Географически Турция является перекрестком путей из Европы в Азию.
Фото Reuters
Турция, энергетическая дипломатия которой становится все более активной в последние годы, играет важную роль в энергетических проектах Евразии. Ввиду выгодного географического положения страна находится на пересечении энергетических потоков и с севера на юг, и с востока на запад. Турция имеет возможность влиять на международные проекты, связанные с источником энергии XXI века – природным газом. Подписанные в самом конце 2011 года проекты сначала с Азербайджаном (Трансанатолийский газопровод), а затем с Россией («Южный поток») еще раз доказывают эту роль Турции. Цель турецко-азербайджанских соглашений заключается в экспорте газа с месторождения «Шах-Дениз-2» после 2017 года в Турцию в размере 6 млрд. куб. м и в страны Евросоюза через Трансанатолийский газопровод в размере 10 млрд. куб. м.
Затем было подписано соглашение со своим 25-летним партнером в области газа и самым крупным поставщиком – Россией, предусматривающее разрешение на строительство части «Южного потока» в турецкой специальной экономической зоне в Черном море.
Турция, потребность в газе которой растет на 10% ежегодно и в 2011 году составила 43 млрд. куб. м, почти полностью импортирует данный вид энергоносителя из других стран. Турция покупает газ из России по «Голубому потоку», а также по западному маршруту (через Украину, Румынию и Болгарию). Газ поступает из Азербайджана – газопровод Баку–Эрзурум и по восточному маршруту из Ирана. Вдобавок к этому Турция покупает СПГ на спотовых рынках и импортирует СПГ по договору из Алжира и Нигерии. Объем регазификации СПГ в Турции составляет 13 млрд. куб. м. Этот объем полностью не используется, и это превращает Турцию в важного игрока рынка СПГ в Средиземноморье.
Третий энергетический пакет Евросоюза, который предусматривает усиление конкуренции и либерализацию рынка природного газа, поддерживает новую модель торговли газа, связанную со спотовыми рынками. Несмотря на то что Турция еще не приняла третий энергетический пакет ЕС и находится вне юридической структуры ЕС, похожая тенденция наблюдается и на турецком рынке газа. Начиная с 2008-го в турецком газовом рынке наряду с государственной компанией Botas появились несколько частных игроков. Четыре компании, включая дочернюю фирму «Газпрома» Boshphorus Gaz, начали импортировать контрактный газ объемом 4 млрд. куб. м из России на основании переданных фирмой Botas прав. В наши дни доля Botas составляет 82%, однако планируется снижение этой доли.
Либерализация турецкого рынка в основном отражается на турецко-российских газовых отношениях. С одной стороны, это сводится к поиску Турцией возможностей для диверсификации своих внешних поставщиков. Кроме того, как и в Европе, в Турции возрастает роль СПГ. Его доля за последние два года дошла до 10% всего рынка. В связи с этим фактом ослабевают доминирующие позиции России в Турции, вследствие чего уже в 2010 году уменьшился объем российского импорта.
С другой стороны, «Газпрому» удалось расширить свою деятельность на местном турецком рынке газа посредством своей дочерней компании Boshphorus Gaz. Газпромбанк проявляет интерес к активам другой турецкой компании Avrasya Gaz.
В конце сентября 2011 года Турция заявила о намерении частично прекратить импорт российского газа, прекратив действие соглашений государственной компании Botas с «Газпромом» об импорте газа по западному маршруту (через Украину, Румынию и Болгарию). Турция добивается снижения цены на газ. По информации турецких СМИ, речь идет о скидке в 20%. 1 октября 2011 года «Газпром экспорт» получил официальное уведомление от Botas о том, что турецкая компания не будет продлевать соглашение. В «Газпроме» заявили, что в случае отказа Botas от продления контракта российский концерн готов поставить эти объемы новым партнерам – частным компаниям для продажи в Турции. «Газпром» в 2010 году экспортировал в Турцию 18 млрд. куб. м газа, в том числе около 10 млрд. куб. м по западному маршруту. Остальные объемы были поставлены по газопроводу «Голубой поток». Известно, что 26 частных компаний обратились к Управлению по регулированию энергетического рынка Турции, чтобы заместить Botas в этом соглашении. Однако ни одна из них не смогла получить на это разрешения, поскольку, по мнению турецкой стороны, не отвечала предъявляемым требованиям. По нашему мнению, только с 2013 года возможен вход для новых компаний в эту сферу после временной паузы, связанной с либерализацией рынка.
