Российские политики склонны обхаживать Китай, несмотря на различия в подходе к решению проблем энергоснабжения Поднебесной. Фото Reuters
У тех, кто прочитал первый материал на этой полосе, касающийся поставок российского газа в Китай, может возникнуть впечатление, что «Газпром» всеми силами борется за этот рынок (сомнений в этом, конечно, нет).Интерес России
На самом же деле дело не столько в поисках «Газпромом» рынков сбыта, сколько в перспективах российского Дальнего Востока и Восточной Сибири в целом. Я думаю, не случайно практически год тому назад было создано спецминистерство для Дальнего Востока. Минвостокразвития было создано в мае 2012 года. Его возглавил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Сейчас, правда, идут активные дискуссии по замене министерства соответствующей госкорпорацией, что связано как с межведомственными разногласиями, так и с выявившейся малоэффективностью министерства, поскольку сотрудники Минвостокразвития провалили разработку базового для своей работы документа – госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Проект документа был раскритикован вице-премьером Игорем Шуваловым. И понятно, что пока в основном только «Газпром» конкретно решает практическую задачу обеспечения рабочих мест и источников доходов для этого региона.
«НГ-энергия» достаточно подробно освещала эту проблему. Желающие могут обратиться к материалам в номерах от 19 июня и 11 сентября 2012 года.
Проблема региона прежде всего в его обезлюдении. По предварительным результатам Всероссийской переписи населения, зафиксированным в Дальневосточном федеральном округе, в состав которого входят Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Еврейская автономная область, Республика Саха и Чукотский автономный округ, в этих регионах численность населения сократилась на 6% (до 9,29 млн. человек). Если так дело пойдет дальше, там будет некому жить. Поэтому, по сути дела, китайский фактор (и не только китайский, но и южнокорейский, и японский) для этого российского региона связан прежде всего с перспективой его экономического развития и, если хотите, даже не только экономического, но и политического будущего. Не случайно на недавно состоявшемся в ИМЭМО в рамках форума «Нефтегазовый диалог» международном семинаре «Российский газ на китайском рынке» проблема экономического развития региона стояла на одном из первых мест. В центре внимания были такие вопросы, как форсирование создания новых рабочих мест и источников доходов для Восточной Сибири и Дальнего Востока, уход от чрезмерной зависимости от европейских покупателей газа, азиатские рынки как инструмент диверсификации и как аргумент на переговорах с Европой, помощь в решении государственной задачи обеспечить «стратегическое взаимодействие» с КНР. Конечно, это важно с точки зрения построения отношений с Китаем как аспекта глобальной политики.
Позиция «Газпрома» в отношении сбыта российского газа, достаточно хорошо изложенная в предыдущем материале Сергея Правосудова, сводится главным образом к тому, чтобы диверсифицировать источники импорта энергетического сырья для предотвращения односторонней зависимости. Как сообщил в своем докладе на форуме Алексей Мастепанов, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, член совета директоров Института энергетической стратегии, впервые обстоятельно эта проблема была рассмотрена в 1989 году. Понятно, что эта проблема стояла в повестке дня тогдашнего советского правительства. Но ее решение в 90-е годы были вынуждены отложить.
Китайский подход
На сегодня наибольший интерес представляет позиция Китая. Ведь переговоры о поставках газа из России ведутся уже не один год. Как отметил в своем выступлении Виталий Швыдко, заведующий сектором ИМЭМО, для обеих сторон вопрос поставки российского газа имеет экономический и политический аспекты. «Я не склонен преувеличивать значение для Китая такого политического фактора, как Россия, – утверждает в докладе В. Швыдко. – На мой взгляд, в китайском подходе превалирует экономический фактор. Его особенности заключаются в следующем. Прежде всего цены на газ пока в Китае регулируются государством, и мы только отмечаем переход на элементы рынка, включая отказ от привязки цен на газ к углю и переход к их привязке к нефти и нефтепродуктам, переход китайских нефтегазовых госкорпораций на рыночные рельсы».
С другой стороны, следует иметь в виду, что особого интереса у Китая на нынешнем этапе в получении газа из России по предлагаемым «Газпромом» ценам и условиям нет. Тем более что газ поступает из Центральной Азии по более низким ценам, чем те, которые предлагает «Газпром», и китайские компании имеют там активы в добыче газа. А это основное условие, по которым китайцы подписывают договоры об импорте газа. Как известно, в России это пока не разрешается, хотя, например, германская компания Wintershall ведет разработки российских нефтегазовых месторождений и добычу нефти и газа, предоставляя взамен «Газпрому» участие в сбыте газа на территории Германии. Кстати, с точки зрения А. Мастепанова, «Газпром» должен учитывать ценовые факторы с учетом нынешней низкой покупательной способности китайского населения.
У Китая имеются альтернативы в виде импорта СПГ и добычи сланцевого газа на самой китайской территории. Не говоря уже о том, что в качестве основного источника сырья для производства электроэнергии пока используется уголь со всеми негативными с точки зрения экологии последствиями, но зато дающий дешевую электроэнергию. Однако, с точки зрения В. Швыдко, Китай рано или поздно вынужден будет пойти на поставки газа из России в связи с ожидаемым ростом физических объемов потребления газа в АТР, что приведет к повышению цены на СПГ и снижению объемов, которые могут быть поставлены на китайский рынок, непрочностью политической стабильности в странах – поставщиках газа из Центральной Азии, особенно после вывода американских войск из Афганистана и усиления такого фактора, как талибы, неясностью перспектив и эффективности производства в Китае «нетрадиционного» газа, поскольку США не склонны предоставлять КНР современные технологии, которыми республика пока не владеет. Однако, на мой взгляд, оценить эти опасности для Китая можно только по прошествии целого ряда лет, в то время как необходимость освоения Сибири и Дальнего Востока уже приобрели для России особую актуальность. В этом плане скорее всего чисто ценовые факторы в расчетах нынешнего российского руководства (а следовательно, и «Газпрома») играют далеко не первостепенную роль.