У украинского премьера Азарова сложная задача обеспечения энергетической независимости страны. Фото с сайта www.kmu.gov.ua
В январе 2013 года Украина и компания Shell подписали Соглашение о добыче сланцевого газа. Как уверяют украинские власти, уже в ближайшие годы это позволит значительно снизить объемы поставок газа из России и добиться энергетической независимости. Однако при реализации этого плана Украина столкнется с рядом трудностей, поскольку страна не располагает соответствующей промышленностью, кадрами и инфраструктурой.Первые шаги
Сланцевую гонку на Украине в значительной степени спровоцировали новости из США, которые настаивали на низкой себестоимости добычи этого углеводородного сырья. Эти сообщения вызвали повышенный интерес в Киеве, подтолкнув его к активному поиску возможных партнеров по добыче сланцевого газа. Переговоры велись с такими нефтегазовыми корпорациями, как ExxonMobil, Halliburton, ConocoPhillips, Shell, Chevron, которые откликнулись на предложения Украины.
В 2011 году Украина продолжила активный переговорный процесс. В январе президент Украины Виктор Янукович обсуждал вопросы добычи сланцевого газа с компанией Shell. В феврале был подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере разведки запасов нетрадиционных углеводородов на территории Украины с американской компанией ExxonMobil. Затем вопросы добычи сланцевого газа на Украине обсуждались с компанией Chevron.
Заинтересованность украинской стороны в добыче сланцевого газа усилилась после публикаций данных о запасах этого углеводородного сырья на территории Украины. Украинские и зарубежные эксперты утверждали, что страна обладает от 2 до 30 трлн. куб. м сланцевого газа, добыча которого позволит добиться энергетической независимости. Подобный разброс оценок объяснялся тем, что на Украине практически не проводили исследования сланцевых пород. По этой причине утверждения о наличии значительных запасов сланцевого газа без проведения комплексных геологоразведочных работ больше походили на сенсацию. Тем не менее данные об огромных запасах сланцевого газа вызвали на Украине ажиотаж. Ряд экспертов стали говорить о его возможной добыче на уровне 15–20 млрд. куб. м в год, что могло кардинально изменить ситуацию на украинском газовом рынке и создать иллюзию повышения энергетической независимости страны.
Трудности на пути к энергетической независимости
В Украине пытаются механически перенести опыт США, не учитывая многие нюансы. Прежде всего отсутствует учет особенностей геологического строения сланцевых месторождений в Украине, которые могут иметь существенные отличия. Как известно, в мире нет одинаковых по своим характеристикам месторождений сланцевого газа, как нет и двух одинаковых сланцевых пластов. Каждый из них имеет свои уникальные отличия. Соответственно для добычи сланцевого газа в промышленных объемах Украине необходимо провести геологоразведочные работы для оценки имеющихся запасов. Относительно точные оценки можно будет получить лишь через 5–7 лет, когда будут проведены первые исследования наиболее перспективных площадей.
При этом следует отметить высокую стоимость геологоразведочных и добывающих работ на начальном этапе разработки сланцевых месторождений. Опыт добычи сланцевого газа и независимые оценки экспертов говорят о необходимости осуществления значительных инвестиций. Речь идет о ежегодном вложении нескольких миллиардов долларов. За рамками дискуссий в Украине пока остается вопрос о рентабельности месторождений сланцевого газа. Многие из них могут оказаться непригодными для промышленной добычи, что подтверждает опыт последних лет деятельности нефтегазовых компаний в европейских странах.
Одной из ключевых проблем, с которой столкнется Украина при добыче сланцевого газа, является отсутствие технологий. Надежды украинского руководства на прямое заимствование зарубежных технологий несостоятельны, поскольку они будут нуждаться в доработке из-за различий в геологических условиях. Также отсутствуют оборудование и подготовленные кадры, которые могут организовать добычу сланцевого газа. Кроме того, необходимо создание трубопроводной инфраструктуры, которая свяжет месторождения сланцевого газа с трубопроводной системой.
В итоге многочисленные спекулятивные и конъюнктурные заявления вызвали повышенное внимание к проблеме сланцевого газа, заслонив при этом реальные проблемы и подменив собой ее научное исследование.
Интересы США
Заинтересованность США в реализации в Украине проектов добычи сланцевого газа продиктована коммерческими интересами американских компаний, которые намерены продать устаревшее оборудование, технологии и наладить оказание сервисных услуг. Под их влиянием и при участии происходит создание привлекательной картины добычи сланцевого газа в Украине, появляются сообщения о наличии в стране огромных его запасов.
Помимо этого зарубежные нефтегазовые компании, которые намерены добывать сланцевый газ в Украине, поддерживают ничем не подкрепленную уверенность, что украинские запасы сланцевого газа – одни из самых крупных в Европе, и их разработка уже в ближайшие годы даст положительные результаты.
