0
4174
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

19.06.2012 00:00:00

Рынок, который мы выбираем

Николай Хренков

Об авторе: Николай Вальтерович Хренков - заместитель директора Института национальной энергетики.

Тэги: россия, газ, торги


россия, газ, торги Сетевым газом предлагается торговать на товарно-сырьевых биржах.
Фото Getty Images/AFP

В России начинаются биржевые торги природным газом. Соответствующее постановление за № 323 было принято правительством РФ 16 апреля текущего года. Событие это, с одной стороны, вызывает оптимизм – сделан очередной шаг к развитию газового рынка в стране. С другой стороны, организация биржевых торгов в том виде, как это предусматривает постановление, вызывает ряд вопросов. Если идти еще дальше в оценке вышедшего документа, то он высвечивает серьезную проблему – отсутствие у правительства какой-либо осознанной стратегии создания газового рынка, которая бы базировалась на четком и поэтапном решении необходимых для этого задач.

Такая проблема уже давно назрела и перезрела, поскольку газовая отрасль остается практически единственным сегментом российской экономики в целом и ТЭК в частности, которая до сих пор не перешла на рыночные рельсы, оставаясь рудиментом советской эпохи. Создание рынка здесь важно не само по себе, а как необходимое условие для привлечения в газовую отрасль достаточного объема инвестиций на развитие ее инфраструктуры и повышение эффективности и прозрачности газоснабжения потребителей. Именно ради этих целей проводилась либерализация газового рынка в Западной Европе и США в конце прошлого столетия, которая после ряда проб и ошибок принесла свои плоды. Особенно в США – стране, которая в отличие от ЕС практически полностью обеспечивает себя собственным газом.

Оглядываясь на зарубежный опыт, можно констатировать, что рынок газа там строился на трех столпах: торговля физически объемами газа на электронных площадках вкупе с биржевой торговлей финансовыми производными (фьючерсами) на газ; свободное ценообразование; рынок услуг по транспортировке газа по сетям (рынок мощности) вкупе с системой коммерческой балансировки газа. Наша страна, если смотреть вообще, тоже идет именно по такому пути, однако дьявол кроется в деталях, которые на определенном этапе могут стать досадной помехой, а в худшем случае и непреодолимой преградой. Поэтому понимание значения каждой детали является необходимым залогом успеха.

Начнем по порядку – торговля газом с использованием биржевых технологий. Как известно, первым этапом на данном пути стал запуск электронной торговой площадки (ЭТП) ООО «Газпром межрегионгаз», на которой в 2006–2008 годах проходили экспериментальные торги по продаже газа по свободным ценам. Всего за два с лишним года было продано более 13 млрд. куб. м, около половины этих объемов реализовали независимые производители. При этом площадка в своей работе строго следовала логике рынка: цену определяли продавцы и покупатели, при низком спросе она падала, а при высоком – росла.

Потом торги прекратились в ожидании правительственного постановления, призванного придать им уже постоянный статус, но когда наконец оно вышло, то места для ЭТП там не нашлось. Сетевой газ предлагается продавать на товарно-сырьевых биржах наряду с другими видами топлива, то есть без учета его транспортной и прочей специфики. Как это будет выглядеть, сказать сложно, если учесть, что торговля на этих биржах гораздо более удобными в плане организации поставок ресурсами (нефтепродуктами, к примеру) тоже идет, как известно, с большим скрипом. Но дело не только в конкретной ЭТП «Газпром межрегионгаза». Есть опасение, что за бортом в принципе могут остаться электронные площадки по продаже газа, расположенные в газовых хабах. В тех же Штатах они обеспечивают основные объемы спотовых продаж физических объемов голубого топлива и плюс выступают инструментом коммерческой балансировки газа. Последняя позволяет избегать рисков, связанных с невыборкой или, наоборот, перебором потребителем законтрактованных им объемов газа, а также в ситуациях невозможности со стороны поставщика обеспечить потребителю по каким-либо причинам договорные объемы поставки газа.

Ценообразование

Второй момент – свободное ценообразование. В этих целях в конце 2010 года правительством РФ было принято постановление № 1205, которое предусматривает к 2015 году достижение равной доходности поставок газа (кроме поставок для населения) на внешний и внутренний рынки и учитывает стоимость альтернативных видов топлива. Другой важный пункт этого документа предусматривает, что с 2015 года вводится свободное ценообразование на газовом рынке.

