Финансовые показатели сетевых компаний за последние годы. Схема представлена автором
Начавшийся год продолжит заложенные тенденции 2012 года. В конце ноября прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал три указа, завершающих корпоративные перестановки в электросетевом комплексе. Согласно одному из них, ОАО «Холдинг МРСК» переименовывается в ОАО «Российские сети», а в капитал этой компании в качестве вклада государства вносится 79,55% акций ОАО «ФСК ЕЭС». Эти меры были только анонсированы, однако основные события еще предстоят, и сейчас фондовый рынок отыграл лишь идею, а не реальные действия. Основной новостной поток по компаниям, участвующим в консолидации, ожидается в первом полугодии текущего года, когда будут объявлены конкретные детали. Более того, глава государства установил сроки решения конкретных вопросов отрасли. Так, был подготовлен проект развития электросетевого комплекса в России: выработки решения относительно поэтапной консолидации территориальных сетевых организаций, снижения уровня перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе, а также поэтапного привлечения частных инвесторов в распределительный электросетевой комплекс.Предложение правительства сделать ФСК подконтрольной межрегиональным распределительным сетевым компаниям и переименование в Российские сети было весьма неожиданным, и представляется нам политическим шагом, который смог бы нивелировать предыдущие предложения.
Основным бенефициаром от предложенных нововведений, как ожидается, станет Холдинг МРСК. В основном, конечно, динамику будет определять поэтапный процесс консолидации, запущенный еще в прошлом году. По итогам всех изменений, для МРСК передача контроля над ФСК означает улучшение консолидированных финансовых показателей.
Анализ финансовых показателей по международным стандартам финансовой отчетности обеих компаний за прошлый год свидетельствует о том, что ФСК значительно превосходит холдинг с точки зрения рентабельности, причем как операционной, так и чистой. Аналогичная ситуация была характерна и для 2010 года. Стоит обратить внимание на то, что солидное преимущество доходности ФСК в 2010 году лишь упрочилось в 2011-м. Так, на представленных графиках можно наблюдать, что рентабельность Федеральной сетевой компании не только значительно превосходит аналогичные показатели МРСК, но и стабильно наращивает разницу.
Динамика превалирующей доходности ФСК также подтверждается при анализе временных рядов двух компаний. Динамика рентабельности операционной и чистой прибыли Холдинга МРСК стабильна во времени, начиная с 2009 года. За аналогичный период показатели рентабельности ФСК стабильно росли и увеличились с отрицательной до 52% и с отрицательной до 55% для операционной и чистой прибыли соответственно.
Что же произойдет после консолидации? Для ФСК серьезных ухудшений тоже ждать не стоит. Компания отличается финансовой стабильностью, так как обладает значительным количеством ликвидных ресурсов, а также обеспечила себя финансовыми поступлениями от дополнительного выпуска акций. Операционной деятельности компании ничего не угрожает, и компания продолжит стабильно генерировать операционную прибыль. Менеджмент компании способен удержать высокие показатели доходности. Что же касается Холдинга МРСК, то учет финансовых потоков новой дочерней компании при составлении консолидированной отчетности сможет положительно отразиться на показателях холдинга.
Мы ожидаем повышения спекулятивной активности в бумагах компаний на новостях, сопряженных с передачей контроля ФСК.
Стоит отметить, что в целом создание российских сетей – первый шаг на пути модернизации российской электроэнергетики. В конце февраля в правительство была внесена стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации.
Несмотря на тот факт, что в самом тексте стратегии не было конкретных предложений по улучшению и предполагаемым изменениям, были заданы основные векторы развития и ключевые направления работы по улучшению сектора, центральным звеном которого станет новоиспеченная компания – «Российские сети».
Основными преимуществами консолидации на базе «Российских сетей» станут снижение сегментированности цепочки передачи/распределения электроэнергии, унификация технических параметров и т.д. К позитивным моментам можно также отнести более эффективный менеджмент сектора.
Новая стратегия призвана решить ряд проблем, присущих российскому сетевому комплексу.
