Глобальные потоки ПИИ, 2004–2012, и прогнозы, 2013–2015 (в млрд долл.) График UNCTADstat
Инновации являются ключом к успеху предпринимательской деятельности и с точки зрения современных предприятий распространяются за пределы научных исследований и конструкторских разработок (НИОКР). Предприятия инвестируют в широкий набор нематериальных инновационных активов, таких как базы данных, программное обеспечение, патенты, проектирование, новые организационные процессы и схемы бизнес-управления. Эти нематериальные инновационные активы составляют капитал, основанный на знаниях, – интеллектуальный капитал.
Исследования по ЕС и США показывают, что инвестиции предприятий в интеллектуальный капитал обеспечивают в среднем рост производительности труда около 20–34%. Страны, которые больше инвестируют в ИК, также более эффективно перераспределяют ресурсы в пользу инновационных предприятий. Если судить по доле ВВП, то США и Швеция инвестируют примерно в два раза больше в интеллектуальный капитал, чем Италия и Испания, а патентующие свои изобретения предприятия в США и Швеции привлекают в четыре раза больше капиталовложений, чем аналогичные фирмы в Италии и Испании.
Согласно методике UNCTAD (RTI-2012), инновации, как и технологии, с трудом поддаются оценке в рамках экономических операций, и какой-либо единый показатель для их комплексного измерения отсутствует.
В то же время ряд эмпирических исследований позволяет включить в состав факторов, укрепляющих инновационный потенциал, импорт средств производства и прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые способствуют накоплению знаний и усилению потенциала через трансфер технологий национальным компаниям либо напрямую, посредством лицензирования и передачи технологий, либо опосредованно – за счет накопления ноу-хау местным персоналом. К инновационному накоплению относят взаимодействие с иностранными клиентами по вопросам дизайна, стандартов и требований к качеству, а также взаимодействие в рамках совместных предприятий.
В связи с этим стоит оценить объем прямых иностранных инвестиций на фоне тектонических колебаний мировой экономики.
Мировой объем ПИИ снизился на 18% до 1350 млрд долл. в 2012 году. Это коррелирует с основными экономическими показателями, такими как ВВП, международная торговля и занятость, которые не демонстрировали положительного роста на глобальном уровне. По оценке международных организаций (ЮНКТАД, ОЭСР), мировой объем прямых иностранных инвестиций в 2013 году остался на уровне 2012 года. Уровень сопоставим с докризисным средним уровнем 2005–2007 годов (см. график). Как только макроэкономические условия улучшатся и инвесторы обретут уверенность в среднесрочной перспективе, транснациональные корпорации (ТНК) смогут конвертировать свои рекордные уровни наличности в новые инвестиции. В этом случае ПИИ могут затем выйти на уровень 1,6 трлн долл. в 2014 году и 1,8 трлн долл. в 2015-м. Тем не менее значительные риски для этого сценария роста остаются. Такие факторы, как структурные слабости в мировой финансовой системе и возможное ухудшение макроэкономической среды, могут привести к дальнейшему снижению притока ПИИ. Экономическая нестабильность и политическая неопределенность в ряде крупнейших экономик мира породили осторожность среди инвесторов. Кроме того, многие ТНК перепрофилировали свои инвестиции за рубежом, в том числе путем реструктуризации активов, ликвидации дочерних предприятий и смены юридических адресов. Путь к восстановлению ПИИ, таким образом, может быть ухабистым и займет больше времени, чем ожидалось.
Рассмотрим региональные сценарии развития инновационных потоков. Приток ПИИ в развивающиеся страны оказался гораздо более устойчивым, чем в развитых странах, и достиг своего второго пикового уровня (703 млрд долл.), несмотря на легкое сжатие (на 4%) в 2012-м. На долю развивающихся стран приходятся рекордные 52% глобального объема ПИИ, что впервые превышает пороговые значения потоков в развитых странах на 142 млрд долл. Рейтинги крупнейших получателей ПИИ также отражают изменение структуры инвестиционных потоков: 9 из 20 крупнейших получателей являются развивающимися странами (см. таблицу). Среди мировых регионов страны Азии и Латинской Америки остались на исторически высоких уровнях, но их темпы роста ПИИ ослабли. В странах Африки отмечается увеличение притока ПИИ в 2012 году.
Отток из развивающихся экономик достиг 426 млрд долл., что составило рекордные 31% от мирового объема. Несмотря на глобальный экономический спад, ТНК из развивающихся стран продолжили свою экспансию за рубежом. Азиатские страны – по-прежнему самый большой источник ПИИ (три четверти от общего числа развивающихся стран). Вывоз ПИИ из Африки увеличился в три раза, а средства, полученные от развивающихся стран Азии и Латинской Америки и Карибского бассейна, остались на уровне 2011 года.
Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) по-прежнему являются основными источниками ПИИ среди развивающихся стран. Инвестиционные потоки из этих пяти стран выросли с 7 млрд долл. в 2000 году до 145 млрд долл. в 2012-м, что составляет 10% от общемирового показателя. ТНК из этих стран становятся все более активными, в том числе в Африке. В числе лучших инвесторов Китай переместился с шестой на третью позицию глобального инвестора ПИИ в 2012 году после США и Японии.
Приток ПИИ в развитых странах сократился на 32% до 561 млрд долл. Такой уровень отмечался в последний раз почти 10 лет назад. И в Европе, и в Северной Америке объемы ПИИ сократились, так же как и в Австралии и Новой Зеландии. Только на долю ЕС пришлось почти две трети снижения глобальных ПИИ. Приток капитала в Японии демонстрирует положительный тренд после двух последовательных лет продаж чистых активов.
Отток инвестиций из развитых стран сократился на 23% до 909 млрд долл., что близко к позиции 2009 года. И Европу, и Северную Америку затронуло снижение их оттока ПИИ, хотя Япония не вписывается в эту тенденцию, сохраняя свои позиции второй по величине страны-инвестора в мире.
Интернационализация госпредприятий поддерживает темп глобальных ПИИ. Количество государственных ТНК увеличилось с 650 в 2010 году до 845 в 2012-м. Объем их ПИИ составил 145 млрд долл., достигнув почти 11% мирового объема. Большинство государственных предприятий (ГП), которые приобрели иностранные активы в 2012 году, были из развивающихся стран. Большая часть этих приобретений была мотивирована размещением стратегических активов (например, технологии, интеллектуальная собственность, торговые марки) и вложением в природные ресурсы.
Приток ПИИ в Африке растет второй год подряд на 5% до 50 млрд долл., что делает его одним из немногих регионов, демонстрирующих рост в 2012 году. Вывоз ПИИ из стран Африки тоже вырос почти в три раза в 2012 году, до 14 млрд долл. ТНК Южно-Африканского региона становятся все более активными в Африке. С другой стороны, Малайзия, Китай и Индия (именно в таком порядке) являются крупнейшими среди развивающихся стран инвесторами в Африке.
Приток прямых иностранных инвестиций в 2012 году был частично сокращен в добывающем секторе в таких странах, как Демократическая Республика Конго, Мавритания, Мозамбик и Уганда. В то же время было отмечено увеличение объема ПИИ в ориентированных на потребителя производствах и услугах, что явно отражает демографические изменения. С 2008 до 2012 года доля таких отраслей в стоимости инвестиционных проектов выросла с 7 до 23% от общей суммы.
Расширение и рост экономики в этих странах обусловлены целым рядом важных и взаимосвязанных факторов: их растущим потенциалом в обрабатывающей промышленности и секторах услуг, наращиванием инвестиций в технологии и инновации. Кроме того, их экономический рост дополнительно стимулировался повышением уровня дохода на душу населения и одновременным ростом внутреннего спроса. Стабильный экономический рост этих стран за последние два десятилетия перешел в плоскость расширения сотрудничества внутри континента в области торговли, инвестиций и технологий, что позволило им превратиться в нулевых годах в основных торговых партнеров других развивающихся стран.
Приток ПИИ в развивающиеся страны Азии сократился в 2012 году на 7%, до 407 млрд долл. Это снижение отмечено во всех субрегионах, но самым тяжелым было в Южной Азии – 24%. Китай и Гонконг (Китай) были вторым и третьим крупнейшими получателями ПИИ во всем мире. Сингапур, Индия и Индонезия тоже входили в топ-20. Страны с низким уровнем дохода, где продолжается региональная реструктуризация (Камбоджа, Мьянма, Филиппины и Вьетнам) остаются наиболее привлекательными для ПИИ в трудоемкие производства. В Западной Азии ПИИ падают четвертый год подряд. Государственные фирмы в регионе Персидского залива откладывают реализацию проектов с иностранным участием.
Всего ПИИ из региона оставались стабильными на уровне 308 млрд долл., что составляет 22% от глобальных объемов. Умеренное повышение в Восточной и Юго-Восточной Азии было компенсировано 29-процентным сокращением оттока из Южной Азии. Вывоз инвестиций из Китая продолжал расти, достигнув 84 млрд долл. в 2012 году – рекордный уровень. Из Малайзии и Таиланда вывоз инвестиций также увеличился. В Западной Азии Турция стала значительным инвестором. Вывоз инвестиций из Турции вырос на 73% в 2012 году, до рекордных 4 млрд долл.
