Платежка для потребителя электроэнергии. Образец предоставлен автором
Новость о введении соцнормы потребления электроэнергии вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Однако если разобраться в вопросе без лишних эмоций, попытаться понять замысел авторов реформы, то становится ясно, что введение соцнормы – позитивный шаг.Если обратиться к зарубежному опыту, то можно увидеть, что во многих странах мира распространена практика применения многоступенчатых тарифных планов с дифференциацией цены по объемам потребления электроэнергии. В США в основном применяются тарифные планы, направленные на стимулирование энергосбережения, а в Австралии действует обратный принцип, по которому чем больше потребление, тем меньше цена.
Пример применения дифференцированных цен в зависимости от объемов потребления в Австралии представляет собой тарифный план компании Ergon Energy с зоной обслуживания – районы Куинсланд, Южный Уэльс, Виктория.
В США в некоторых штатах установлены базовые нормы потребления (baseline), которые учитывают такие факторы, как среднее потребление домохозяйств в округе, сезонность (зима или лето), подключение к системе газоснабжения, тип отопительного устройства, количество дней в месяце. К объемам потребления в пределах базовой нормы применяется одна цена, а к объемам сверх нее – более высокие цены (чем больше превышение, тем больше цена за 1 кВт-ч).
Рассмотрим такой пример применения дифференцированных цен в зависимости от объемов потребления в США (тарифный план компании Pacific Gas and Electric (PGE) для жителей частных домов, зона обслуживания – штат Калифорния).
Потребитель выбирает свой суточный объем потребления с учетом указанных выше факторов, который и является в последующем его базовой нормой (baseline). За каждый киловатт в пределах этой нормы он будет платить 12 центов. Если в какие-либо сутки он превысит свою норму, но не более чем на 30%, то заплатит за такое превышение. А за большее превышение (сверх 130%, но до 200%) цена киловатт-часа составит уже 31 цент. Проще говоря, за ежесуточное потребление в пределах «договорного» объема потребитель платит фиксированную цену, а за отклонения от этого объема в большую сторону приходится платить дороже, причем чем больше отклонение, тем выше цена. Для примера приведем типичную платежку потребителя с уровнем потребления 20 кВт-ч в сутки и расчетным объемом 657 кВт-ч за период с 13 августа по 12 сентября 2013 года, за который ему выставлен счет на 96,91 доллара.
Надо отметить, что зарубежная практика дифференциации цены по объемам носит не социальный, а экономический характер. Ее основное назначение заключается в поощрении энергосбережения или, наоборот, стимулировании потребления электроэнергии с обязательным покрытием всех затрат энергетических компаний.
Что касается социальной поддержки малоимущих граждан, она обеспечивается за счет государственных субсидий. Причем в некоторых странах, например в Германии, фиксированная часть субсидии по безработице в 32 евро покрывает полную стоимость определенного объема потребления – 106–118 кВт-ч в месяц.
Механизм социальной нормы потребления электроэнергии, принятый в нашей стране, сочетает в себе экономические цели (снижение перекрестного субсидирования и развитие энергосбережения) с социальной направленностью (гарантировать определенный объем электроэнергии по льготной цене в целях защиты малообеспеченных категорий населения).
Остановимся на проблеме перекрестного субсидирования. Это механизм, сложившийся в 90-е годы, который искусственно занижает тариф для населения за счет повышения цены на электроэнергию для предприятий. В результате население оплачивает электроэнергию по льготной цене, а промышленники и предприниматели берут на себя часть нагрузки: доплачивая, сдерживают рост тарифов для бытовых потребителей.
Перекрестного субсидирования нет ни в одной крупной экономике мира: во всех развитых странах каждый потребитель платит сам за себя. Такой принцип действовал и в нашей стране в советское время – промышленность платила за электроэнергию 2 коп. за 1 кВт-ч при цене для населения – 4 коп. И подобное соотношение цен закономерно, поскольку себестоимость доставки электроэнергии объектам промышленности, присоединенным к сетям на высоком уровне напряжения, значительно ниже, чем себестоимость энергоснабжения потребителей на низком уровне напряжения, к которым относится население.
Из-за высокой цены электроэнергии продукция российской промышленности становится неконкурентоспособной, некоторые крупные предприятия вынуждены закрываться, что грозит ростом безработицы. Набирает также силу тенденция, когда предприятиям выгоднее отказаться от централизованного энергоснабжения и строить собственную генерацию для самообеспечения электричеством. В результате увеличивается нагрузка перекрестного субсидирования на малый и средний бизнес.
