0
7796
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.02.2014 00:01:00

Существующая схема газоснабжения изжила себя

Николай Хренков

Об авторе: Николай Вальтерович Хренков – заместитель директора Института национальной энергетики

Тэги: газ, газоснабжение, ценообразование


газ, газоснабжение, ценообразование Куда и как далеко полетит газпромовский «лайнер», зависит от многих факторов. Фото Reuters

Январский номер «НГ-энергии» открывался статьей экспертов энергетического центра бизнес-школы «Сколково», посвященной проблеме внутреннего ценообразования на газ. Предлагаемая статья продолжает дискуссию по этой актуальной проблеме.

Вопрос, когда в России появится полноценный рынок газа, скоро перейдет в разряд риторических, поскольку попытки по формированию рыночных отношений в газовой отрасли предпринимаются уже более полутора десятков лет, а конца и края не видно. Причины заминки в принципе объяснимы: газ является ключевым энергоресурсом для отечественной экономики, поэтому государство очень опасается даже какого-либо намека на проблемы с газоснабжением российских потребителей, надежность которого пока находится на высоком уровне. В то же время ненормальность ситуации, когда в условиях полной либерализации всех топливных рынков, а также рынка электроэнергетики основной объем газа продолжает распределяться по старой доброй госснабовской системе, очевидна всем – и правительству, и «Газпрому», и другим игрокам газового рынка. Но воз и ныне там. 

В конце прошлого года на форуме «Газ России – 2013» и на круглом столе в Госдуме твердили как заклинание о необходимости создания целевой модели рынка газа в России. В январе же текущего года свет увидел уточненный проект энергостратегии до 2035 года, в котором тоже звучали тезисы о необходимости реформирования рынка газа. Все это прекрасно, если только не забывать, что принципиальные моменты, касающиеся совершенствования рынка газа, уже давно и неоднократно прописаны в официальных документах, в частности постановлениях правительства и проектах таких постановлений, поэтому задача заключается не в очередном изобретении велосипеда, а в реализации уже давно принятых решений. Просто надо понимать, что никакого иного рынка газа быть не может по определению, кроме как базирующегося на трех ключевых элементах, трех китах, если можно так выразиться. Первый – отказ от государственного регулирования оптовой цены, то есть переход на рыночное ценообразование (государственное регулирование распространяется только на монопольные виды деятельности – транспортировку по сетям, хранение в ПХГ, а также поставки газа для населения). Второй – создание системы торгов, предполагающих параллельную торговлю финансовыми производными и физическими объемами газа с использованием бирж и торговых систем, как это предусмотрено Федеральным законом «Об организованных торгах». Третий – создание рынка мощностей по транспортировке, обеспечивающего доступ всех участников газового рынка к единой системе газоснабжения на условиях равноправной конкуренции.

Ясно, что сама по себе модель ничего не даст: результат может быть получен только за счет последовательной реализации мероприятий, которые являются необходимым условием для создания газового рынка. Во-первых, это ликвидация регионального перекрестного субсидирования (когда в ценах на газ для субъектов РФ не учитываются объективные затраты, связанные с транспортировкой до этих субъектов голубого топлива от основных газовых промыслов). Действующая модель привела к тому, что независимые производители газа (НП)  предпочитают работать на «коротком плече», то есть в местах, не столь отдаленных от основных газовых промыслов.  

Поэтому 75% их поставок приходится на четыре субъекта РФ, которые обеспечивают им наибольшую маржу, тогда как торговля газом в западных и особенно южных регионах России, наоборот, оказывается малопривлекательной, и НП охотно уступают эти территории «Газпрому». Федеральная служба по тарифам уже неоднократно заявляла о готовности отменить перекрестное субсидирование, но так этого и не произошло, надо полагать, отнюдь не из-за нежелания самой ФСТ.

