Фукусимская авария чуть было не изменила кардинально отношение японцев к АЭС. Фото Reuters
В Японии новая энергетическая политика «после Фукусимы» находится в процессе обсуждения на фоне сложных внутриполитических процессов.Дело в том, что с осени 1955 года по август 2009 года во власти в Японии находилась Либерально-демократическая партия (ЛДП). Что касается энергетической политики ЛДП, то еще во второй половине 1950-х годов руководством партии была принята программа развития атомной энергетики, как дающей возможность в наибольшей мере обеспечить энергетическую безопасность страны – страны, практически не имеющей собственных энергоресурсов. «Нефтяные кризисы» 1970-х годов привели к тому, что атомная энергия стала ключевой в программах развития электроэнергетики, составляемых правительствами ЛДП. По тогдашним планам к 2050 году АЭС должны были обеспечивать до 50% потребной в стране электроэнергии.
С начала нулевых годов основной оппозиционной силой становилась Демократическая партия Японии (ДПЯ), провозглашавшая политический курс, во многом сходный с курсом ЛДП. 16 сентября 2009 года председатель ДПЯ Юкио Хатояма сформировал первый кабинет ДПЯ. Оппозиция во главе с ЛДП, имея большинство в верхней палате парламента, начала методично проваливать в ней вносимые ДПЯ законопроекты, в том числе и неотложные социальные. В этой сложной внутриполитической обстановке и произошла катастрофа, которая, как это ни странно, спасла правительство ДПЯ. Стабильность энергоснабжения, а следовательно, комфорт, на первых порах оказалась для японцев важнее экологических последствий катастрофы.
Напомним, что обеспечение стабильных поставок электроэнергии потребителям в Японии по закону возложено на десять региональных электроэнергетических компаний (РЭЭК). В своих регионах каждая из них является монополистом, но государство контролирует тарифы и выполнение контрактов перед потребителями, в том числе и в летние пики потребления, и в чрезвычайных обстоятельствах.
До катастрофы на «Фукусиме-1» электроэнергетические компании страны задачу надежного энергообеспечения выполняли. К летним пикам каждая РЭЭК готовилась заранее. На ТЭС расконсервировались резервные мощности, создавались запасы топлива. Правительство и местные власти вводили административные меры по снижению энергопотребления. Но в конечном счете стабильность энергообеспечения обеспечивали 54 реактора АЭС, которые останавливались только на плановые осмотры. На них приходилось около 26% вырабатываемой в стране электроэнергии.
Катастрофа на АЭС «Фукусима-1» нарушила все планы подготовки к летнему пику энергопотребления крупнейшей РЭЭК Tokyo Electric Power Co. (ТЭПКО), которой принадлежит эта АЭС. ТЭПКО обслуживает регион Канто (Токио), на который приходится треть ВВП страны. После катастрофы энергоснабжение в регионе было подорвано.
В правительстве рассматривались перспективы развития экономики страны при трех вариантах доли АЭС в энергетическом балансе к 2030 году: нулевой, или полное закрытие АЭС, 15-процентной и 20–25-процентной доле. Последняя близка к 26-процентной доле АЭС в энергетическом балансе страны до катастрофы на «Фукусиме-1».
Во всех опросах большинство населения высказывалось за закрытие АЭС к 2030 году. Однако общество разделилось. Организованные противники ядерной энергетики, различные общественные организации и неформальные объединения граждан требовали полного отказа от атомной энергетики. Лидеры делового мира Японии с первых дней после катастрофы на «Фукусиме-1» выступают за сохранение атомной энергетики. Они аргументируют свою позицию тем, что отказ от АЭС «внесет хаос в экономику бедной ресурсами страны», у которой «расходы на энергоресурсы на душу населения уже самые большие в мире», а «замена АЭС на тепловые электростанции (ТЭС) обязательно вызовет увеличение импорта углеводородов и в конечном итоге снижение рентабельности производства».
Правительство ДПЯ попробовало обойтись без атомной энергетики в летний период, введя режим экономии со 2 июля по 28 сентября 2012 года. Потребители должны были сократить расход энергии в жилом секторе на 15% от расходов 2010 года. Для крупных потребителей нормы сокращения варьировались в зависимости от мощностей. Свести концы с концами в балансе без АЭС по расчетам не смогла электроэнергетическая компания Kansai Electric Power Co (KEPCO), обслуживающая второй по значению экономический регион страны Кансай (Осака). Поэтому в конечном итоге между местными властями и центральным правительством было достигнуто согласие на запуск двух реакторов на АЭС Оэ.
