Пол Маккартни – один из известных противников добычи сланцевого газа.
Фото Reuters
Недавно сообщение относительно решения о приостановке освоения Штокмановского газового месторождения на неопределенный срок обошло все СМИ. Источником этого сообщения, как пишет британское агентство Би-би-си, стал член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов. Агентство цитирует следующие его слова: «Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы могли сделать это на данном этапе». И далее: «Раньше 2014 года финального инвестиционного решения по проекту не будет». Причиной, как рассказал он в интервью агентству Reuters, является «высокая стоимость проекта, обусловленная тяжелыми условиями в этом арктическом районе».
Спекуляций относительно причин подобного решения было предостаточно. Напомним, Штокмановское месторождение расположено на российском шельфе Баренцева моря примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Это одно из крупнейших мировых месторождений газа.По разным оценкам, инвестиции в его освоение могут составить 15–20 млрд. долл. В 2010 году проект уже переносили из-за сократившегося потребления газа в мире. Изначально поставки газа со Штокмановского месторождения по газопроводу должны были начаться в 2013 году, а годом позже планировалось запустить танкеры со сжиженным природным газом (СПГ) на американский рынок. Еще три года назад «Газпром» к 2020 году планировал занять 10% рынка СПГ в США. Но активная разработка сланцевого газа на территории США, которая позволяет американцам не только обеспечить себя голубым топливом, но и стать его экспортером, похоже, окончательно похоронила эти планы. Правда, не стоит сбрасывать со счетов активность "зеленых", которым уже удалось предотвратить разработку сланцевого газа в Западной Европе. Достаточно сильная антисланцевая оппозиция имеется и в США.
Не следует забывать, что штокмановский газ был определен и в качестве ресурсной базы для поставок газа по трубопроводу «Северный поток» в страны Западной Европы. Можно допустить, что именно он должен был наполнить новые планируемые ветки газопроводов «Северного потока».
С чем же связано решение «Газпрома»? Конечно, это меняющаяся ситуация на мировом газовом рынке в связи с выходом на него как США, так и Катара, активно наращивающих производство СПГ. Прежде всего это мировой кризис, который, как предполагается, снизит потребление голубого топлива в мире. Вползание России в мировой кризис побуждает экономить финансовые ресурсы, и скорее всего именно этим объясняется отказ правительства предоставить «Газпрому» налоговые льготы при освоении данного месторождения.
Кроме того, понятно, что в отсутствие собственных финансовых ресурсов у «Газпрома» единственным доступным источником финансов остается повышение налогового бремени. А это вызывает негативную реакцию как населения, так и бизнеса.
Проблемой являются также условия ведения добычи, поскольку для региона характерны сложные арктические условия, большая удаленность от берега и значительная глубина. А это требует уникальных технологий добычи и транспортировки, которыми «Газпром» не располагает. Одним словом, нужны партнеры, и, собственно говоря, «Газпром» занимался уже в течение длительного периода их поиском. Ему требовались партнеры, располагающие как технологиями, так и финансовыми средствами для разработки месторождения... Уже в сентябре 2005 года был сформирован список из пяти зарубежных компаний – потенциальных участниц консорциума по разработке месторождения – Hydro и Statoil (Норвегия), Total (Франция), Chevron и ConocoPhillips (США). Но 9 октября 2006 года, однако, «Газпром» объявил, что ни одна из этих компаний не смогла предоставить активы, «соответствующие по объему и качеству запасам Штокмановского месторождения». В связи с этим недропользователем месторождения «Газпром» решил выступать самостоятельно, а «авторитетные международные компании» привлекать лишь в качестве подрядчиков. Пока только французская компания Total (25%) и норвежская Statoil» (24%) остались партнерами «Газпрома» по проекту.
Впрочем, газпромовское заявление уже пытаются уточнить и даже опровергнуть. Так, представитель российского агентства по недропользованию Петр Садовник заявил лишь о переносе начала эксплуатации Штокмановского месторождения с 2013 или 2014 года на 2018 год. А партнер «Газпрома» Тоtаl вообще опроверг информацию о том, что освоение Штокмановского месторождения откладывается на неопределенный срок. Как заявили в компании, сообщает ИТАР-ТАСС, в данный момент партнеры заняты изучением путей повышения экономической эффективности данного проекта в связи с чрезмерным ростом затрат на его разработку. Судя по всему, в руководстве «Газпрома» (а может быть, и в Кремле) идет острая борьба между сторонниками и противниками проекта.