Во-вторых, необходимо возвращение к системе оплаты по повышенным коэффициентам за недобор-перебор газа. Поясним, что в качестве одной из антикризисных мер правительство РФ своим постановлением от 10.05. 2010 г. № 311 предоставило потребителям газа право выбирать голубое топливо в интервале от 110 до 80% договорных объемов. В результате десятая часть всего голубого топлива, потребляемого в России, выбирается с отклонениями от установленных лимитов (в плюс и в минус). При таком раскладе ни спотовые, ни фьючерсные торги, как и вообще нормальный рынок газа, потребителю не нужны. Хеджируется он регулируемой государством ценой (тем более что на 2014 год она и вовсе заморожена), а проблемы недостающих физических объемов решаются узаконенными переборами  газа. В Минэнерго, хорошо понимая пагубность такой ситуации, еще год назад подготовили предложение об отмене 311-го постановления, однако решить проблему так и не удалось. Видимо, возымел действие лоббизм крупных потребителей газа, которых подобная  анархия вполне устраивает.

Сложная судьба складывается и у подготовленного в конце прошлого года ФСТ проекта постановления правительства, который даст возможность «Газпрому» реализовывать газ потребителям с годовым объемом потребления свыше 100 млн кубометров со скидкой до 20% от регулируемой цены. Как только идея была озвучена, НП начали ее активно атаковать, обвиняя ФСТ в лоббировании интересов «Газпрома». Понятно, что инициатива действительно исходит от «Газпрома», но даже с точки зрения простого здравого смысла претензии к ней выглядят абсурдно. Корпорация просит разрешения продавать газ дешевле – радоваться надо, что потребители и делают, а не возмущаться.

В долгосрочной же перспективе предложенный проект можно рассматривать как один из очередных и важных этапов на пути создания в России полноценного цивилизованного рынка газа. Поясним логику: принятие данного постановления позволит снять проблему регионального перекрестного субсидирования для большой группы регионов на севере и востоке европейской части России, а также Западной Сибири. Стоимость газа в них выйдет на объективные параметры (добыча + транспорт + прибыль). После чего госрегулирование оптовой цены голубого топлива (кроме поставок населению) в данных регионах окончательно становится анахронизмом. Однако в западных и южных регионах цена газа будет оставаться искусственно заниженной, то есть там по-прежнему будет полностью доминировать «Газпром» – не потому, что ему так нравится, а  по причине отсутствия у НП интереса к ним. Получится, что на востоке страны уже появится относительно конкурентный рынок, а на западе и юге сохранится старая распределительная система. Противоестественность такой ситуации станет дополнительным стимулом для быстрого и окончательного решения проблемы региональной газовой «перекрестки». 

Далее, уход от государственного регулирования цен на газ в целой группе регионов неизбежно обострит вопрос объективного и прозрачного ценообразования уже на рыночных условиях, которое бы исключило возможные манипуляции и недобросовестную конкуренцию. Рациональное решение этой проблемы лежит через систему организованных торгов (ОТ), включающих и спотовые продажи физических объемов газа, и торговлю финансовыми производными. То есть проект станет серьезным стимулом, чтобы начинать долгожданную торговлю газом.

Но НП в предложенном проекте усмотрели только лишение их конкурентных преимуществ, которые они имеют благодаря возможности продавать газ клиентам ниже регулируемой государством цены. Любопытно, что уже стала расхожей точка зрения об эффективных «независимых» и «негибком» «Газпроме». То есть НП дается прекрасный шанс подтвердить свою эффективность в условиях равной ценовой конкуренции к вящей выгоде отечественных потребителей. Они почему-то  этого не захотели, предпочтя торпедирование данного проекта, несмотря на его позитивные долгосрочные последствия для всех его участников. Видимо, им хорошо живется и так.

Сложившийся расклад приводит к неутешительным итогам. Если не будет целенаправленной воли правительства, то полноценный газовый рынок в РФ ближайшие несколько лет не появится, поскольку заинтересованных в нем субъектов, оказывается, не так уж и много. А значит, останутся и вызванные его отсутствием проблемы: дальнейший рост энергоемкости российской промышленности; нарастание энергетического дисбаланса в отсутствие межтопливной конкуренции (отечественная угольная отрасль уже страдает от чрезмерно высокой доли газа в экономике РФ); снижение инвестиций в развитие газотранспортных мощностей и сохранение теневых операций и серых схем в торговле ресурсами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2976
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3419
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2501
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4430

Другие новости