Схема автора
Одновременное производство тепла и электроэнергии – когенерация ведет к значительной экономии потребляемого топлива, что является одним из основных стимулов для внедрения этой технологии. Возможность расположения мини-теплоэлектростанций вблизи точки потребления энергии позволяет снизить нагрузку на сеть и избежать вложений в новые теплотрассы и электрические сети. Время строительства малых энергообъектов существенно меньше по сравнению с крупными электростанциями, что ведет к оперативному реагированию на рост потребления энергии в регионе. Однако, несмотря на положительные аспекты, наличие опробованных технологий и проектных решений, для развития сектора когенерации в стране прежде всего необходима законодательная база, а также долгосрочная государственная стратегия и поддержка. В Европе сектор когенерации наиболее развит в Дании, Нидерландах и Финляндии. Согласованная и ясная стратегия развития и последовательные действия правительств данных стран по стимулированию внедрения когенерационных технологий привели к ожидаемым результатам. Лидер по развитию когенерации в Европе – Дания, где более 45% электричества и практически 80% тепла вырабатывается в совместном режиме.
Страна нереализованных возможностей
В России большая когенерация представляет собой хорошо развитый сектор (не лишенный своих проблем и возможностей для оптимизации) – порядка 500 ТЭЦ составляют около трети от общей установленной мощности в России. В данном материале хотелось бы отдельно отметить сегмент малой когенерации.
Огромная территория России, изношенность основных фондов в электроэнергетике, сложности в получении разрешения на новое подключение к сети, казалось бы, должны стимулировать частных инвесторов на вложение в когенерацию, особенно учитывая тот факт, что период окупаемости проекта составляет около 4–6 лет. Однако практика российских реалий далека от теоретических рассуждений о положительных эффектах внедрения комбинированного производства электроэнергии и тепла. Многие из факторов, тормозящих развитие данного сектора в России, давно известны (рис. 1). Это и отсутствие тщательно проработанной законодательной базы, и административные барьеры, и сложности в получении доступа к газовым сетям. Несмотря на то что необходимость развития малой энергетики упоминается в постановлениях правительства и поручениях президента с 2007 года, многие правовые аспекты и практические вопросы так и остались неразрешенными.
Малая энергетика – угроза энергетике большой?
Сколько бы ни обсуждали необходимость развития малой энергетики в высших кругах, на практике решения принимаются исходя из соображений следующего характера. Крупные промышленные потребители, присоединенные к сетям высокого напряжения и покупающие энергию на оптовом рынке или имеющие собственную генерацию, оставляют значительную брешь в доходах компании большой энергетики. Уход крупных потребителей особенно больно ударяет по сетевым и сбытовым компаниям, увеличивая их кассовые разрывы, из-за несвоевременной оплаты счетов частными потребителями. Уход крупных потребителей в собственную генерацию в попытке защититься от роста тарифов на электроэнергию также ведет к увеличению доли котлового тарифа на передачу электроэнергии для других категорий потребителей. Учитывая социальный и политический аспект роста цен на электроэнергию для бытовых потребителей, региональные власти зачастую прибегают к различным ухищрениям, дабы не упустить крупных потребителей в свободное плавание.
Генерация электроэнергии промышленными предприятиями
Генерировать самим выгодно, потому что дорого покупать. И будет еще дороже. Доля электростанций больших предприятий в общей выработке электроэнергии составила немногим меньше 6% по итогам 2011 года. В то время как общая выработка увеличилась на 1,5% в сравнении с 2010 годом, электростанции больших предприятий увеличили выработку на 4,5%. Это наглядно демонстрирует тенденцию к развитию собственной генерации. В начале 2012 года тарифы на электроэнергию выросли на 17,5%, хотя оптовые цены остались на уровне, близком к прошлогоднему. Основная причина роста цен – изменение тарифов сетевых и розничных компаний. Учитывая, что порядок формирования розничной составляющей существенно изменился с принятием постановления правительства № 877 от 4 ноября 2011 года, вероятны пересмотр бизнес-планов и инвестиционных программ сетевых компаний и изменения тарифов на передачу энергии. Учитывая, что многие крупные промышленные потребители уже закупают энергию на оптовом рынке или генерируют сами, бремя повышенных тарифов ляжет, вероятнее всего, на коммерческих и отчасти бытовых потребителей.
По свидетельству В.Полякова, генерального директора ООО «Когенерация.Ру» (интернет-портал http://www.cogeneration.ru), «в целом можно отметить динамику разворота нормативной базы отрасли в сторону потребителей энергоресурсов, в частности, разработаны и постоянно совершенствуются четкие регламенты процедур присоединения к инженерно-техническим сетям (электрические, тепловые, газовые сети)». Однако возможности для осложнения жизни потребителям остаются. Для того чтобы в полной мере воспользоваться своими правами, необходимо детальное знание всей законодательной базы. Например, в случае ответа об отсутствии технической возможности присоединения к сети «в целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением» (постановление правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83).
Государственные органы, обладающие законодательной инициативой, не рассматривают малую энергетику как самостоятельный субъект права. Вследствие этого при строительстве собственной генерации возникает множество специфических проблем.
«Самой большой проблемой является оплата услуг по передаче электроэнергии через так называемый котловой тариф. Таким образом, на электростанции, стоящие непосредственно у потребителя, но принадлежащие иному хозяйствующему субъекту, возлагают такой же тариф, как и на потребителя, находящегося в сотнях километров от питающего центра», – заключает В.Поляков.