Таким образом, летний пик энергопотребления 2012 года страна, так же как и предыдущего года, прошла успешно, при этом фактически без атомной энергетики. Из 50 реакторов задействовано было только два на АЭС Оэ. Лето 2012 года стало тестовым для Японии, проверкой возможности свернуть ядерную энергетику.
Действительно, 4 сентября прошлого года правительство ДПЯ обнародовало «Стратегию энергетики и окружающей среды», новую национальную энергетическую стратегию. Главной целью в документе провозглашалась ликвидация атомной энергетики к 2030-м годам. Именно этот документ лег в основу программы правящей партии на новых выборах в декабре 2012 года. Ставка делалась на новую национальную энергетическую стратегию, на поддержку со стороны тех граждан, которые, судя по опросам, выступают за «нулевой вариант» доли атомной энергетики.
Либерал-демократы
выходят на прежний курс
В свою очередь, ЛДП, как главная оппозиционная сила, выступала с критикой энергетической политики ДПЯ, нацеленной на ликвидацию атомной энергетики, как «непродуманной и безответственной».
16 декабря 2012 года на выборах в нижнюю палату парламента убедительную победу одержала ЛДП, которую скорее можно назвать проядерной. Ставка на антиядерные настроения оказалась ошибкой.
Председатель ЛДП Синдзо Абэ после выборов в парламент и своего избрания на пост премьер-министра в выступлениях неоднократно продемонстрировал свое намерение пересмотреть «Стратегию энергетики и окружающей среды», принятую руководством и правительством ДПЯ в сентябре прошлого года. Об этом свидельствует, например, его заявление о намерении продолжить строительство «новых реакторов с высокой степенью обеспечения безопасности».
В комментариях большинства газет отход от курса ДПЯ расценивается как «разумная позиция». Подчеркивалась «необходимость реалистичной энергетической стратегии, включающей использование различных источников энергии, в том числе и ядерной». Газета «Иомиури» в пространной редакционной статье указывает на необходимость запуска реакторов для восстановления позиций страны как торговой державы. Торговый баланс в 2012 году – экспорт минус импорт – был с рекордным дефицитом в 6,9 трлн. иен, много больше чем 2,6 трлн. иен в 1980 году сразу после «второго нефтяного кризиса». Дефицит в 2012 году был больше в 2,7 раза, чем в 2011 году, и первым торговым дефицитом за 31 год. Обстановка весьма серьезная, констатировалось в статье. С точки зрения развития страны желательно, чтобы государство содействовало экспорту ядерных технологий, пишет «Иомиури».
Первым практическим шагом к отказу от положений обнародованной ДПЯ в сентябре «Стратегии энергетики и окружающей среды» стала реорганизация созданного еще ДПЯ Комитета по энергетической политике после «Фукусимы». Новый комитет формировался из курса на содействие развитию экономики. Большинство выведенных из состава комитета выступали за поэтапное сокращение атомной энергетики до «нуля» к 2030-м годам. В печати отмечается, что среди новых членов – Иссэй Нисикава, губернатор префектуры Фукуи, в которой расположено 14 реакторов.
Руководителем комитета назначен Акио Мимура, советник корпорации Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp. При прежнем нахождении ЛДП во власти Мимура возглавлял группу советников при правительстве, которая содействовала развитию атомной энергетики. Он был рупором деловых кругов страны и сейчас выступает под лозунгом «Япония должна продолжать использовать атомную энергию».
Судя по всему, в течение нескольких лет атомная энергетика в Японии будет находиться в стагнации в связи со строгими мерами безопасности, выполнение которых весьма затратное и продолжительное по времени. По мнению политологов, если администрация Абэ после выборов в июле получит большинство в верхней палате парламента, политическая обстановка в стране вступит в «стабильную фазу», не менее чем на три года до следующих выборов в верхнюю палату. Правда, возможны изменения и во время очередных выборов президента ЛДП, которые по регламенту должны состояться через два года. Это даст возможность либерал-демократам продвигаться к поставленным целям без необходимости прибегать к популизму, в том числе и в выработке энергетической политики.