0
4004
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.09.2012 00:00:00

Как обойтись без дефицита

Николай Хренков

Об авторе: Николай Вальтерович Хренков - заместитель директора Института национальной энергетики.

Тэги: топливо


топливо Газозаправочные станции внедряются в Европу.
Фото Натальи Красильниковой/Photo XPress.ru

Россия, как известно, входит в число крупнейших мировых экспортеров углеводородов, а также продуктов их переработки. К их числу относятся и сжиженные углеводородные газы (СУГ). Объемы данного экспорта, безусловно, несравнимы с теми потоками голубого топлива и черного золота, а также нефтепродуктов, что отправляются в зарубежные страны по трубопроводам и железной дороге, но тоже достаточно внушительны. По итогам прошлого года они составили 2,2 млн. тонн, обеспечив российским экспортерам выручку в 1,6 млрд. долл.

Кризисы при избытке

В то же время все производство СУГ в РФ в прошлом году превысило 11 млн. тонн, то есть доля экспорта составляет не более 20%, и подобная пропорция сохраняется уже на протяжении нескольких лет. Тогда как из общего объема добытой в стране нефти за рубеж продано порядка 45%, природного газа и угля – более 30%, экспортная же доля произведенных в стране нефтепродуктов превышает 45%.

При этом, хотя СУГ находятся в наиболее благоприятном соотношении для внутреннего рынка, российские потребители в значительной части регионов страны периодически сталкиваются с дефицитом этого сырья, который порой принимает острый характер. Один из наиболее резонансных таких случаев был в последнем квартале 2010 года, когда несколько населенных пунктов Ленинградской области, где основным топливом для коммунальных нужд является пропан-бутан, остались без тепла. Заметим, что помимо рыночных аспектов (скачок спроса) здесь свою роль сыграл и фактор логистики. Это было связано с внутренней ситуацией в ОАО «РЖД», где возник дефицит локомотивного парка, что привело к увеличению сроков доставки СУГ по железной дороге. Задержки составляли несколько дней, но этого оказалось достаточно, чтобы создать форс-мажорную ситуацию. На случай скачков спроса на природный газ (при авариях или в условиях аномально низких температур) у «Газпрома» имеются подземные хранилища газа. Перебои с поставками нефтепродуктов можно решить за счет нефтехранилищ, складов ГСМ, резервных топливных хозяйств на электростанциях. Но СУГ – это особая статья. Их требуется хранить под давлением, поэтому стоимость таких резервуаров значительно выше, чем в случае с нефтепродуктами. В принципе для этих целей можно применить газонаполнительные станции (ГНС), но здесь вступают в силу экономические факторы. Как показывает опыт компаний, работающих в этом сегменте (в частности, ОАО «Газпром газэнергосеть» – крупнейшего игрока на российском рынке СУГ), любая ГНС должна оборачиваться как минимум 3 раза в месяц, чтобы обеспечивать свою рентабельность. Таким образом, в рыночных условиях они используются как перевалочные пункты с ограниченными сроками хранения (не дольше недели). Причем, по данным «Газпром газэнергосеть», объем имеющихся сейчас в России мощностей ГНС не превышает 100 тыс. тонн, тогда как объем ежемесячной реализации СУГ составляет порядка 260–270 тыс. тонн. Имеющийся на заводах – производителях СУГ резервуарный парк также не предназначен для длительного хранения (мощности обычно рассчитаны на 1–3 дня), что при проблемах с транспортом приводит к быстрому затовариванию продукции.

Фактор экономики

Наконец, необходимо отметить еще один момент. Особые условия хранения СУГ сильно влияют и на стоимость их перевозок, которая (если брать железные дороги) примерно в два раза выше, чем транспортировка нефтепродуктов. Тем самым исключается экономическая целесообразность для оперативного перенаправления объемов СУГ не с заводов, а уже с ГНС тем потребителям, у которых образовался дефицит. Такого рода двойная доставка сделает цену на него неподъемной.

