заявило о готовности оказать поддержку усилий по предотвращению этой угрозы и настаивает на создании при предприятиях центров, в которых сотрудников, подпадающих под сокращение, будут переобучать для нужд производств, испытывающих дефицит квалифицированных кадров. На эти цели зарезервирована бюджетная поддержка в объеме 200 млрд руб. Крупный бизнес не торопится откликнуться на этот призыв, а вот организации промсервиса как раз предоставляют широкое поле возможностей для реализации такой программы.
Формирование новых перспективных отраслей экономики не является сверхординарным методом организации госуправления. Сошлемся, например, на опыт развития в России промышленного дизайна – целенаправленные и настойчивые усилия в этой области, предпринимаемые Минэкономразвития на протяжении почти 10 лет, привели в конечном счете к принятию правительством РФ в мае 2013 года «дорожной карты», в которой прямо указывается на необходимость становления этой деятельности как новой отечественной индустрии. Неужели и промсервису придется пройти столь же длительный путь? Принятие закона о промполитике в редакции Минпромторга позволит, на наш взгляд, значительно его сократить.