Логично, что от перекрестного субсидирования необходимо отказаться, однако одномоментная ликвидация перекрестки (и соответственно существенный рост платежа за электроэнергию у населения) приведет к социальному взрыву. В этой ситуации решение правительства РФ о введении социальной нормы потребления электроэнергии представляется оптимальным и своевременным.
Социальная норма введена постановлением правительства РФ от 22 июля 2013 года № 614. Закон определяет как порядок установления и применения социальной нормы, так и принципы расчета тарифов в пределах и сверх нормы.
Величина соцнормы должна быть достаточной для любой семьи, потребляющей электроэнергию в разумных пределах. В рамках соцнормы тариф устанавливается на пониженном, льготном, уровне, сверх соцнормы – на более высоком, соответствующем реальным затратам компаний отрасли на энергоснабжение населения. Планируется, что доведение тарифа сверх соцнормы до экономически обоснованного уровня будет происходить постепенно.
Соцнорма устанавливается по решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации. Для расчета нормы определяется базовая величина, которая соответствует социальной норме для одиноко проживающих граждан. Она рассчитывается каждым регионом по статистике потребления не менее 10 тыс. городских квартир, в которых зарегистрирован один гражданин и которые оснащены газовыми плитами. Важно отметить, что такая статистика должна включать в себя объем потребления на общедомовые нужды.
Размер соцнормы повышается с увеличением количества зарегистрированных жителей в помещении – на второго проживающего добавляется 50 кВт-ч к базовой соцнорме, на третьего, четвертого и пятого – по 20 кВт-ч на каждого.
Также учитываются климатические особенности регионов, уровень газификации, наличие централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения. Так, если дом оборудован не газовыми, а электроплитами, то к соцнорме будет добавлено до 90 кВт-ч на человека в месяц. Если нет централизованного тепло- и газоснабжения и проектом жилого дома предусмотрено обеспечение этих услуг с использованием электрокотла – в отопительный период надбавка составит до 3000 кВт-ч в месяц на семью на отопление и еще круглый год до 100 кВт-ч в месяц на горячее водоснабжение в расчете на каждого проживающего, при этом сколько именно добавляется – решает регион.
Для сельских жителей соцнорма также будет выше (надбавка может доходить до 100 кВт-ч на домохозяйство), жителям аварийного и ветхого жилого фонда к величине соцнормы будет применен коэффициент 1,5 и 1,2 соответственно.
Льготный режим по соцнорме установлен для одиноких пенсионеров и инвалидов, а также для семей, состоящих из них. Постановлением предусмотрено, что пенсионеры и инвалиды в первый год применения социальной нормы все свое потребление электрической энергии будут оплачивать по льготному тарифу, а в последующие годы их социальная норма потребления будет в полтора раза больше, чем у остальных граждан.
Несколько слов о тарифах – чтобы не допустить резкого повышения платы граждан в первый год применения соцнормы в тех регионах, где ее раньше не было, тариф сверх соцнормы устанавливается на уровне не более чем на 30% выше тарифа в рамках соцнормы.
В заключение скажем о сроках введения соцнормы. Согласно постановлению правительства РФ № 614 соцнорма начинает действовать во всех субъектах Российской Федерации с 1 июля 2014 года. С 1 сентября 2013-го соцнорма применяется в виде пилотных проектов в шести регионах – в Забайкальском, Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях.
Реализация «пилотов» позволит оценить эффективность новой системы и, если потребуется, внести необходимые дополнения и коррективы в законодательство до того, как соцнорма будет введена по всей стране. Однако надо отметить, что только в Орловской и Ростовской областях соцнорма установлена по новой методике. В четырех регионах она рассчитана и применяется с учетом ранее принятой на региональном уровне методологии, которая действует несколько лет по инициативе местных властей.
Напомним, что в России по-прежнему существует система субсидий. И, в случае если платеж за коммунальные услуги превышает определенный на региональном уровне процент от дохода, гражданин имеет право на жилищные субсидии. Дополнительно к этому во многих регионах по-прежнему действуют системы льгот для различных категорий граждан.
Полагаем, что введенная социальная норма потребления электроэнергии позволит снизить перекрестное субсидирование и стимулировать энергосбережение, но не приведет к существенному росту платежа за электроэнергию у большинства семей, а бережливым гражданам поможет сэкономить. Расчеты наглядно показывают: у 70% семей соцнорма покроет не менее 75% электропотребления. В тех регионах, которые впервые вводят соцнорму, платеж за электроэнергию в первый год растет не более чем на 100 рублей – у наименее экономных граждан, доля которых составляет около 10%.