В этих условиях единственной реальной возможностью избежать дефицита является содействие государственных органов власти – федеральных, региональных и муниципальных. Варианты могут быть различными: либо создание местными властями специальных хранилищ СУГ, либо создание условий для компаний-поставщиков, стимулирующих содержание ими резервных хранилищ. Для федеральных властей уместно было бы решить вопрос с РЖД о создании благоприятного режима оперативным поставкам СУГ в нуждающиеся районы в условиях скачка спроса и плюс регулирование экспорта, позволяющее в сжатые сроки перенаправлять необходимые объемы сжиженных газов с внешнего рынка на внутренний. Наконец, России требуются дополнительные мощности по производству СУГ, поскольку их потребление с каждым годом стабильно растет. Это происходит за счет развития химического сегмента, роста популярности систем автономной газификации и благодаря увеличению потребления пропан-бутана в качестве газомоторного топлива, чему способствует, в частности, прекращение выпуска дешевого, но неэкологичного 80-го бензина.

Но это лишь часть проблемы дефицита СУГ – имеется и другая, которая связана с обеспечением населения пропан-бутаном для бытовых нужд по системе так называемых балансовых заданий. Эта мера административного регулирования была введена правительством РФ в 1999 году и ставила своей целью решение вопроса гарантированного обеспечения населения сжиженным газом. Она предполагает, что предприятия – производители СУГ обязаны сдавать определенный объем пропан-бутана по регулируемым государством ценам. Этот объем рассчитывается Министерством энергетики, исходя из потребностей регионов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает оптовые цены на балансовый газ, региональные регулирующие органы – его розничную цену в соответствии с методикой, разработанной ФСТ. Региональные власти также назначают уполномоченные организации, которые обеспечивают доставку и продажу балансового газа населению.

Однако благое вроде бы дело с самого начала пошло наперекосяк. Уже через несколько лет правительство вынуждено было признать, что система балансовых заданий «порождает, с одной стороны, неполное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд по регулируемым ценам, с другой стороны, неконтролируемый переток сжиженного газа с регулируемого сектора оптового рынка» в коммерческий сектор. Иначе говоря, проблема дефицита сжиженного газа для населения решена не была. При этом заводы-производители, вынужденные продавать газ по заниженной стоимости, несли прямые убытки, которые, к примеру, по итогам 2010 года составили около 3 млрд. руб. Казалось бы, такой вывод должен был прозвучать приговором балансовым заданиям, однако по ряду причин система продолжала исправно работать, хотя представители министерств и ведомств периодически отмечались критическими высказываниями в ее адрес.

Новые модели

В текущем году, наконец, был запущен процесс реформирования системы балансовых заданий. Минэнерго совместно с компаниями, занимающимися производством и поставкой балансового газа (структуры «Газпрома», НОВАТЭКа и СИБУРа) начали разрабатывать новую модель обеспечения населения СУГ. Участники рынка предложили следующую схему: сохраняется действующая система квот, когда поставщики балансового газа обязаны обеспечить в регионах потребителей СУГ гарантированными объемами путем заключения уполномоченными организациями долгосрочных контрактов с поставщиками СУГ (возможен и вариант заключения договоров производителей СУГ с администрациями регионов). Но при этом цена этого газа будет определяться рыночным способом на основе формулы цены (сейчас рассматривается несколько вариантов расчетов данной формулы).

Учитывая, что разница между балансовой и коммерческой стоимостью СУГ относительно невелика, либерализация этого сегмента рынка, который составляет только 7% от общероссийского потребления СУГ, не ударит сильно по карманам гражданам. Расчеты показывают, что удорожание розничной цены составит в среднем 15%, иначе говоря, примерно +3 руб. за килограмм пропан-бутана при его нормативе потребления 5 кг на одного человека в месяц. Заметим, что в настоящее время в 76 российских регионах насчитывается примерно 13 млн. хозяйств, газифицированных СУГ. Соответственно вопросы своевременного обеспечения сжиженным газом касаются примерно четверти населения нашей страны, большая часть которого проживает в сельской местности и на отдаленных территориях в регионах Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где найти топливную альтернативу сжиженному газу весьма проблематично. Поэтому устранение причин периодически возникающего дефицита СУГ остается на сегодняшний день актуальной задачей для государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2976
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3419
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2501
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4430

Другие новости