0
8732
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.10.2012 00:00:00

Социальная норма потребления

Ольга Селляхова

Об авторе: Ольга Виссанионовна Селляхова - кандидат физико-математических наук, начальник департамента разработки и сопровождения методологии НП ГП и ЭСК.

Тэги: жкх, тарифы


жкх, тарифы Вопрос дешевого электричества становится все актуальнее для многих россиян.
Фото PhotoXPress.ru

Распоряжение правительства РФ № 1650-р от 10 сентября 2012 года утвердило комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг. Нововведения предусматривают, что плата за потребленные ресурсы (электроэнергию, воду, газ, тепло) для бережливых домохозяйств, объем потребления которых не превысил величину установленной социальной нормы потребления, будет полностью оплачиваться по существующему (низкому) тарифу, в то время как домохозяйства, превысившие величину социальной нормы, будут вынуждены оплачивать коммунальную услугу в части превышения по более высокому тарифу.

Первоначально социальная норма потребления будет установлена в электроэнергетике, затем в водоснабжении, впоследствии – в теплоснабжении и газоснабжении. Новые принципы оплаты коммунальных услуг в каждой из отраслей будут внедряться не единовременно, предполагается сначала опробовать нововведения в ряде пилотных регионов. Одна из задач, которую должна решить вводимая социальная норма, – определить разумные рамки достаточного уровня потребления того или иного ресурса для нормальных условий жизни. Сделать это, не имея статистики о реальном уровне потребления по разным типам домохозяйств, невозможно. Поэтому было принято решение начать введение социальной нормы с электроэнергетики, которая характеризуется высокой обеспеченностью населения приборами учета электроэнергии (более 95%) в сравнении с другими отраслями (25–40% в водоснабжении и теплоснабжении). Важен и размер перекрестного субсидирования – в электроэнергетике он самый большой и достиг, по скромным оценкам, 200 млрд. руб.

Пока обсуждается небольшой перечень (10–15) пилотных регионов, где за электроэнергию будут платить по-новому, в числе которых рассматриваются: Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Липецкая, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария (при этом во Владимирской, Нижегородской областях соцнорма применяется и в настоящее время). Пилотные проекты проработают весь 2013 год.

С 2014 года принцип применения различных тарифов на электроэнергию для населения «в пределах» и «сверх» социальной нормы будет применяться уже на всей территории страны. Водоснабжение планируется сделать второй отраслью для введения социальной нормы с пилотными проектами в 2014 году и повсеместным введением в 2015-м. К концу 2014 года предполагается представить предложения по введению социальной нормы в газоснабжении и теплоснабжении.

Одна из основных целей введения социальной нормы – сокращение потребления ресурса за счет повышения энергоэффективности и энергосбережения. Вторая, но не менее важная цель установления соцнормы – снижение нагрузки перекрестного субсидирования на сельхозпроизводителей, промышленные предприятия, малый и средний бизнес – то есть тех, кто в настоящее время доплачивает за пониженные тарифы для граждан и приравненных к ним категорий потребителей.

Следует также помнить, что установление в регионе соцнормы на первом этапе весьма усложнит энергосбытовым компаниям процедуру выставления счетов и контроля фактического уровня потребления. Гарантирующим поставщикам в таком регионе придется нести дополнительные расходы, связанные с модификацией программного обеспечения, учетными функциями, расчетами платежей граждан в рамках и сверх социальной нормы, обработкой информации о количестве проживающих, сбором и обработкой массивов данных для целей расчета «перекрестки» и рядом других задач.

При этом ошибочно полагать, что сбытовые компании получат дополнительные доходы от применения тарифа сверх социальной нормы. Средства, собираемые с населения за потребление сверх социальной нормы, действительно появятся, но они пойдут не в карман сбытовой организации, а на уменьшение ценовой нагрузки на прочих потребителей за счет корректировки как сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, так и тарифов на услуги сетевых организаций.