Значительный рост объема прямых иностранных инвестиций в Южную Америку (144 млрд долл.) был компенсирован снижением в Центральной Америке и Карибском бассейне (99 млрд). Основными факторами, которые сохранили привлекательность Южной Америки для ПИИ, являются наличие больших запасов полезных ископаемых и ее быстро растущий средний класс.
Вывоз ПИИ из стран Латинской Америки и Карибского бассейна уменьшился в 2012 году до 103 млрд долл. Трансграничные приобретения по линии латиноамериканских ТНК выросли до 74% (33 млрд).
Ввоз ПИИ в страны с переходной экономикой снизился в 2012 году на 9%, до 87 млрд долл. В Юго-Восточной Европе приток ПИИ сократился почти вдвое, в основном за счет снижения инвестиций от традиционных инвесторов из Европейского союза, страдающих наличием собственных экономических проблем.
В СНГ, в том числе Российской Федерации, приток ПИИ снизился на 7%, но иностранных инвесторов по-прежнему привлекает регион быстрорастущих потребительских рынков и огромных запасов природных ресурсов. Большая часть прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию связана со стратегией будущего задела.
Вывоз ПИИ из стран с переходной экономикой сократился на 24%, до 55 млрд долл. Россия продолжает доминировать в вывозе ПИИ из региона (92% от общего объема). Следует отметить, что крупнейшие инвестиции из стран с переходной экономикой с богатыми природными ресурсами в 2012 году пришлись на финансовый рынок.
Современное состояние российской экономики показывает, что разработка инновационной политики является приоритетной задачей развития страны, поскольку, несмотря на высокий научно-образовательный потенциал, в экономике превалирует сырьевой экспорт, а показатель наукоемкости большей части промышленности существенно ниже, чем в США и ЕС. Это с одной стороны.
С другой стороны, в России наукоемкие отраслевые программы, нацеленные на развитие технологий в отдельных приоритетных секторах (авиастроение, судостроение, космос, ядерный комплекс, новые транспортные технологии, средства телекоммуникации, решение проблемы удаленного доступа, торговля, информационная безопасность, универсализация услуг), получили в последние годы опережающее развитие по сравнению с прочими федеральными целевыми программами. Так, расходы федерального бюджета по этим направлениям в 2012 году выросли в 2,2 раза, и на них приходилось около 26% инновационных расходов бюджета. Эта тенденция продолжается.
В сфере венчурного инвестирования важным направлением с 2010 года стала поддержка инновационных компаний на начальных стадиях развития (стартапы). На эти цели направлена деятельность Фонда посевных инвестиций, созданного ОАО «Российская венчурная компания» и Центра поддержки научной деятельности и коммерциализация ее результатов в Сколкове.
Так, например, на базе интернет-платформы WORKLE – участника проекта «Сколково» создано более 600 тыс. дистанционных рабочих мест в удаленных уголках России. По итогам 2013 года оборот компании WORKLE вырос с 270 млн до 1,5 млрд руб.
Совокупное предложение венчурного капитала на сегодня в России с учетом действующих частных венчурных фондов, ориентированных на инновационную деятельность, – около 43 млрд руб.
Деятельность венчурного капитала в России должна быть увязана с механизмом технологического трансферта, что, в свою очередь, также должно быть увязано с созданием новых и сохранением существующих рынков наукоемкой продукции.
В связи с этим в систему российской государственной инновационной политики, обеспечивающей развитие технологического трансферта, должны войти такие элементы, как:
1) развитие производственно-технологической инфраструктуры, что включает:
– содействие созданию технопарков при крупных вузах и научных организациях; разработку нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных учреждений технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам;
– расширение масштабов деятельности Российского фонда технологического развития по созданию звеньев региональной инновационной инфраструктуры, обеспеченных экспортно ориентированной государственной поддержкой;
– создание инновационных компаний на базе научных центров и передовых университетских центров, что должно стать одним из основных инструментов технологического трансферта;
2) создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования стартапов на всех стадиях инновационного цикла, предусматривающих:
– стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов, венчурных бирж; существенное расширение масштабов деятельности Российской венчурной компании;
– совершенствование нормативно-правовых условий деятельности государственных фондов, поддерживающих экспортную деятельность инновационных предприятий (в форме государственно-частного партнерства).
Существует также множество нерешенных вопросов, касающихся накопления инновационного потенциала в условиях развивающихся стран, включая вопросы, связанные с передачей технологий, которые необходимо решать на международном уровне. Должно быть понимание, что инновации – это многогранный процесс, интегрирующий науку, технологию и производство. Развивающиеся страны могут взять на себя ведущую роль, взаимодействуя друг с другом в целях выработки коллективных мер для наращивания технологического и инновационного потенциала и обеспечения конструктивных решений этих неурегулированных стратегических проблем в предстоящие годы.
