Ангела Меркель делает ставку на ветер. Фото Reuters
2012 год был для ветроэнергетики в Германии вполне успешным. Но удастся ли повторить успех в этом году? Производители смотрят с тревогой на тенденции на мировых рынках.Ветроэнергетика в Германии в 2012 году развивалась хорошими темпами. За год число ветрогенераторов увеличилось на целую тысячу, так что всего в стране электричество производят уже 23 тысячи ветряков. Их общая мощность выросла на 20%, достигнув 31,3 гигаватта. Эти показатели сопоставимы с мощностью 40 крупных электростанций, работающих на угле.
Правда, несмотря на размещение новых ветряных установок, произвести больше электричества не удалось, констатировала вице-президент Федерального объединения предприятий ветроэнергетики (BWE) Сильвия Пиларски. Причина, в прямом смысле слова, естественная: ветры были недостаточно частыми и сильными.
Но недавно появилась и другая причина касательно скептического отношения ряда ученых к наземным ветровым паркам. Как выяснилось, они нагревают почву, особенно ночью. А ведь ветровая энергетика как раз и должна была бы послужить предотвращению мирового потепления. В СМИ прошло сообщение группы ученых о том, что в США на обширной территории, застроенной ветросиловыми установками, за последние 9 лет среднесуточная температура выросла на 0,72 градуса Цельсия. Правда, сами авторы исследования призывают не драматизировать ситуацию и не торопиться с выводами. Один из исследователей Лимин Чжоу, профессор университета штата Нью-Йорк в Олбани, поясняет: «Эта наша цифра относится только к тому региону и к тому периоду времени, которые были объектом нашего изучения. И это обстоятельство нужно учитывать, иначе велик риск истолковать полученные результаты неверно. Люди могут сказать: «Это что же получается, за 100 лет температура повысится почти на 8 градусов? Ничего себе! Похлеще любого глобального потепления!» Подобных сенсаций ученый хотел бы избежать во что бы то ни стало. Поэтому он полагает, что обнаруженный эффект – явление местного масштаба.
Пугающая цифра, опубликованная теперь профессором Чжоу и его коллегами, базируется на результатах измерений, выполненных ими на территории площадью 10 тысяч квадратных километров в западной части штата Техас. Исследование началось в 2003 году, когда на этом участке располагалось 111 ветросиловых установок, и завершилось в 2011 году, когда их количество составляло 2358.
Проблема морских ветропарков
В Германии основная масса ветряных установок появляется в близких к морским берегам землях Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн. Однако в 2012 году началось широкомасштабное финансирование ветроэнергетики и в таких землях, как Рейнланд-Пфальц и Бавария, где обычно сильных ветров не бывает. Куда хуже дело обстоит с развитием так называемых офшорных ветропарков, расположенных в Северном и Балтийском морях. Многие готовые к эксплуатации ветряные установки простаивают в море из-за проблем с подключением к магистральным электросетям.
Всего в 2012 году к единой сети электропередачи были подключены лишь 16 ветрогенераторов, 350 еще ждут подключения. На сегодняшний день мощность эксплуатируемых офшорных ветропарков у берегов Германии составляет всего 280 МВт. Если ситуация не изменится, то план правительства Германии – нарастить суммарную мощность морских ветропарков до 10 гигаватт к 2020 году – выполнить не удастся. Напомним, что, согласно планам правительства, отмечает немецкий еженедельник Wirtschaftswoche, к 2030 году суммарная мощность морских ветропарков должна уже достигать 20–25 МВт. Но проблема состоит не только в подключении к магистральным электросетям, но и в упрощении проблемы разрешений на строительство в море. За это в Германии отвечает Федеральное ведомство по делам судоходства и гидрографии (BSH). И ему приходится учитывать не только мнение таких противников морских ветропарков как судоходные компании, но и рыбаков. Как отмечает Wirtschaftswoche, по словам Петера Бреклинга, генерального секретаря немецкого рыболовецкого союза, для ловли рыбы остаются закрытыми уже до 30–40% территории, которую уже освоили рыбаки. В Дании, к примеру, пошли по пути компенсации ущерба для рыбаков от строительства морских ветропарков, указывает еженедельник. Но это все, конечно, удорожает строительство. К другим факторам удорожания относятся страховые премии.
По мнению главы климатического подразделения крупнейшей немецкой страховой компании Allianz Армина Зандхёвеля, необходимо увеличить стоимость страховки для морских ветропарков. Как он отметил в интервью Wirtschaftswoche, для компенсации потерь, вызванных отключением АЭС, в Германии не такой уж большой выбор источников альтернативной энергетики.
Солнечная энергетика уже достигла своего порога, особенно с точки зрения госдотаций, биомасса начинает конкурировать с производством продуктов питания, а развитие наземных ветропарков ограничено естественными причинами (наличием плоских поверхностей и, главное, ветра). Остаются только морские ветропарки. Но их риски связаны с прокладкой подводных магистральных кабелей для доставки производимой электроэнергии на сушу и созданием аккумулирующих мощностей для ее хранения. Поэтому, по его мнению, государство должно приложить усилия для стимулирования этой отрасли и взять на себя ряд финансовых рисков.
С точки зрения немецких энергетических концернов, таких как E.ON и RWE, выгоднее, однако, строить ветровые станции в Великобритании. Как отмечает в немецком еженедельнике Wirtschaftswoche в этой связи Адриан Шольтц, эксперт консалтинговой компании KPMG, именно в Великобритании владельцы ветровых парков получают наибольший доход в пересчете на МВт-ч – до 170 евро (для сравнения – в Германии до 150 евро).
Страх коллапса
С одной стороны, прогнозы промышленных объединений отрасли на 2013 год выглядят оптимистично: стабильный рост и появление новых ветрогенераторов прежде всего на суше. По имеющимся оценкам, в течение этого года в Германии появятся новые ветряные установки мощностью 3,5 гигаватта.
Вместе с тем экономический рост в Германии, возможно, станет одним из немногих положительных сигналов на глобальном рынке ветроэнергетики, говорит Торстен Хердан, руководитель Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA). «Германия – островок стабильности на этом турбулентном рынке», – сказал Хердан. Он прогнозирует сокращение объема мирового рынка производства ветрогенераторов на 10% уже в текущем году.
Основную причину следует, по его мнению, искать в негативных перспективах ветроэнергетики в США, где ожидается падение объемов сбыта более чем на 50% по сравнению с минувшим годом. Другая проблема – продолжающаяся изоляция китайского рынка от иностранных производителей. В результате возникает ситуация перепроизводства, которая может привести к резкому снижению цен на ветрогенераторы, опасается Хердан.
Берлин подрывает доверие производителей
Перспективы ветроэнергетики в Германии пока не ясны. Но куда больше, чем туманные перспективы для производителей ветроэнергетического оборудования, немецких промышленников беспокоят планы нынешнего коалиционного правительства страны. В частности, речь идет о планах изменения закона, регулирующего добычу электроэнергии из альтернативных источников. С такой инициативой в начале 2013 года выступил министр окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов ФРГ Петер Альтмайер.
Представители отрасли опасаются, что реформа ухудшит инвестиционный климат в стране. Дело в том, что предложение Альтмайера предполагает дальнейшее сокращение государственных субсидий на производство электричества с помощью энергии ветра. По мнению Торстена Хердана, если инициативу министра примут на законодательном уровне, 2013 год может стать тяжелым даже для оптимистично настроенного немецкого рынка ветроэнергетики.
(По материалам русской редакции Deutsche Welle и еженедельника Wirtschaftswoche.)