Положение с «зеленой» энергетикой характеризуется скорее безнадежностью, поскольку правительство склонно решать только сиюминутные проблемы. Фото Хорста Вакербарта
Российский топливно-энергетический баланс (ТЭБ) примерно на 96% представлен нефтью, газом, углем и ураном. План стратегического развития энергетики (Энергетическая стратегия до 2030 года) предполагает сохранение такого баланса на ближайшие десятилетия.Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и крупной гидроэнергетики вырастет в абсолютном выражении пропорционально росту всего производства первичной энергии, но останется неизменной в общем балансе производства первичной энергии для внутреннего потребления – в пределах 3–4%.
Рост производства электроэнергии из ВИЭ примерно на 40 млрд. кВт-ч в год – для достижения поставленной правительством доли в 4,5% в балансе электроэнергетики (без учета крупных ГЭС) не такое уж и достижение: дополнительное производство первичной энергии составит примерно 5 млн. т у.т. (без перевода с учетом КПД тепловых станций), или менее 0,5% от нынешнего производства первичной энергии.
В ископаемую углеродную энергетику в соответствии с Энергетической стратегией до 2030 года будет инвестировано до 1,5 трлн. долл. В ВИЭ же пойдет в 12 раз меньше – примерно 120 млрд. долл. В развитие технологий энергосбережения почти в 8 раз меньше средств – примерно 200 млрд. долл. А ведь потенциал энергосбережения в России достигает 45%. Если бы в стране применялись передовые энергоэффективные технологии, то можно было бы не жечь почти каждую вторую тонну угля, баррель нефти или кубометр газа. Во многом бы решилась проблема падения добычи нефти и газа, не нужны были бы новые АЭС.
Стратегическое планирование реализуется на практике при распределении финансирования на уровне целевых программ. Взглянем на принятую 3 апреля 2013 года государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики РФ» до 2020 года. Ее стоимость составляет около 29 трлн. руб. (900 млрд. долл.) В том числе:
– ВИЭ – 0,6 трлн. руб. (примерно 18 млрд. долл.);
– угольная – 1,1 трлн. руб. (примерно 34 млрд. долл.);
– энергосбережение – 6,3 трлн. руб. (примерно 196 млрд. долл.);
– электроэнергетика – 8,3 трлн. руб. (примерно 260 млрд. долл.);
– нефтегазовая отрасль – 12,3 трлн. руб. (свыше 380 млрд. долл.).
Как видно, в ВИЭ планируется инвестировать в 20 раз меньше средств, чем в углеводородную энергетику. Налоговых льгот для предприятий, вырабатывающих электроэнергию из ВИЭ, практически не предусматривается. При огромных затратах на нефтегазовую отрасль, уголь и атомную энергетику на высшем уровне говорят о том, что это ВИЭ стоят дорого и экологически опасны (что на самом деле не так).
Зависимость от нефтегазового экспорта
До 50% доходной части федерального бюджета составляют поступления от экспорта нефтегазовой отрасли. По оценкам некоторых экспертов, снижение цен на нефть до 100 долл. за баррель делает российский бюджет дефицитным. Сценарий вполне вероятный на фоне развития новых технологий, например, добычи сланцевого газа, ветровой и солнечной энергетики. При этом возобновляемая энергетика становится все более конкурентоспособной, что в перспективе сужает экспортные возможности для того же российского газа.
Руководство страны начинает понимать проблему избыточной зависимости от сырьевого сектора экономики. Так, президент России Владимир Путин отметил: «Сырьевая экономика не только ставит нас на низшие позиции в мировом разделении труда, главное – она не дает нам… добиться стандартов XXI века».
Падение добычи нефти и высокая цена новых месторождений
Добыча на освоенных месторождениях падает. Восстановление запасов происходит за счет открытия более дорогих и удаленных месторождений, в том числе на континентальном шельфе. Шельфовые проекты весьма проблемные, потому что их разработка крайне растянута во времени и требует громадных финансовых вложений при неадекватной отдаче сырья. Глава Минэкономразвития Российской Федерации Андрей Белоусов на одном из заседаний правительства заявил: «Учитывая, что в России в целом по стране мы планируем добывать порядка 510 миллионов тонн (нефти. – В.Ч.), это означает, что за 20 лет – с 2010 года по 2030 год у нас прирост добычи нефти за счет шельфа составит менее 10% от объема добываемых ресурсов. Это колоссально мало по сравнению с теми инвестициями – более 9 триллионов рублей, – которые планируется туда вложить».
Есть мнение, что проблемы отрасли можно решить инвестициями и налоговыми льготами, которые окупятся в долгосрочной перспективе. Однако это маловероятно. Институт энергетических исследований РАН и Аналитический центр при правительстве РФ опубликовали «Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года», в котором говорится, что отказ от пошлин повысит внешнюю конкурентоспособность российских углеводородов, но и вызовет дополнительные проблемы. Вклад экспорта в ВВП сократится, а внутренние цены на газ и нефтепродукты вырастут. Это еще больше затормозит экономику страны. О том, что налоговые льготы не спасут ситуацию в перспективе, говорит и расчет Ernst&Young: даже с учетом налоговых льгот падение добычи составит 90 млн. тонн в год к 2030 году.