Первые эксперименты по добыче сланцевого газа в КНР.
Фото Reuters
12 сентября Министерство земли и природных ресурсов Китая (МПР) опубликовало заявление о начале второго раунда тендера на приобретение прав на добычу сланцевого газа в Китае. Первый тендер состоялся в середине 2011 года, тогда право участия в торгах было дано только четырем крупнейшим нефтегазовым госкомпаниям КНР. Своим правом уже воспользовалась компания Sinopec, заключившая соглашение с Shell на проведение пробного бурения скважин на территории провинции Сычуань. Отличительной особенностью нынешнего тендера является то, что в этот раз к торгам допущены не только госкомпании, но и крупные коммерческие китайские нефтегазовые фирмы, а также совместные китайско-иностранные предприятия с контрольным пакетом у китайских партнеров. Само проведение нынешних торгов служит лакмусовой бумажкой для проверки заинтересованности инвесторов в добыче сланцевого газа на территории КНР.
Как известно, в США добыча природного газа из сланца уже произвела сланцевую революцию, основными итогами которой является выход страны на первое место в мире по уровню добычи природного газа. Из страны-импортера Америка превращается в страну-экспортера.
Перед Китаем, по сути, стоят аналогичные цели, и инструментарий для их достижения совпадает: в апреле 2011 года Администрация энергетической информации США заявила, что Поднебесная обладает крупнейшими в мире запасами сланцевого газа. За истекший с этого момента год МПР Китая провело пробное бурение на территории основных месторождений и уточнило данные о запасах: по данным этого госведомства, Китай обладает запасами сланцевого газа в объеме 134,42 трлн. куб. м (что почти в полтора раза больше, чем запасы в США).
Получив такие сведения, правительство Китая предприняло последовательные шаги по созданию основ для развития отрасли добычи сланцевого газа. В частности, сланцевый газ был выделен в отдельный вид ресурса, а Государственный комитет по развитию и реформе разработал план его добычи. Согласно этому плану, к 2015 году ежегодная выработка газа из сланцев должна достичь уровня в 6,5 млрд. куб. м, а к 2020 году – 60 млрд. куб. м. Такой объем добычи, по сути, удвоит выработку природного газа в КНР. Вместе с тем анализ особенностей местного энергетического рынка ставит целый ряд вопросов относительно перспектив развития отрасли добычи сланцевого газа в КНР.
Непроверенные данные
В первую очередь опасения среди экспертов вызывают сами данные относительно запасов сланцевого газа в Китае. Речь идет как об общих объемах запасов, так и об объемах так называемого технически добываемого природного газа. Специалисты МПР, руководившие программой пробного бурения, признают, что при оценке ресурсной базы было осуществлено бурение всего около 20 скважин в разных регионах страны, при этом в части из этих скважин был действительно обнаружен газ. Таким образом, данные об общих объемах основаны в значительной степени на допущениях, связанных с перенесением на «китайскую почву» данных о запасах газа на территории американских месторождений. О неточности таких допущений можно судить по тому, что геологические условия добычи газа на китайских месторождениях существенно отличаются от американских: так, месторождения (Тарим, Ордос, Цинхай) расположены в гористых местностях (крупнейшие американские месторождения Барнетт и Марцеллус – преимущественно равнинные), а глубина залегания часто в полтора-два раза больше. Проверка предположений возможна только на основе практического бурения, что в условиях Китая пока еще остается относительно дорогостоящим предприятием.
Китайские компании не скрывают, что на данный момент у них не достаточно соответствующих технологий как для добычи, так и для организации процесса менеджмента добычей сланцевого газа. В целях преодоления технологического отставания крупные госкомпании занялись скупкой зарубежных активов. Наиболее заметными стали сделки по покупке компанией Sinopec акций американской фирмы Devon, приобретение акций канадской нефтяной компании Nexen, также имеющей активы в сфере добычи сланцевого газа, китайской CNOOC. Вместе с тем, по словам геологов иностранных компаний, работающих в Китае, полученные таким образом технологии в любом случае «нуждаются в значительной доработке» (в том числе из-за разницы геологических условий) и не могут быть применены напрямую.
Госрегулирование
Не все обстоит однозначно и с вопросами государственного регулирования отрасли добычи сланцевого газа. В первую очередь речь идет о таких ключевых проблемах, как отсутствие на рынке Китая независимых нефтегазовых сервисных компаний, недостаточное развитие газотранспортной инфраструктуры, отсутствие прав на землю. При анализе американской сланцевой революции эксперты отмечают, что именно эти факторы сыграли ключевую роль в достижении прорыва. В свою очередь, структура энергетического рынка Китая серьезно отличается от американской: обслуживанием нефтегазовых проектов здесь, как правило, занимаются дочерние предприятия госкомпаний под собственные нужды, объемы добычи определяются не рыночными параметрами, а планом. Нельзя упускать из виду и такой фактор, как возможное противодействие развитию отрасли добычи сланцевого газа со стороны угольных компаний, до сих пор поставляющих стране более 70% энергоресурсов.
Вместе с тем правительство Китая существенно субсидирует цену на газ. Связано это как раз с желанием сократить объемы применения грязного угля. Сейчас стоимость кубометра газа в КНР в среднем превышает 7 долл., поэтому окупаемость газовых проектов происходит значительно быстрее, чем, например, в США, где цена ниже почти в два раза.
Несмотря на все вышеупомянутые риски, инвесторы и эксперты демонстрируют уверенность в том, что к 2020 году добыча сланцевого газа в Китае станет экономически эффективной, а этот ресурс прочно войдет в энергоструктуру страны. Американский опыт развития отрасли здесь воспринимают с большим интересом, хотя и сомневаются в возможности его прямого применения в существующих условиях. Однако шаги по «американизации» газового рынка уже делаются: нынешний тендер, к участию в котором допущены совместные предприятия, уже сам по себе стал настоящей сенсацией.
Правительство демонстрирует готовность продолжать оказывать не только финансовую, но и политическую поддержку развитию отрасли. В том числе и потому, что сланцевый газ может стать важным козырем в руках Поднебесной при проведении переговоров с несговорчивыми партнерами об импорте газа в КНР. Речь прежде всего может идти о российском «Газпроме». Китайские власти рассчитывают, что теперь «Газпром» может стать более сговорчивым, имея в виду горизонт-2020, когда в мире может состояться еще одна сланцевая революция.
При оценке перспектив «Газпрома» на китайском рынке необходимо учитывать, что на данный момент китайцы не готовы допускать полностью иностранные компании к участию в добыче сланцевого газа на своей территории. Ситуация выглядит следующим образом: китайские компании (в том числе смешанные, но строго с 51% у китайской стороны) участвуют в тендере. Победители имеют право создать новое СП с иностранными компаниями (также с 51% у китайской стороны) – именно этим правом воспользовался Sinopec, создав СП с Shell, а в скором времени (по моей информации) воспользуется Petrochina, создав СП с французской Тоtal. У «Газпрома» на данный момент нет практики добычи сланцевого газа, нет соответствующих технологий, нет интереса к развитию этой отрасли за рубежом. Глава «Газпрома» Алексей Миллер выразил скептическое отношение к этому виду энергоресурса. Вряд ли в таких условиях китайские партнеры могут быть заинтересованы в создании СП с «Газпромом». Зато существенно будут подкошены его переговорные позиции, так как добыча на территории КНР 60 млрд. куб. м газа в год полностью замещает текущие потребности этой страны в импорте газа. В этом случае «Газпрому» придется, видимо, отойти от жестких позиций по цене либо вообще отказаться от китайского направления экспорта.