В Киеве надеются с помощью фирм США обеспечить свои потребности в углеводородах.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Украина расширяет сотрудничество с зарубежными нефтегазовыми компаниями. С их помощью Киев намерен осваивать свои газовые месторождения на шельфе Черного моря. Одним из шагов в этом направлении стал приход на украинскую часть шельфа Черного моря американской компании ExxonMobil. Создав консорциум с британо-нидерландской компанией Shell, румынской Petrom и украинской государственной компанией «Надра Украины», американская компания в августе текущего года победила в конкурсе на разработку Скифской нефтегазовой площади компанию ЛУКОЙЛ (LUKOIL Overseas Ukraine B.V).
По условиям конкурса, инвестор должен сразу внести в украинский бюджет 2,4 млрд. гривен (около 300 млн. долл.), а в последующие пять лет вложить не менее 1,6 млрд. гривен в геологоразведочные работы.
Запасы месторождения оцениваются в 200–250 млрд. куб. м газа. Суммарные инвестиции в его разработку должны составить 10–12 млрд. долл. Ожидается, что объем добычи газа выйдет на уровень 3–5 млрд. куб. м в год.
Приход на Украину энергетического гиганта, каким является компания ExxonMobil, представляет собой продолжение американской политики, направленной на расширение влияния на Киев. Не стоит упускать из виду тот факт, что существуют тесные отношения между представителями нефтегазового бизнеса и администрацией США. Соответственно на определенном этапе коммерческая деятельность ExxonMobil может совпасть с политическими интересами американской администрации.
Интерес США к Черноморскому региону в значительной мере сфокусирован на получении доступа к его энергетическим ресурсам. В отличие от 90-х годов прошлого века речь не идет о соперничестве с российскими компаниями за контроль над углеводородными ресурсами, как это происходило на Каспии. Американская администрация стремится через расширение экономического сотрудничества с причерноморскими странами получить контроль над месторождениями нефти и газа. Примером может служить соглашение о стратегическом партнерстве между «Роснефтью» и ExxonMobil, которое было заключено в августе 2011 года. Оно предусматривает совместное осуществление проектов в области геологоразведки и освоения месторождений на Черном море. Потенциальные инвестиции в освоение черноморских месторождений России оцениваются в десятки миллиардов долларов. Теперь, спустя год, ExxonMobil получила доступ к украинским месторождениям на шельфе Черного моря.
В Москве и Киеве с деятельностью ExxonMobil связывают дальнейшее освоение черноморских месторождений, а также получение современных технологий и привлечение инвестиций. Однако реальную отдачу от подписанных соглашений следует ожидать не скоро. Необходимо провести геологоразведочные работы, которые должны подтвердить наличие объемов газа, достаточных для начала промышленной добычи. Помимо этого разработка месторождений на шельфе Черного моря требует значительных инвестиций и технологий, которыми Украина не располагает. Кроме этого добыча углеводородов на Черноморском шельфе подвержена экономическим, политическим и экологическим рискам. В итоге начало промышленной добычи черноморских углеводородов может начаться не ранее, чем через десять лет.
Много вопросов возникает относительно запасов, которыми располагает Украина на своих черноморских месторождениях. Для их уточнения Украинский государственный геологоразведочный институт должен провести аудит месторождений, расположенных в Черном море. Это позволит получить более полную информацию по запасам и оценить возможные затраты, необходимые для освоения месторождений. Уточнить объем запасов на шельфовых месторождениях рекомендовали эксперты американской консалтинговой компании CERA, которая в начале 2012 года презентовала исследование, посвященное перспективам украинских месторождений природного газа. Согласно выводам экспертов, Украина имеет высокие шансы для того, чтобы полностью обеспечить себя собственным газом. В компании утверждают, что с 2015 года добыча газа в Украине начнет возрастать, в том числе за счет увеличения иностранных инвестиций и применения новых технологий.
Несмотря на отсутствие точных данных относительно объемов нефти и газа на черноморских месторождениях, украинские политики и западные эксперты делают смелые прогнозы их добычи. Из издания в издание «гуляют» цифры различных прогнозов украинской добычи к 2025–2035 годам. Согласно исследованиям, к этому времени Украина сможет добиться добычи природного газа в объемах, сопоставимых с нынешним уровнем потребления. В качестве условия для подобного прорыва указывают на необходимость многократного увеличения финансирования разработки месторождений.
Более консервативные оценки относительно уровня добычи газа на черноморском шельфе заложены в обновленной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года. Согласно документу, в случае успешной геологоразведки, добыча на месторождениях Черноморского шельфа может начаться в 2022 году и лишь к 2030 году Украина сможет выйти на уровень в 7–9 млрд. куб. м газа в год. Этот прогноз в большей степени претендует на объективность, особенно если учитывать ситуацию, которая сложилась в сфере добычи природного газа в Украине. Впрочем, даже при освоении месторождений на Черноморском шельфе, сохранении уровня добычи на традиционных сухопутных месторождениях и реализации амбициозных планов получения углеводородов из сланцевых пород Украина сможет лишь снизить зависимость от российских поставок природного газа.
В последние годы на формирование и направленность энергетической политики Украины активно влияют западные страны. Используя заинтересованность украинских властей любыми путями снизить зависимость от поставок российского газа, Украине настойчиво навязывают технологии добычи сланцевого газа, который преподносится в качестве серьезной альтернативы российским углеводородам. На позиции украинского руководства воздействуют посредством публикаций оценок запасов углеводородного сырья и прогнозов их добычи, которые активно пользуют профильные министерства и ведомства Украины, а также украинские эксперты.
Подобная настойчивость западных стран в Украине дает свои результаты. Идея достижения энергетической независимости трансформировалась в политику максимально возможного расширения сотрудничества с зарубежными нефтегазовыми компаниями. От них ждут скорейшей разработки углеводородных месторождений на шельфе Черного моря. Однако вряд ли ExxonMobil уже в ближайшее время приступит к освоению черноморских месторождений. Приход ExxonMobil стоит рассматривать как возможность «застолбить» за собой наиболее перспективные месторождения, которые могут оказаться востребованными в будущем.