Нельзя не учитывать, что в Турции у двух третей рынка, включая в основном население и промышленность, имеются временные субсидии на тарифы газа. Но либерализация турецкого рынка будет продолжена. Поэтому мы исходим из того, что компании с российским капиталом будут развивать рыночную стратегию, которая нацелена именно на конечного потребителя.
Исходя из этой предполагаемой стратегии российских фирм, на наш взгляд, имеются выгодные перспективы для российских, в том числе газовых, компаний, которые хотят войти в турецкий рынок. Например, речь может идти о строительстве новых электростанций, поскольку половина производимого электричества зависит от газа.
Известно, что турецко-российские газотранзитные отношения приобрели новую окраску после разрешения на прокладку «Южного потока». Турция, которая намерена стать центром распределения энергоресурсов благодаря выгодному географическому положению, поддержала проект Nabucco, но ввиду определенных политических, национальных и иных причин пока не особенно его поддерживает. В связи с рядом нерешенных вопросов Nabucco несколько лет существует лишь на бумаге и с каждым годом вероятность претворения в жизнь все падает. Но с другой стороны, хоть Турция и дала согласие на прокладку «Южного потока», стоимость которого составляет 30–35 млрд. долл., но реализация проекта не является экономически рентабельной. С турецкой точки зрения вместо данного проекта целесообразно расширение имеющегося «Голубого потока», которое будет более выгодно для обеих стран. Ведь российский газ может попасть через турецкую систему на европейский рынок по более низкой цене, чем через альтернативный «Южный поток». Итак, Россия может укрепить позиции в качестве поставщика за более низкие затраты, а Турция будет на шаг близка к становлению энергетического коридора Европы.
Перспективы сотрудничества
Поэтому для укрепления турецко-российского энергетического диалога целесообразно создание совместных предприятий с интересами обеих стран. И для Турции, и для России есть гораздо больше возможностей реализации совместных проектов, чем существующее сотрудничество в газовой отрасли.
Российские компании могут быть заинтересованы принять участие в приватизации следующих турецких газовых проектов: оптовая продажа, распределение, электроэнергетика, хранение. В то же время и в сфере СПГ на средиземноморском рынке российские компании могут осуществить выгодные проекты как сами, так и вместе с турецкими фирмами. Турецкие компании вложили в российскую экономику, включая электроэнергетику, за 20 лет 10 млрд. долл. Турецкие инвестиции могут быть направлены и на проекты по разведке нефти и газа на территории России.
В то время как Россия является крупной ресурсной державой, ее экономика нацелена на экспорт данных ресурсов, Турция является второй после Китая растущей экономикой, обладает большими возможностями импорта, транзита энергоресурсов. Это свидетельствует о том, что возможно усиление позиций турецких компаний в разведке и добыче газа в России и соответственно российских в освоении рынков сбыта, в том числе оптовых для конечных потребителей в Турции. Россия с Турцией может создать более выгодные совместные бизнес-проекты, нежели с Германией.
В итоге 25-летний турецко-российский энергетический диалог перерос в стратегическое партнерство, базирующееся на торговле. Если удастся осуществить вышеуказанные возможности, то откроется потенциал для увеличения взаимных экономических интересов. Диалог, касающийся таких проектов, как «Южный поток», «Голубой поток 2», нефтепровод Самсун–Джейхан, ядерное сотрудничество, новая модель торговли газа, все более активизируется в последние годы. Российско-турецкие газовые отношения, которые являются фундаментом многостороннего энергетического диалога, служат интересам обеих стран при условии поддержания взаимовыгодных инвестиционных возможностей. Подчеркнем, что мы считаем неизбежным переход отношений в области энергетики на новую стадию с большими возможностями как для турецких, так и для российских обществ.