В рамках такой концептуальной основы в RTI-2012 (UNCTAD) развивающимся странам предлагается укреплять их сотрудничество с особым акцентом на взаимодействие в сфере технологий и инноваций, стимулируя его на 3 разных уровнях:
– обмен опытом в области разработки политики и формирования основ политики в сфере технологии и инноваций;
– обмен инновациями и обеспечение их потоков в целях наращивания потенциала частного и государственного секторов в области освоения технологий;
– передача инновационных технологий в ключевые секторы, имеющие важное значение для благополучия населения, такие как аграрный сектор, здравоохранение, экология и возобновляемые источники энергии.
Политические меры призваны облегчить технологическое сотрудничество во всех развивающихся странах, выступающих в роли как поставщиков, так и получателей технологических знаний в рамках совместных проектов. Некоторые развивающиеся страны, укрепляя свое экономическое влияние, способствуют реконфигурации глобальной торговли, помощи и экономических отношений.
Для непосредственного поощрения инновационного сотрудничества развивающихся стран нужно принять целый ряд мер государственного регулирования и поддержки, которые включают:
– увязку ПИИ развивающихся стран с четко установленными требованиями в области инноваций и нематериальных ноу-хау;
– продолжение государственного финансирования для поощрения научно-технического сотрудничества между развивающимися странами в приоритетных секторах;
– обеспечение специальных стимулов и налоговых преференций местным компаниям в обмен на создание ими совместных предприятий или заключение совместных производственных соглашений с акцентом на приобретение инновационных технологий;
– предоставление услуг бизнес-инкубаторов для поддержки применения новых технологий в местной промышленности.
На уровне государственных регуляторов рекомендации могут быть следующими:
•Снижение строгости законодательства о банкротстве с высокого до среднего уровня в ОЭСР, что может привести к повышению капиталовложений в предприятия, патентующие свои изобретения, примерно на 35%.
•Расширение инновационной концепции, согласно которой в состав инноваций помимо НИОКР входят другие формы интеллектуального капитала, такие как проектирование, базы данных и организационный капитал.
•Предусмотреть меры государственного стимулирования предприятий по разработке и внедрению новаций, хеджируя возможные риски.
•Следует внести улучшения в разработку налоговых кредитов на НИОКР, например, уделять больше внимания отдельным предприятиям, не имеющим возможностей трансграничного налогового планирования, а также уменьшить непреднамеренные налоговые льготы для ТНК по использованию интеллектуального капитала.
В ближайшей перспективе странам предлагается разработать дополнительные меры по использованию вспомогательных счетов для сохранения международной сопоставимости ВВП.
Кроме того, проводимая в настоящее время политика должна обеспечивать конкурентные отношения между поставщиками платформ, убирать ненужные антиконкурентные правила на рынке товаров и обеспечивать эффективное правоприменение конкурентного законодательства, которое будет защищать и поощрять инновации.
•Следует также принять меры, направленные на то, чтобы решить проблему качества патентов. Существует потребность в большей взаимной гармонизации между системами прав интеллектуальной собственности в разных странах по всему миру.
Инновации приобретают стратегическое значение для повышения конкурентоспособности устойчивого роста национальных экономик. В связи с этим для стран, вступивших на инновационный путь развития, совершенно необходимо функционирование эффективных национальных инновационных систем. А для содействия раскручиванию спирали экономического, технологического прогресса и структурных преобразований во всем мире необходимо новое стратегическое мышление.
Топ-20 крупнейших получателей прямых иностранных инвестиций | ||
Страны | Ранжирование за 2011 г. | Млрд долл. |
1. США | - | 168 |
2. Китай | (2) | 121 |
3. Гонконг, Китай | (4) | 75 |
4. Бразилия | (5) | 65 |
5. Британские Виргинские острова |
(7) |
65 |
6. Соединенное Королевство | (10) | 62 |
7. Австралия | (6) | 57 |
8. Сингапур | (8) | 57 |
9. Российская Федерация | - | 51 |
10. Канада | (12) | 45 |
11. Чили | (17) | 30 |
12. Ирландия | (32) | 29 |
13. Люксембург | (18) | 28 |
14. Испания | (16) | 28 |
15. Индия | (14) | 26 |
16. Франция | - | 25 |
17. Индонезия | (21) | 20 |
18. Колумбия | (28) | 16 |
19. Казахстан | (27) | 14 |
20. Швеция | (38) | 14 |
Развивающиеся страны выделены жирным шрифтом. Таблица по данным UNCTADstat |