Деятельность зарубежных компаний на территории Украины облегчает отсутствие законодательства, которое бы регулировало данную сферу. Существует законодательство, регулирующее разведку и добычу традиционных углеводородов. Однако оно не затрагивает вопросы разработки месторождений сланцевого газа и применяемые для этого технологии добычи.
Сланцевый рывок
В последний год в Украине наблюдается взрывной интерес к добыче сланцевого газа. Уже не раз звучали заявления о повторении «сланцевой революции», аналогичной американской. Новый импульс получило развитие сотрудничества с крупнейшими нефтегазовыми компаниями, имеющими опыт добычи сланцевого газа. В мае 2012 года Украина провела конкурс на заключение Соглашения о разделе продукции (СРП) по Юзовскому (Харьковская и Донецкая области) и Олесскому (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области) месторождениям сланцевого газа. Его победителями были признаны компании Shell и Chevron соответственно.
В январе 2013 года правительство Украины одобрило проект соглашения с компанией Shell о добыче сланцевого газа на месторождении Юзовское. Будущая деятельность компания получила ободрение со стороны областных советов Донецкой и Харьковской областей. В украинском правительстве уверяют, что компания Shell инвестирует в разработку сланцевых месторождений больше 10 млрд. долл., а по оптимистическому сценарию – более 50 млрд. долл. Уже через 10 лет добыча сланцевого газа должна достичь 10 млрд. куб. м, а через 20 лет возрасти до 25 млрд. куб. м.
В отличие от Shell компания Chevron не сумела заручиться поддержкой западных областных советов, которые выступили против добычи сланцевого газа. В итоге украинское правительство было вынуждено отложить на неопределенное время подписание соглашения с данной компанией.
Политический ракурс
Добыча сланцевого газа в Украине, не успев начаться, оказалась в центре внимания различных политических сил. Так, подписание соглашения с Shell вызвало острую критику со стороны националистической партии «Свобода» и Компартии, которые указали на экологические риски, связанные с добычей сланцевого газа. Однако данными политическими силами движут не столько забота об экологии и здоровье украинского населения, сколько политический пиар и стремление к участию в контроле за финансовыми потоками. Например, лидер «Свободы» до последнего времени выступал последовательным противником добычи сланцевого газа на территории Украины. Однако на встрече в Киеве с представителями Европейской бизнес-ассоциации в середине февраля он заявил, что поддерживает добычу сланцевого газа, если будут решены вопросы экологии, распределения прибыли и участия местных властей.
Показательно, как в зависимости от внутриполитической ситуации и воздействия зарубежных государств меняются позиции отдельных партий и их лидеров, каждый из которых пытался набрать политические очки на теме сланцевого газа. Так, стремительно менялась позиция «Батькивщины» Арсения Яценюка. В конце января 2013 года партия внесла в Верховную Раду законопроект о запрете на добычу сланцевого газа. Однако уже в середине февраля «Батькивщина» отозвала свой законопроект, аргументировав это необходимостью достижения Украиной энергетической независимости и безопасности.
Подобные изменения в позиции оппозиционных партий объясняются давлением нефтегазовых компаний и зарубежных стран, которые «объяснили» оппозиции неправильность занимаемой позиции.
Сланцевый интерес
Тема добычи сланцевого газа в заявлениях украинских политиков зачастую выглядит откровенно спекулятивно, а отнюдь не как реальная перспектива. Возникает ощущение того, что данная проблема используется украинской властью в основном как дополнительный аргумент в бесконечных «газовых» препирательствах с Россией. Более того, сланцевый газ стал сознательно противопоставляться природному газу, поступающему из России.
На пути достижения газовой самодостаточности Украина готова опираться на весьма спорные, дорогостоящие и опасные по своим последствиям технологии добычи углеводородов. Между тем главная для Украины проблема заключается в том, что страна не имеет комплексного плана повышения энергетической независимости, а за счет только добычи сланцевого газа Украина не сможет добиться энергетической независимости. Изучение месторождений сланцевого газа и организация его добычи могут занять многие годы. Это означает, что даже в случае подтверждения значительных запасов сланцевого газа его промышленная добыча в Украине может начаться не ранее 2020 года.
Несмотря на это, Украина упорно продвигает реализацию сланцевых проектов. Причину этого следует искать в экономических интересах бизнес-групп, близких к украинскому президенту, который активно поддерживает проекты по добыче сланцевого газа. Если вспомнить историю с продлением нефтепровода Одесса–Броды, организации добычи углеводородов на шельфе Черного моря, то можно увидеть, что за каждым проектом стояли экономические интересы представителей крупного бизнеса, которые рассчитывали на получение экономической выгоды. Это означает, что разработка сланцевых месторождений не имеет ничего общего с достижением энергетической независимости.