Строительство собственной теплоэлектростанции в таких условиях похоже на бесконечную борьбу с ветряными мельницами, воздвигаемыми бюрократией всех уровней. Многие потенциальные владельцы собственных мини-когенерационных установок зачастую опускают руки и продолжают платить за энергию втридорога.
Тепло и электроэнергия – параллельные миры. Как найти точку соприкосновения?
Производство и продажа электроэнергии – сектор конкурентный и открытый для новых участников. Вслед за реформированием сектора электроэнергии российские власти разрабатывают новую законодательную базу для сектора теплоснабжения. Федеральный закон 190-ФЗ «О теплоснабжении» был принят в июле 2010 года. Однако, по свидетельству В.П.Басова, главного эксперта Дирекции по ценообразованию и экономике в электроэнергетике АПБЭ (Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике), «прежде всего необходимо завершить разработку пакета подзаконных нормативных документов в развитие закона 190-ФЗ, которые должны были быть выпущены уходящим в отставку кабинетом министров».
Таблица предоставлена автором |
Также для обеспечения базовых условий развития когенерации необходимо согласовать как основные законы, так и подзаконные акты. «Положения законов 35-ФЗ «Об электроэнергетике», 36-ФЗ и других нормативных документов, регулирующих рынок электроэнергии, не скоординированы с законом 190-ФЗ в отношении всесторонней поддержки когенерации», – продолжает В.П.Басов.
В настоящее время, несмотря на провозглашаемый приоритет комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, фактически когенерация не имеет особого статуса.
А в это время в Европе...
В то время как в России развитие когенерации – цель, пока лишь только декларируемая, в Европе эта отрасль вновь популярна. Директива ЕС 2004/8/EC по комбинированному производству электроэнергии и тепла является основополагающим документом для создания национальных законов и актов.
В среднем в Европейском союзе около 11% энергии вырабатывается в режиме когенерации, однако различия между странами огромны. Некоторые страны экономят всего 2% от потребляемой энергии за счет применения когенерации, в то время как другие довели экономию до 60%.
Германия объявила, что свыше 50% потребляемой энергии может производиться в режиме когенерации, и установила цель удвоить объем энергии, получаемой в комбинированном цикле, с 12,5% до 25% к 2020 году. Когенерация активно поддерживается в Великобритании. В стране применяются финансовые стимулы и гранты наряду с государственной поддержкой на уровне законодательства.
Согласно данным нового исследования компании Frost & Sullivan «Европейский рынок когенерации» (European Cogeneration Market), страны Европы готовы к возрождению рынка когенерации в 2014–2018 годах. В 2011 году объем выручки предприятий на этом рынке составил 548,1 млн. евро, а к 2018 году он может достичь 674,3 млн. евро.
Основным стимулом к развитию когенерации в Европе выступают цели в области экологии и рационального использования энергии, а также озабоченность глобальными климатическими изменениями и загрязнением окружающей среды в ходе использования ископаемых видов топлива. Электростанции наиболее заинтересованы в инвестициях в когенерационные технологии, поскольку государство предоставляет льготы компаниям с высоким потенциалом выработки электроэнергии и тепла в совместном режиме.
Что делать?
Ответ на излюбленный русский вопрос был дан при разработке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 года, разработанной АПБЭ по поручению Минэнерго и в целом одобренной правительством РФ в июне 2010 года. Схема предусматривает качественно новое развитие систем теплоснабжения городов, в том числе на основе когенерации и тригенерации. Можно констатировать – основа для развития более эффективного сектора большой когенерации заложена. Хочется надеяться, что законодательная база будет согласована и принята в ближайшее время, что позволит компаниям планировать будущие капиталовложения с учетом наиболее эффективных технологий и международных наработок.
Для малой когенерации важно, чтобы существующий правовой режим не был изменен в худшую сторону. Также необходимо развитие и распространение знаний о технологиях и успешных проектах, а также экспертное сопровождение проекта на каждой стадии – от разработки оптимального технического проекта до его реализации и сопровождения.
Развитие сектора когенерации в Дании
К 1973 году основным топливом для выработки тепла и электричества в Дании стали импортируемые нефтепродукты. Нефтяной кризис и резкий рост цены на нефть в 1973 году подтолкнули правительство Дании к пересмотру политики по энергоснабжению нации, и когенерация была выделена в качестве основной технологии, принимая во внимание длительность отопительного сезона в стране. Первая стадия развития когенерации в стране была запущена с принятием Энергетического плана в 1976 году и закона о теплоснабжении в 1979 году. Были выделены наиболее густонаселенные районы городов, в которых жителей обязали подсоединиться к вновь создаваемым районным теплосетям. Это повлекло за собой строительство больших теплоэлектростанций вблизи крупных городов. В 1986 году правительство Дании поставило целью строительство новых когенерационных объектов общей мощностью 450 МВт на основе биотоплива, отходов и натурального газа. Столкнувшись с нежеланием крупных энергетических компаний развивать данное направление, правительство повысило цель до 1400 МВт и разрешило местным органам самоуправления, промышленным потребителям и местным компаниям участвовать в рынке производства тепла и энергии. Дерегуляция энергетического рынка и развитие газовой сети позволило достичь поставленной цели. С 1980 года ВВП Дании вырос на 50%, в то время как энергопотребление осталось на том же уровне благодаря возросшей энергоэффективности. Фокус на развитие сектора когенерации в стране не только способствовал снижению эмиссий CO2, возросшей энергонезависимости, но и привел к созданию рабочих мест и повысил экспортный потенциал энергетического машиностроения – например, в 2005 году. Дания экспортировала энергооборудования и технологий на 7,45 млрд. долларов.