Разливы нефти наносят непоправимый ущерб природе. Фото Reuters
В конце ноября российский Greenpeace направил в адрес зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Константину Цыбко анализ положения дел с загрязнением окружающей среды нефтедобывающими компаниями и предложения законодательного характера по предотвращению этого. Письмо во многом своевременное, если учесть активную работу по освоению континентального шельфа Арктики, которую проводит ряд российских компаний. В письме, в частности, отмечается, что работа общественных организаций по мониторингу разливов нефти и нефтепродуктов вследствие разгерметизации трубопроводов выявила значительное количество правовых пробелов в вопросах нормативного регулирования добычи и транспортировки углеводородов и рекультивации загрязненных участков после нефтяных разливов.
«Greenpeace России просит Вас рассмотреть прилагаемый обзор и инициировать принятие федеральных законов, а также предпринять другие действия по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами. Таким образом, в настоящее время не существует нормативных правовых актов, которые регламентируют эксплуатацию нефтепроводов, что создает пробел в законодательстве и, как указано выше, приводит в том числе к невозможности привлечения к установленной законодательством ответственности лиц, виновных в аварийных разливах нефти».
При этом, говорится далее в письме, мы считаем, что базовые нормы, регламентирующие правила эксплуатации нефтепроводов (в том числе обеспечивающие их экологическую безопасность), должны устанавливаться федеральным законом, а не подзаконным нормативным правовым актом.
Надо сказать, что российские «зеленые» достаточно подробно проанализировали положение дел в этой области и привели конкретный перечень недостатков законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами. Так, отмечается, что на сегодня отсутствуют регламент и правила эксплуатации нефтепроводов. Ростехнадзор, призванный обеспечивать экологическую безопасность страны, отменил ряд важных постановлений федерального горного и промышленного надзора России и Минэнерго, относящихся к периоду 90-х и начала нулевых годов. Взамен же ничего предложено не было. Поэтому, как показывает судебная практика, нефтедобывающие компании пользуются этим пробелом и безнаказанно загрязняют окружающую среду. Greenpeace России в связи с этим настоятельно рекомендует принять соответствующий федеральный закон, регламентирующий эксплуатацию нефтепроводов. С другой стороны, имеющиеся законодательные нормы сформулированы слишком обще и неопределенно. А это, как считает Greenpeace России, означает, что судебные органы могут принимать решения, не обязывающие компании-нарушители осуществлять полное восстановление качества нарушенной окружающей среды.
Кроме того, региональные органы власти иногда, пользуясь пробелами в федеральном законодательстве, принимают свои нормативные правовые акты, допускающие неполное восстановление нарушенных параметров окружающей среды. Так, постановлением правительства Республики Коми от 20.11.07 № 268 утверждены нормативы допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Республики Коми. Указанным нормативным правовым актом допускается превышение содержания нефтепродуктов на рекультивируемых участках земель различных категорий по отношению к фоновым показателям. Таким образом, полное возмещение вреда, причиненного в результате разлива нефти, посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ объективно невозможно. Понятно, что подобные нормы надо менять, чтобы обязать нарушителей восстанавливать параметры качества окружающей среды до фоновых значений.
К сожалению в России, указывает Greenpeace, отсутствует законодательное требование открытости информации, касающейся вопросов охраны окружающей среды при добыче и транспортировке нефти. К экологически важной информации, которая де-факто является недоступной для общественности и государственных органов, относятся на сегодня:
– информация о границах лицензионных участков недр, предоставленных в пользование для добычи углеводородного сырья на суше;
– информация об объемах нефтяных разливов;
– информация о контурах нефтяных разливов;
– тексты планов ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН).
Устранить эти недочеты в экологическом законодательстве можно, внеся соответствующие изменения в законодательные и иные правовые акты с целью создания системы учета объемов и координат нефтяных разливов, раскрытия указанной информации, а также информации о границах лицензионных участков недр, предоставленных в пользование для добычи углеводородного сырья на суше, и текстов ПЛАРН и недопущения отнесения данной информации к категории информации ограниченного доступа. Но главное, что на сегодня для компаний, действующих в секторе добычи, транспортировки и переработки нефти, нет никаких экономических стимулов для предотвращения загрязнения окружающей среды. Greenpeace России отмечает, что только по официальным данным, ежегодно в России происходит более 14 тыс. аварийных порывов нефтепроводов (данные за 2011 г.). Существующие разливы не убираются годами. По некоторым оценкам, объем нефти, выливающейся ежегодно из нефтепроводов на землю, составляет несколько миллионов тонн. По данным Росгидромета, объем нефти и нефтепродуктов, выносимых реками в Северный Ледовитый океан, ежегодно составляет около 500 тыс. тонн. За последние годы положительных сдвигов в связи с утечками нефти не наблюдается.
Основная причина утечек – «старость» трубопроводов. Срок безаварийной эксплуатации нефтепроводов ограничен (как правило, он составляет 8–15 лет), но большинство нефтяных компаний продолжают эксплуатировать нефтепроводы десятилетиями. Скорость замены нефтепроводов практически всеми нефтяными компаниями России настолько медленна (замена 1–2% нефтепроводов в год), что средний возраст нефтепроводов продолжает увеличиваться.
Разливы нефти наносят огромный ущерб окружающей среде. В качестве финансовой оценки можно использовать сумму платежей за сброс нефти. Только за нефтепродукты, попавшие в северные реки, платежи должны были составить около 200 млрд руб. (а сумма всех платежей может приближаться к 3,5 трлн руб.). Однако эти деньги в бюджет не выплачиваются. Нефтяные компании распределяют между акционерами около 200 млрд руб. дивидендов в год вместо того, чтобы использовать эти средства для замены нефтепроводов. При этом каждый порыв с попаданием нефти в окружающую среду является и очевидным нарушением природоохранного законодательства.
Таким образом, акционеры нефтяных компаний де-факто получают дивиденды за счет загрязнения окружающей среды и массовых нарушений природоохранного законодательства. Инициативы российского Greenpeace заслуживают внимания, поскольку представляют собой конкретные рекомендации для законодательных органов по улучшению качества окружающей среды и в интересах российского народа незамедлительное проведение их в жизнь.