Однако уже сейчас ясно, что в указанные сроки ничего такого не случится. Федеральная служба по тарифам уже признала, что к 2015 году никакой равной доходности ожидать не стоит (в лучшем случае – в 2018 году), а в прогнозе Минэкономразвития этот срок сдвигают уже на 2021 год.

Но, несмотря на такие прогнозы, очень важно понимать, что главным приоритетом для создания рынка является все-таки свободное ценообразование, а не повышение стоимости газа до определенного уровня. Поэтому нет никакой логики в том, чтобы перенос сроков выхода на равную доходность обязательно подразумевал отказ от другого пункта постановления № 1205 – прекращение государственного регулирования оптовых цен на газ. Просто формула цены, ориентирующаяся на равнодоходность, является на сегодняшний день единственным рыночным ориентиром для стоимости природного газа в России. Но по мере развития инструментов рыночного регулирования (тех же биржевых и электронных торгов) они вкупе с эффективными методами госрегулирования уже позволят создать более совершенную национальную систему индикации цен. Не стоит забывать, что объем потребления природного газа внутри нашей страны сопоставим с аналогичным показателем всех стран Евросоюза. Поэтому логично и справедливо, чтобы рыночные цены на газ внутри России формировались не столько на основе нефтяных котировок иностранных бирж, сколько на основе внутреннего спроса и предложения, как это сейчас имеет место в США.

Рынок мощности

Но создание такой системы невозможно без параллельного решения еще одной задачи – формирования рынка мощности. Сейчас все нормотворчество в этом направлении в основном сводится к вопросам обеспечения доступа независимых производителей (НП) газа к мощностям газотранспортной системы (ГТС) «Газпрома». То есть ситуация представляется упрощенно – чем больше негазпромовского газа в трубе, тем больше конкуренции, а значит, лучше для рынка в целом и конкретного потребителя в частности. На самом деле это лучше только для самих независимых, поскольку позволяет им наращивать выручку, но при этом около половины продаваемого ими газа приходится всего на 4 региона, расположенные недалеко от основных мест добычи. В южных и западных областях России НП не встретишь ввиду действующей системы перекрестного субсидирования, когда оптовая цена газа в конкретном субъекте РФ или группе субъектов не соответствует реальной цене доставки газа в этот регион по системе магистральных газопроводов. Поэтому создание рынка мощностей логично начать с ликвидации перекрестного субсидирования, что позволит развить конкуренцию между «Газпромом» и НП на внутреннем рынке.

Второй момент – законодательное изменение статуса «Газпрома». В соответствии с законом о газоснабжении «Газпром» отвечает за бесперебойное и безаварийное снабжение российских потребителей. Это дает дополнительные преференции НП, поскольку они уверены, что в случае любой угрозы их контрактам по поставкам газа «Газпром» всегда закроет недостающие объемы из собственных ресурсов. Но для рыночных отношений такая ситуация неприемлема – за поставки газа должны отвечать его продавцы в рамках договорных отношений. «Газпром» как собственник ГТС должен быть наделен только функциями гаранта бесперебойной и безаварийной транспортировки законтрактованных объемов газа до конечного потребителя.

Тарифы на транспортировку

Еще один важный момент – принятие новой системы тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам. Действующая система предполагает применение двух ставок – «за пользование» и «за перемещение», причем последняя требует определения маршрута транспортировки газа от заданной точки входа до заданной точки выхода, на основании которого рассчитывается протяженность транспортировки газа и стоимость услуги по «перемещению» товара. Как показывает мировая практика, в рыночных условиях эта схема должна работать по-другому, а именно через применение индивидуальных тарифов отдельно для точек входа и отдельно для точек выхода. Такая модель наиболее адекватно отражает сущность процесса организации транспортировки газа по газотранспортной системе, так как на практике отследить маршрут прохождения газа определенного поставщика до конкретного потребителя невозможно.

После этого должен быть сформирован круг участников: производители газа, крупные промышленные потребители, трейдеры и региональные поставщики (их задача обеспечивать газом мелких потребителей и закрывать баланс газа в своем регионе), которые заключают договоры с собственником ГТС на право купить мощность на входе и/или на выходе из газотранспортной системы. Иначе говоря, приобрести право на подачу или отбор газа в/из ГТС.

Подводя итог, отметим, что варианты решения задачи по созданию газового рынка могут, конечно, отличаться, но в любом случае они должны подчиняться единой логике и учитывать накопленный зарубежный опыт, в том числе и ошибочных решений, чтобы их не повторять. Пока этого нет, перспективы создания в стране цивилизованного газового рынка остаются достаточно туманными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1168
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
737
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
510
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
734

Другие новости