Методика расчета социальной нормы сейчас обсуждается органами власти, изучается опыт регионов, где это весьма успешно использовалось ранее. Статистика показывает, что при установлении нормы в размере, соответствующем среднедушевому потреблению в регионе, 70% потребителей и более практически не заметят ее введения. Прочим придется экономить, задуматься об энергосбережении или платить по дорогому тарифу. Кстати, практика показывает, что к последним относятся в основном достаточно состоятельные граждане, имеющие загородные дома, дорогое электрооборудование, для которых плата за электроэнергию составляет мизерную долю в доходах. По данным сбытовых организаций, уже работающих в регионах с социальной нормой, сокращение потребления наблюдается, если социальная норма установлена на низком уровне – около 50–60 кВт-ч на человека в месяц. Если же она установлена на «вольготном» уровне в 200 кВт-ч, как в Орловской области, то серьезного эффекта ни в сбережении, ни в сокращении перекрестного субсидирования не стоит ждать.

НП ГП и ЭСК считает, что методология должна учитывать интересы потребителей. Прежде всего соцнорма должна зависеть от количества жильцов: чем больше семья, тем больше социальная норма для домохозяйства, но при этом реальное потребление в расчете на одного человека становится меньше; также необходима дифференциация соцнормы для домохозяйств с электрическими плитами или электроотопительными установками и для сельских потребителей. Для одиноких граждан величина соцнормы должна быть больше средней величины. Так, в одном из регионов, где применялось социальное нормирование, среднедушевое потребление и соцнорма составляют 50 кВт на человека в месяц, а для одиноко проживающих – 80 кВт. Тариф сверх соцнормы будет устанавливаться для каждого региона с учетом того, насколько в настоящее время в этом регионе занижены тарифы для населения по сравнению с экономически обоснованными. В России отношение цен (тарифов) для прочих потребителей к тарифу для населения колеблется от 1,2 (Москва и Московская область) до 3 (Иркутская область). Соответственно если ставится задача уменьшить размер перекрестного субсидирования, то целесообразно приблизить тариф на электроэнергию, потребленную сверх нормы, к цене (тарифу) для прочих потребителей.

При этом размер социальной нормы и отношение тарифа сверх нормы к тарифу в пределах соцнормы должны быть взаимоувязаны друг с другом. Нельзя ввести очень маленькую социальную норму и одновременно огромный тариф на электроэнергию, потребленную сверх нормы, – это даст слишком большую дополнительную нагрузку на население. И, наоборот, большая социальная норма в совокупности с весьма лояльным тарифом сверх нормы также не дадут никакого эффекта, разве что добавят работы для сбытовой организации.

При разработке методики расчета соцнормы законодателям придется решить ряд сложных задач. Одной из них является администрирование передвижения граждан – пользователей социальной нормы (если будет принято решение, что норма «следует» за человеком, например, при переезде на лето в дачные дома). В рамках одного региона эту проблему можно решить путем использования уведомлений о месте проживания, но при длительных командировках, переездах или временных поездках из региона в регион будет нужна разработка особого подхода, не требующего от граждан предоставления многочисленных справок и подтверждений.

Другая важная задача связана с риском, заключающимся в том, что некоторые потребители будут стремиться затягивать с предоставлением показаний своего счетчика и оплатой с целью снижения среднемесячного объема потребления за счет месяцев, в которые они были в отпуске или на даче. С целью устранения этого риска предполагается предусмотреть санкции для нарушителей правил (в соответствии с которыми потребитель обязан ежемесячно снимать показания приборов учета и передавать их исполнителю коммунальных услуг). Именно поэтому, по мнению НП ГП и ЭСК, право использования социальной нормы следует увязать с регулярным предоставлением показаний индивидуальных счетчиков.

Данную проблему также могло бы решить распространение современных приборов учета, способных автоматически считывать показания об объемах потребления, но соответствующие счетчики использует лишь малая часть населения. При этом энергокомпании не вправе навязывать потребителю установку дорогих современных счетчиков – сама система отношений должна стимулировать граждан устанавливать приборы умного учета. Возможно, введение социальной нормы будет способствовать распространению современных индивидуальных приборов учета, поскольку гражданам с такими приборами станет проще контролировать свои затраты и влиять на размер платежа за электрическую энергию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1767
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1107
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
806
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1089

Другие новости