Газозаправочные станции внедряются в Европу.
Фото Натальи Красильниковой/Photo XPress.ru
Россия, как известно, входит в число крупнейших мировых экспортеров углеводородов, а также продуктов их переработки. К их числу относятся и сжиженные углеводородные газы (СУГ). Объемы данного экспорта, безусловно, несравнимы с теми потоками голубого топлива и черного золота, а также нефтепродуктов, что отправляются в зарубежные страны по трубопроводам и железной дороге, но тоже достаточно внушительны. По итогам прошлого года они составили 2,2 млн. тонн, обеспечив российским экспортерам выручку в 1,6 млрд. долл.
Кризисы при избытке
В то же время все производство СУГ в РФ в прошлом году превысило 11 млн. тонн, то есть доля экспорта составляет не более 20%, и подобная пропорция сохраняется уже на протяжении нескольких лет. Тогда как из общего объема добытой в стране нефти за рубеж продано порядка 45%, природного газа и угля – более 30%, экспортная же доля произведенных в стране нефтепродуктов превышает 45%.
При этом, хотя СУГ находятся в наиболее благоприятном соотношении для внутреннего рынка, российские потребители в значительной части регионов страны периодически сталкиваются с дефицитом этого сырья, который порой принимает острый характер. Один из наиболее резонансных таких случаев был в последнем квартале 2010 года, когда несколько населенных пунктов Ленинградской области, где основным топливом для коммунальных нужд является пропан-бутан, остались без тепла. Заметим, что помимо рыночных аспектов (скачок спроса) здесь свою роль сыграл и фактор логистики. Это было связано с внутренней ситуацией в ОАО «РЖД», где возник дефицит локомотивного парка, что привело к увеличению сроков доставки СУГ по железной дороге. Задержки составляли несколько дней, но этого оказалось достаточно, чтобы создать форс-мажорную ситуацию. На случай скачков спроса на природный газ (при авариях или в условиях аномально низких температур) у «Газпрома» имеются подземные хранилища газа. Перебои с поставками нефтепродуктов можно решить за счет нефтехранилищ, складов ГСМ, резервных топливных хозяйств на электростанциях. Но СУГ – это особая статья. Их требуется хранить под давлением, поэтому стоимость таких резервуаров значительно выше, чем в случае с нефтепродуктами. В принципе для этих целей можно применить газонаполнительные станции (ГНС), но здесь вступают в силу экономические факторы. Как показывает опыт компаний, работающих в этом сегменте (в частности, ОАО «Газпром газэнергосеть» – крупнейшего игрока на российском рынке СУГ), любая ГНС должна оборачиваться как минимум 3 раза в месяц, чтобы обеспечивать свою рентабельность. Таким образом, в рыночных условиях они используются как перевалочные пункты с ограниченными сроками хранения (не дольше недели). Причем, по данным «Газпром газэнергосеть», объем имеющихся сейчас в России мощностей ГНС не превышает 100 тыс. тонн, тогда как объем ежемесячной реализации СУГ составляет порядка 260–270 тыс. тонн. Имеющийся на заводах – производителях СУГ резервуарный парк также не предназначен для длительного хранения (мощности обычно рассчитаны на 1–3 дня), что при проблемах с транспортом приводит к быстрому затовариванию продукции.
Фактор экономики
Наконец, необходимо отметить еще один момент. Особые условия хранения СУГ сильно влияют и на стоимость их перевозок, которая (если брать железные дороги) примерно в два раза выше, чем транспортировка нефтепродуктов. Тем самым исключается экономическая целесообразность для оперативного перенаправления объемов СУГ не с заводов, а уже с ГНС тем потребителям, у которых образовался дефицит. Такого рода двойная доставка сделает цену на него неподъемной.
