0
5696
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.11.2013 00:01:00

Открытый вопрос конкурентоспособности

Светлана Мельникова

Об авторе: Светлана Игоревна Мельникова – научный сотрудник ИНЭИ РАН.

Тэги: спг, сжиженный газ, торговля


спг, сжиженный газ, торговля Структура мировых поставок СПГ в процентах. Источник: Международный газовый союз

Утверждение о том, что Россия с ее колоссальными запасами природного газа и трубопроводным мышлением опоздала войти на динамичный рынок мировой торговли СПГ,  приходится слышать достаточно часто. И оснований к этому вполне достаточно. Если доля нашей страны по итогам 2012 года в мировой добыче газа составляет 17,6%, в сетевых поставках – 26,4%, то в мировой торговле СПГ – лишь 4,5%.
Однако все в этом мире меняется, а структура мирового рынка СПГ – более других. Достаточно взглянуть на структуру мировой торговли СПГ за последние 20 лет, где наряду с вхождением новых игроков мы видим сокращение доли прежних лидеров (см. рисунок). Так, лишь за последние три года Индонезия сократила свои экспортные поставки более чем на 20%, Египет – на 30%, и в недалеком будущем обе эти страны будут уже не вывозить, а ввозить продукцию на свою территорию. В то же время ожидается появление на рынке новых игроков – США, Канады, стран Восточной Африки.
Через два-три года ожидается бум новых проектов в Австралии, которая к 2017 году собирается нарастить свои мощности до 80 млн тонн в год. Но именно с австралийским газом все далеко не просто – все новые СПГ-проекты в этой стране очень дороги, соответственно и цены на их будущую продукцию весьма высоки и рассчитаны исключительно на премиальный рынок АТР.  Кроме того, австралийские проекты регулярно сдвигаются по срокам. Последнее такое сообщение касалось проекта Ichthys в Северной Австралии, чья стоимость может превысить запланированные бюджетом 34 млрд долл. на 10 млрд и завершиться на 18 месяцев позже назначенного срока.
О масштабных перспективах экспорта СПГ из Северной Америки предлагаю поговорить не сейчас, а через пару-тройку лет, когда сланцевая революция, на которой и основаны все экспортные амбиции, убедит общественность в своей жизнеспособности на долгие годы. В чем, признаться, я пока сомневаюсь.
Добавим к этому краткому обзору трендов на рынке СПГ еще и массовый отток сжиженного газа из Европы, где его поставки в 2012 году сократились на треть. Такая же динамика сохраняется и в текущем году. И чем сильнее Европа стремится снизить стоимость внешних поставок газа – хоть сетевого, хоть сжиженного, – тем менее привлекательна она становится для поставщиков. Европейские потребители активно замещают газовые поставки углем, переворачивая с ног на голову всю идею декарбонизации своей энергетики, в то время как Япония преимущественно именно за счет СПГ компенсирует остановку своих атомных мощностей.
Надеюсь, мне удалось убедить читателя в том, что никаких статичных, неизменных конструкций на этом рынке нет. Все течет, все изменяется в полном согласии с природой самого этого товара – сжиженного природного газа.
Единственное на сегодняшний день производство СПГ в России – совместный проект ОАО «Газпром» и компании Shell – «Сахалин-2» – запущено в 2009 году, работает на максимуме возможностей, производя около 10 млн тонн в год и планируя свое расширение. Все новые проекты по производству сжиженного природного газа, анонсированные уже несколько лет назад, никак не перешагнут рубеж принятия окончательных инвестиционных решений.
В настоящий момент на российском рынке в активной стадии обсуждения и подготовки находятся несколько проектов. Пожалуй, самый резонансный и продвинутый – проект «Ямал-СПГ» компании «Новатэк» совместно с французской Total, а с сентября к нему присоединилась и китайская CNPC. Первая очередь завода в бухте Сабетта общей мощностью 16 млн тонн в год должна заработать уже к концу 2016 года. Причем аналитики отмечают благоприятную экономику проекта, имеющего хорошую ресурсную базу, невысокую стоимость добычи, минимальные транспортные издержки, что в итоге должно обернуться очень конкурентоспособной ценой готовой продукции, которая может быть направлена как на запад, так и на восток.
Позднее, на 2018 год, намечен ввод первой линии завода Владивосток-СПГ, реализацией которого на базе Южно-Киринского месторождения занимается ОАО «Газпром». Проект при активном участии японских компаний уже вошел в инвестиционную стадию. «Газпром» также готов вернуться к проекту Балтийского СПГ (мощность до 10 млн тонн к концу 2018 года), целевой рынок для которого – Европа. Кроме того, компания активно занимается разработкой малотоннажных СПГ-проектов. Это одно из самых перспективных направлений в секторе, способное обеспечить максимальную гибкость поставок.
На тот же 2018 год намечен старт «Дальневосточного СПГ» компании «Роснефть» и ExxonMobil, где уже выбран подрядчик на проектирование первой стадии и подписаны первые контракты с покупателями. Однако именно этот проект вступает в прямую конкуренцию с планами «Газпрома» на Дальнем Востоке из-за ресурсных ограничений, что и вызвало недавнюю острую дискуссию между представителями обеих компаний.  
Имеется еще один небольшой проект – «Печора СПГ» (на первом этапе 2,6 млн тонн, позднее – 5,2 млн со строительством завода в поселке Индига севернее Нарьян-Мара), но его реализацией занимается «серая лошадка» на газовом рынке – группа компаний «Аллтек», что как-то отодвигает его на периферию основной повестки.
Ключевым фактором для успеха всех инициатив независимых компаний является либерализация экспорта сжиженного природного газа в РФ. Судьба этого законопроекта складывается непросто, несмотря на заявления самого высокого уровня, последнее из которых прозвучало на саммите АТЭС. В конце сентября глава Минэнерго Александр Новак сообщал, что законопроект о либерализации экспорта СПГ внесен в правительство и может быть принят Госдумой в осеннюю сессию. Проект закона предусматривает, что лицензия на экспорт СПГ будет иметь обязательным условием строительство завода. Кроме того, право на экспорт СПГ получат компании, где доля государства превышает 50%, и их «дочки», ведущие добычу на шельфе.
Принятие решения о либерализации экспорта СПГ, по оценке Минэнерго, позволит увеличить долю России на рынке сжиженного газа с нынешних 4,5 до 11–12%. Согласно Прогнозу развития энергетики мира и России до 2040 года ИНЭИ РАН, экспортный потенциал нашей страны к 2030 году может составить в западном направлении 20,7 млрд куб. м и столько же – на восток, а к 2040 году – 33,2 и 43,8 млрд куб. м соответственно. При этом надо понимать, что российский газ окажется в условиях жесткой конкуренции с прочими поставщиками, особенно на премиальном рынке АТР. Но чтобы все эти планы стали реальностью, надо бы как-то поторопиться…  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1228
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
768
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1483
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1435

Другие новости