Одна из проблем, которая может быть преодолена за счет изменения структуры электросетевого комплекса, – перекрестное субсидирование. Напомним, что термин означает фиксацию цен на уровне, превышающем общие средние издержки производства товаров и услуг в определенной отрасли за счет перераспределения ценовой нагрузки среди различных групп потребителей. Перекрестное субсидирование снижает конкурентоспособность ряда отраслей. Доходы, недополученные сетями из-за поддержания низких тарифов для населения, фактически перекладывались на крупные промышленные предприятия.
Рост тарифов для промышленности ведет к росту их издержек и, как следствие, увеличению стоимости выпускаемой продукции. В конечном итоге рост стоимости продукции опять-таки ощущают простые потребители. Таким образом, получается, что искусственное сдерживание тарифов и обеспечение преференций исправляют рыночные механизмы ценообразования, а перекрестное субсидирование является псевдоэффективной мерой защиты рядовых граждан.
Отмена такой поддержки неизбежно приведет к снижению бремени для бизнеса. Выгоды от отмены перекрестного субсидирования получат предприятия большинства отраслей российской экономики, в наибольшей степени – предприятия машиностроения, химии и нефтехимии, а также цветной металлургии.
Рост же тарифов на электроэнергию для российских граждан неизбежен. В конце августа прошлого года правительство РФ приняло поэтапный план введения социальной нормы потребления коммунальных услуг. На услуги, оказываемые в рамках этой нормы, тарифы планируется устанавливать по минимуму, за все остальное платить придется в среднем на 70% больше. Помимо всего прочего план предполагает стимулирование развития энергоэффективности в стране, так как в текущий момент заниженные тарифы не побуждают население экономно расходовать электроэнергию.
Реорганизация российского электросетевого комплекса и создание ОАО «Российские сети» позволит более централизованно решить проблему «последней мили». На данный момент, согласно упомянутым договорам, Федеральная сетевая компания (ФСК) отдает в аренду Межрегиональной сетевой (МРСК) небольшой участок магистральной сети напряжением 220 кВ. Из-за этого потребитель вынужден платить за передачу энергии не только ФСК, но и МРСК, тарифы которой выше. Идея подобного договора заключается в том, чтобы компенсировать недополучение прибыли компанией МРСК, связанное с тем, что основные ее клиенты – небольшие компании и население.
При отмене схемы с арендой магистральных сетей МРСК смогут взять недостающие деньги только через тариф для своих потребителей, в том числе и населения, а это может привести к росту счета за электроэнергию для рядового потребителя. В недавно опубликованной стратегии планируется вплоть до 2014 года отказаться от договоров «последней мили», однако бремя платежей в очередной раз будет возложено на промышленность. Так, предполагается перенести часть «перекрестного субсидирования» на крупную промышленность, присоединенную к Единой национальной электрической сети, путем увеличения тарифа ФСК ЕЭС для потребителей и/или запрета ФСК осуществлять деятельность по оказанию потребителям услуг по передаче электроэнергии.
Решение проблемы договоров так называемой «последней мили» опять-таки планируется решить за счет крупных промышленных предприятий. Мы уже упоминали выше, чем это чревато для простых граждан: удорожанием продукции, выпускаемой этими предприятиями. Таким образом, реформирование электросетевой отрасли будет иметь определенный эффект и скажется как на представителях крупного, так и мелкого и среднего бизнеса. Изменения коснутся и российских граждан.
В целом на данный момент перед властями стоит цель реформирования сектора электроэнергетики и увеличения ее эффективности. Однако предыдущая попытка не осуществлена в полной мере и цели не были достигнуты. Предлагаемый на данный момент план также представляется весьма амбициозным и устанавливает ряд количественных показателей для отрасли. Так, до 2017 года предполагается сокращение операционных издержек на потребителя на 40% по всей цепочке передачи и распределения электроэнергии по сравнению с прошлым годом, снижение уровня потерь электроэнергии при передаче, повышение инвестиционной эффективности на 30% и т.д. Выполнение поставленных задач будет способствовать качественному улучшению в секторе, переходу к рыночным условиям функционирования. Однако переход к рыночным условиям всегда был сопряжен с определенного рода неудобствами для представителей бизнеса и рядовых граждан.