Японская компания нефтегазовой разведки Japan Petroleum Exploration Co. (сокращенно – JAPEX) в начале октября сообщила, что впервые в Японии она добыла сланцевую нефть в месторождении Аюкава в префектуре Акита на северо-западе основного острова Японского архипелага Хонсю.
Компания JAPEX завершила разведывательное бурение и намерена, изучив полученные результаты, начать с апреля 2014 года пробную эксплуатацию с целью выбора и отработки эффективных методов разработки месторождений.
Добыча пока лишь образцов сланцевой нефти, всего 31,1 килолитра, тем не менее вызвала в Японии определенный подъем интереса к освоению своих внутренних энергетических природных ресурсов и развитию технологий их добычи. Что касается сланцевой нефти, то пока ее разведанные запасы слишком малы, чтобы повлиять на снижение зависимости страны от импорта энергетического сырья. По оценкам специалистов компании JAPEX, запасы сланцевой нефти месторождения Аюкава составляют примерно 800 тыс. килолитров, или около 5 млн. баррелей. Этого мало в сравнении с 215 млн. тонн сырой нефти, которые Япония импортировала в 2010 году. Запасы нефти на Аюкаве несравнимы с депозитами нефти зарубежных месторождений, в разработке которых участвуют японские компании и где объемы запасов исчисляются в миллиардах баррелей.
Понятно, что на данном этапе собственные месторождения сланцевой нефти проблему обеспечения энергетической безопасности страны не решат. Ставка делается прежде всего на разработку собственных технологий и на их основе добычу сланцевых углеводородов не только нефти, но и газа за рубежом. Торговые фирмы и нефтяные корпорации уже начали исследовать соответствующую мировую конъюнктуру.
Японские специалисты высоко оценивают прежде всего перспективы роста роли газа. Со ссылкой на данные корпорации BP в СМИ публикуются прогнозы тенденций доли первичных энергоносителей в общем потреблении в мире по 2030 год. На приводимом газетой «Иомиури» графике доля нефти неуклонно сокращалась с примерно 39% в 1990 году до 32% в 2010 году и, как считается, будет сокращаться до 27% к 2030 году. До 2010 года отмечался рост доли угля примерно до 29%. Японские аналитики объясняют это высокими темпами роста потребления угля в Китае. С 2010 года предполагается сокращение доли угля в мировом энергетическом балансе примерно до 27% к 2030 году.
Доля и атомной энергетики, и гидростанций с 1990 года была стабильной 20 лет – 6–7%. Такой она останется и в последующее 20-летие, по 2030 год. Из всех природных энергетических ресурсов заметный рост доли был только у природного газа. По прогнозам, он сохранится и в 2030-х годах, когда доля газа в глобальных энергетических ресурсах станет самой большой, превысив 27%.
Революция сланцевого
газа
По мнению японских специалистов, рост добычи углеводородов будет идти за счет сланцевого газа. Советник Института экономики энергетики (Япония) Цутому Тоити в интервью газете «Иомиури» освоение его добычи расценивает как «революционный поворотный момент в истории энергетики». По оценке Ц.Тоити, «XIX век был веком угля, XX век был веком нефти. XXI век будет веком других источников энергии, особенно природного газа, разведанные запасы которого растут».
В наши дни и в среднесрочной перспективе, по мнению Ц.Тоити, природный газ может стать «звеном в переходе к возобновляемым источникам энергии». Освоение месторождений сланцевого газа позволит выиграть до 30–40 лет, необходимых для развития ВИЭ.
Идет своеобразная революция сланцевого газа, которая выгодна для Японии, считает Ц.Тоити. Она открывает возможность импорта дешевого природного газа из США и Канады, позволит Японии с более выгодных позиций вести переговоры с другими поставщиками природного газа.
Буквально через неделю этот вывод Ц.Тоити подтвердился на практике. Газета «Иомиури» сообщила, что японская региональная электроэнергетическая компания Tokyo Electric Power Co. (TEPCO) ведет переговоры с двумя американскими компаниями, добывающими сланцевый газ в штате Луизиана, о поставках сжиженного природного газа. Если переговоры пройдут успешно, то TEPCO сможет заметно сократить расходы на топливо для ТЭС, задействованных вместо реакторов АЭС, которые были остановлены после катастрофы на АЭС «Фукусима-1».
Расходы компании TEPCO на топливо для ТЭС увеличились с 1,37 трлн. иен в 2010 финансовом году (завершился 31 марта 2011 года) до 2,2 трлн. иен в 2011 финансовом году. Из них на закупку СПГ приходится 70%. В наращивании мощностей ТЭС предпочтение отдается СПГ. В минувшем финансовом году TEPCO импортировала около 24 млн. тонн СПГ, что на 15% больше по сравнению с предыдущим годом. Этот газ обошелся примерно в 1,5 трлн. иен, что уже на 45% больше, чем в предыдущем году.
В связи с ростом расходов на топливо TEPCO добилась от правительства разрешения на повышение с 1 сентября тарифов на электроэнергию для населения на 8,46%. Руководство TEPCO планирует уже в 2016 году закупать в США 2,4 млн. тонн сланцевого газа по цене в два раза ниже СПГ, поставляемого ныне из стран Ближнего Востока, Австралии и Малайзии.
От АЭС к ВИЭ через газ
В самой Японии не прекращаются поиски возможностей повышения энергетической безопасности, снижения зависимости от импорта энергоресурсов. Именно поэтому когда-то был принят курс на развитие атомной энергетики и доведение ее доли в энергетическом балансе страны до 50% к 2050 году. Однако после катастрофы на АЭС «Фукусима-1» пришлось отказаться от этой цели и пересматривать всю энергетическую политику.
Пока правительство объявило целью «нулевой вариант» доли АЭС в энергетическом балансе, то есть полную их ликвидацию к 2030-м годам. Однако предложенная программа достижения этой цели специалистами характеризуется как «полная противоречий и нереальная». Ее выполнение сопряжено с рядом сложных проблем и возможно лишь где-то в 2050-х годах. Ожесточенная полемика по подходам к атомной энергетике продолжается. Можно, однако, констатировать, что от АЭС как базиса обеспечения энергетической безопасности пришлось отказаться. С другой стороны, развитие конкурентных с ТЭС по эксплуатационным расходам ВИЭ требует времени. Поэтому наиболее вероятно, что в среднесрочной перспективе при продвижении к обеспечению энергетической безопасности и с учетом требований экологии Япония будет рассчитывать на газ. Пока импортный, но в перспективе и собственный.
Надежда на гидрат
метана
В Японии кроме газа из сланцевых месторождений несколько лет назад обратили внимание на гидрат метана. Общие прогнозы оптимистичны. Считается, что запасов газа в месторождениях гидрата метана на дне морей вокруг Японии хватит на 100 лет потребления природного газа в стране. Однако пока извлечение метана из гидратов с морского дна – с глубин более 1000 м – остается технологически сложным и дорогим процессом.
Между тем у политиков Японии, видимо, есть уверенность, что эта проблема будет разрешена уже в ближайшие годы. Недавно губернаторы десяти префектур вдоль побережья Японского моря сформировали Ассоциацию содействия развитию морских энергетических ресурсов. Руководство ассоциации представило правительству страны предложения о мерах центрального правительства по содействию развитию разведки и налаживанию добычи газа из гидрата метана.