В этих условиях единственной реальной возможностью избежать дефицита является содействие государственных органов власти – федеральных, региональных и муниципальных. Варианты могут быть различными: либо создание местными властями специальных хранилищ СУГ, либо создание условий для компаний-поставщиков, стимулирующих содержание ими резервных хранилищ. Для федеральных властей уместно было бы решить вопрос с РЖД о создании благоприятного режима оперативным поставкам СУГ в нуждающиеся районы в условиях скачка спроса и плюс регулирование экспорта, позволяющее в сжатые сроки перенаправлять необходимые объемы сжиженных газов с внешнего рынка на внутренний. Наконец, России требуются дополнительные мощности по производству СУГ, поскольку их потребление с каждым годом стабильно растет. Это происходит за счет развития химического сегмента, роста популярности систем автономной газификации и благодаря увеличению потребления пропан-бутана в качестве газомоторного топлива, чему способствует, в частности, прекращение выпуска дешевого, но неэкологичного 80-го бензина.
Но это лишь часть проблемы дефицита СУГ – имеется и другая, которая связана с обеспечением населения пропан-бутаном для бытовых нужд по системе так называемых балансовых заданий. Эта мера административного регулирования была введена правительством РФ в 1999 году и ставила своей целью решение вопроса гарантированного обеспечения населения сжиженным газом. Она предполагает, что предприятия – производители СУГ обязаны сдавать определенный объем пропан-бутана по регулируемым государством ценам. Этот объем рассчитывается Министерством энергетики, исходя из потребностей регионов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает оптовые цены на балансовый газ, региональные регулирующие органы – его розничную цену в соответствии с методикой, разработанной ФСТ. Региональные власти также назначают уполномоченные организации, которые обеспечивают доставку и продажу балансового газа населению.
Однако благое вроде бы дело с самого начала пошло наперекосяк. Уже через несколько лет правительство вынуждено было признать, что система балансовых заданий «порождает, с одной стороны, неполное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд по регулируемым ценам, с другой стороны, неконтролируемый переток сжиженного газа с регулируемого сектора оптового рынка» в коммерческий сектор. Иначе говоря, проблема дефицита сжиженного газа для населения решена не была. При этом заводы-производители, вынужденные продавать газ по заниженной стоимости, несли прямые убытки, которые, к примеру, по итогам 2010 года составили около 3 млрд. руб. Казалось бы, такой вывод должен был прозвучать приговором балансовым заданиям, однако по ряду причин система продолжала исправно работать, хотя представители министерств и ведомств периодически отмечались критическими высказываниями в ее адрес.
Новые модели
В текущем году, наконец, был запущен процесс реформирования системы балансовых заданий. Минэнерго совместно с компаниями, занимающимися производством и поставкой балансового газа (структуры «Газпрома», НОВАТЭКа и СИБУРа) начали разрабатывать новую модель обеспечения населения СУГ. Участники рынка предложили следующую схему: сохраняется действующая система квот, когда поставщики балансового газа обязаны обеспечить в регионах потребителей СУГ гарантированными объемами путем заключения уполномоченными организациями долгосрочных контрактов с поставщиками СУГ (возможен и вариант заключения договоров производителей СУГ с администрациями регионов). Но при этом цена этого газа будет определяться рыночным способом на основе формулы цены (сейчас рассматривается несколько вариантов расчетов данной формулы).
Учитывая, что разница между балансовой и коммерческой стоимостью СУГ относительно невелика, либерализация этого сегмента рынка, который составляет только 7% от общероссийского потребления СУГ, не ударит сильно по карманам гражданам. Расчеты показывают, что удорожание розничной цены составит в среднем 15%, иначе говоря, примерно +3 руб. за килограмм пропан-бутана при его нормативе потребления 5 кг на одного человека в месяц. Заметим, что в настоящее время в 76 российских регионах насчитывается примерно 13 млн. хозяйств, газифицированных СУГ. Соответственно вопросы своевременного обеспечения сжиженным газом касаются примерно четверти населения нашей страны, большая часть которого проживает в сельской местности и на отдаленных территориях в регионах Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где найти топливную альтернативу сжиженному газу весьма проблематично. Поэтому устранение причин периодически возникающего дефицита СУГ остается на сегодняшний день актуальной задачей для государства.