Михаэль ХАРМС, председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты, рассказал ответственному редактору «НГ-энергии» Олегу НИКИФОРОВУ о планах немецкого бизнеса по содействию развитию среднего предпринимательства в России.
– Как вы оцениваете развитие среднего бизнеса в России?
– Если попытаться дать определение средним предприятиям, то обычно принимаются во внимание оборот и количество персонала. Однако имеются определенные различия в подходе к этим показателям ЕС и Германии. В Германии средние фирмы – это предприятия с числом сотрудников не более 250 человек. В то время как по меркам ЕС – 500. Что касается оборота, то это показатель в пределах 5 миллионов евро в год. Но я думаю, это не является решающим. Дело не в количестве сотрудников, финансовых показателях и не в доле средних предприятий в ВВП страны. И даже не в общем числе таких фирм. Мне кажется, что и в России имеется достаточное количество средних предпринимателей.
Отличия лежат в сфере философии, в организационном аспекте, в сфере деятельности. У немцев есть то, чего не хватает российскому среднему бизнесу, – а именно промышленная направленность, значительная инновативность бизнеса и выход на международную арену. Немецкие средние фирмы, как правило, находятся в провинции и, являясь семейными предприятиями, не выходят на биржу. Они очень активны в своем узком сегменте рынка и занимают в нем ведущие позиции.
В России таких фирм почти нет. В России классический средний предприниматель – это представитель обслуживающего сектора. Это может быть и промышленная фирма или предприятия народного промысла, которые, в лучшем случае, активны в границах своего региона, возможно, в некоторых случаях они и выходят на общероссийский рынок, но вряд ли действуют на международной арене и вряд ли являются инновативными. Правда, имеется одно исключение в отношении компаний, занимающихся программным обеспечением и IT. Они тоже нередко являются семейными фирмами и работают в российских регионах, при этом они известны и в других странах. В сфере промышленного производства в России я таких фирм не знаю.
– Вы заявили о намерении оказать поддержку российскому среднему бизнесу. Как вы пришли к этой идее и почему?
– Ну, это идея нашего президента господина Зеле. Что касается меня, то я немного скептически отношусь к большим политическим заявлениям. Любые инициативы по среднему бизнесу – это прекрасно. Об этом можно говорить, но надо быть очень конкретным. Дело в том, что, наверное, нет смысла рассказывать российским политикам и российскому бизнесу, как важно развивать средний бизнес. Такие разговоры вряд ли являются решающими, поскольку и политики, и деловой мир России знают это не хуже нас. Российским правительством делается многое, чтобы содействовать российскому среднему бизнесу. Но мы говорим о конкретных проблемах. В числе значительных препятствий для немецких фирм, которые развивают здесь свое производство, отсутствие способных к производству на требуемом качественном уровне предприятий-субпоставщиков. Крупные немецкие фирмы хотели бы закупать части и продукты у поставщиков на месте. А они, как правило, либо отсутствуют, либо недостаточно квалифицированны, чтобы поставлять требуемую продукцию, и поэтому неконкурентоспособны.
– Означает ли это, что немецкие фирмы вынуждены детали и продукцию, которую они могли бы покупать здесь, ввозить из других стран? А ведь если бы они производились на месте, то были бы дешевле.
– Абсолютно точно. Это было бы выгодно обеим сторонам. Мы уже развиваем подобные пилотные проекты с некоторыми регионами по подготовке субпоставщиков, однако процесс идет непросто.
Вторая тема – это производственное обучение. Многие российские средние фирмы, а также немецкие компании жалуются на нехватку квалифицированных рабочих. Поэтому мы решили помочь внедрить в России так называемую систему дуального обучения для подготовки квалифицированных рабочих кадров. Дуальное обучение – это обучение в колледже (которое раньше у вас называлось ПТУ) с одновременной подготовкой непосредственно на рабочих местах на заводе. С начала года во внешнеторговой палате начал работу уполномоченный по вопросам дуального образования. Он будет оказывать содействие во введении подобной системы обучения.
Средний бизнес больше всего страдает от монополизации. Мы вместе с российским правительством изучаем этот вопрос, ищем узкие места, выявляем случаи ограничения конкуренции, которые не позволяют среднему бизнесу развиваться. Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить свободную конкуренцию для среднего бизнеса и российского, и немецкого на территории России.
Еще одной важной темой, которой мы занимаемся, является финансирование среднего бизнеса. Уже создан специальный совместный фонд. В его организации участвовали немецкая финансовая организация – немецкий банк развития Kreditanstalt fьr Wiederaufbau (KfW) и Внешэкономбанк. Этот фонд специально предназначен для финансирования средних предприятий. Решение о создании российским ВЭБом и KfW фонда поддержки высокотехнологичных инновационных и энергоэффективных предприятий малого и среднего бизнеса было принято еще в 2011 году. Объем фонда составляет 1 миллиард евро. На Внешэкономбанк и KfW приходится по 150 миллионов евро, кроме того, около 125 миллионов предоставляет Европейский инвестиционный банк. К участию приглашены и другие институты развития. На один проект планируется выделять не более 20–30 миллионов евро.
Если говорить о конкретных шагах, то в этом году предусматривается организация специальной конференции для субпоставщиков, в прошлом году мы уже провели первое подобное мероприятие. Мы начали реализацию программы обучения квалифицированных рабочих, будем продолжать тему борьбы с коррупцией. Что касается конкуренции, то я пока не знаю, поскольку это постоянный политический процесс, но такие проблемы, как индустрия субпоставщиков и производственное образование, – это то, что мы конкретно будем делать.
– Господин Хармс, последние опросы относительно делового климата в России показывают растущий скептицизм немецких предпринимателей. С чем это связано?
– Действительно, 11-й опрос о деловом климате в России, проведенный Восточным комитетом германской экономики и Российско-германской внешнеторговой палатой, свидетельствует, что настроение немецких предприятий в России ухудшилось по сравнению с предыдущим периодом. Это обусловлено многими причинами. К тому же сейчас предприниматели выражают беспокойство в связи с ситуацией вокруг Украины. Ослабление курса рубля и повышение ставки рефинансирования не придают бизнесу оптимизма. Тем не менее большинство фирм не намерено отказываться от своих планов и контрактных обязательств, оставаясь верными своим инвестиционным стратегиям в России.