Сооружение для добычи нетрадиционного газа методом гидроразрыва пластов.
Фото Reuters
Большая неопределенность будущего развития газового рынка и международной торговли связана с нетрадиционным газом. Речь идет в первую очередь о развитии индустрии сланцевого газа, которая набирает такие обороты, что США уже в ближайшей перспективе становятся полностью автономными и даже нетто-экспортерами газа. Предполагается, что экспорт будет осуществляться в форме СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион и в Европу. Надо сказать, что «Газпром» и близкие или связанные с ним структуры явно недооценивают сланцевый газ и его перспективы.
Но к концу 2035 года, периода, который рассматривается в фундаментальной работе Института энергетических исследований РАН, подготовленной в начале апреля, десятую часть газовой добычи составит нетрадиционный газ.
В статье, опубликованной на сайте Deutsche Welle, анализируются перспективы промышленной добычи нетрадиционного голубого топлива в ФРГ. В частности, отмечается, что в конце 2011 года Федеральное ведомство по геонаукам и сырью (BGR) в Ганновере опубликовало доклад, в котором утверждается, что газовой промышленности на нашей планете предстоят кардинальные перемены: потенциальные запасы нетрадиционного газа, к которому относится и сланцевый, значительно превышают разведанные резервы привычного голубого топлива, а потому страны, не игравшие до сих пор заметной роли в отрасли, в среднесрочной перспективе могут серьезно заявить о себе. Так что «газовая карта мира» начинает меняться. По мнению специалистов консалтинговой компании Ernst & Young, наряду с США центром добычи нетрадиционного голубого топлива уже в этом десятилетии станет Китай, располагающий крупнейшими в мире запасами сланцевого газа. Эксперты BGR указывают в своем исследовании также на Мексику и особенно на Аргентину.
Американский энергетический гигант ExxonMobil готов вложить в разведку месторождений нетрадиционного газа только в Германии несколько сотен миллионов евро. Если поиски окажутся успешными, в добычу газа из угольных и сланцевых пород могут быть инвестированы миллиарды евро. Это позволит создать не менее 13 тыс. новых рабочих мест. Такие цифры впервые обнародовал в интервью немецкой газете Handelsblatt глава центральноевропейского подразделения корпорации Гернот Калькоффен.
Руководитель ExxonMobil Central Europe подчеркнул, что пока разведочные работы находятся в ранней стадии, однако «теоретически потенциал сравнительно большой». Ученые считают, что залежи газа в твердых породах на территории самой густонаселенной федеральной земли Германии Северный Рейн – Вестфалия достигают порядка 2,1 трлн. куб. м. Более крупными запасами в Европейском союзе обладают лишь Нидерланды (2,85 трлн.).
Разрешения на пробные бурения на общей территории в 18 тыс. кв. км получили от властей Германии, по данным газеты Handelsblatt, девять нефтегазовых компаний, в том числе британо-нидерландская Shell, британская BG Group, немецкая Winterhall. ExxonMobil занимает среди них особое место, причем не только по своим размерам и финансовым возможностям. За последние полтора года мировой лидер отрасли потратил десятки миллиардов долларов на скупку в США фирм, специализирующихся именно на добыче нетрадиционного газа, а потому обладает сейчас огромным опытом и разнообразным ноу-хау в этой области. Окончательное решение о широкомасштабной добыче в Германии нетрадиционного газа будет зависеть, по мнению газовых менеджеров, от ее рентабельности.
Основным препятствием в развитии добычи сланцевого газа кроме цены является экология. Дело в том, что для добычи используется так называемый метод фрэкинга (fracking), или гидравлического разрыва. Его суть сводится к тому, что для добычи газа в землю закачиваются миллионы литров воды и химикалиев, чтобы разрушить горные породы и высвободить содержащийся там газ. Эта техника известна уже не одно десятилетие, но только в последние годы переживает бум. Опасения экологов сводятся к тому, что эта система может негативно повлиять на состав питьевой воды. Проблема безопасности технологии гидроразрыва поднимается сейчас как в Европе, так и в США. Не так давно шумиху на этот счет поднял документальный фильм Джошуа Фокса «Газовая страна», номинированный в 2011 году на премию «Оскар» как лучший документальный полнометражный фильм. Режиссер фильма лично ездил по штатам и посещал небольшие городки, в которых ведется добыча сланцевого газа. Причем зачастую работы ведутся в непосредственной близости от жилых домов. В фильме множество ужасающих кадров опустошения и экологического бедствия на территориях, где ведется добыча. При этом авторы фильма утверждают, что гидроразрыв пласта – опасная технология, загрязняющая подземные воды. В доказательство жители штата Огайо поджигают воду, идущую из-под крана. Однако эксперты и представители добывающих компаний утверждают, что водопроводная вода воспламеняется не из-за использования технологии гидроразрыва, а из-за поверхностей отложений метана или возможных утечек газа, не имеющих отношения к добыче. Этот фильм спровоцировал волну журналистских расследований, в результате которых было установлено, что в США нет жестких технических нормативов по использованию гидроразрыва, сбросу сточных вод и использованию химикатов. В результате в США в штате Нью-Йорк и в Канаде в провинции Квебек бурение было приостановлено до окончания экспертизы.
Однако не так давно два ученых Университета штата Техас Чарльз Грот и Денни Рейбл, как сообщает немецкий журнал Spiegel, представили исследование, в котором утверждается, что якобы сама по себе техника гидроразрыва не представляет опасности для экологии. Если при бурении соблюдаются все технические нормы и правила безопасности, то для питьевой воды нет никакой опасности. Энергетические корпорации, занимающиеся добычей сланцевого газа, также утверждают, что при бурении газ добывается из полностью изолированной горной породы. В противном случае он выходил бы на поверхность тем или иным способом. Правда, техасские ученые не скрывают, что на еще многие вопросы надо найти ответы, поскольку неясно, что будет происходить с химикалиями, которые после извлечения газа еще долгое время будут оставаться в пробуренных горных породах. Неясно, какие субстанции из пробуренных пород могут оказаться на поверхности и как они будут реагировать с окружающей средой.
С политической и экономической точек зрения возможность добычи сланцевого газа в США означает в перспективе налаживание его поставок в Европу в виде СПГ. Если Россия сохранит привязку газовых цен к нефтяным, у Америки будет серьезный стимул начать экспортировать в Европу сжиженный газ, полагают немецкие аналитики. Тот же глава компании ExxonMobil Central Europe прямо заявляет, что «немецкий газ должен быть конкурентоспособным по сравнению со сжиженным газом и с газом из России». Однако он практически исключил возможность того, что отечественное голубое топливо полностью избавит немцев от необходимости импортировать газ: «В настоящее время Германия сама обеспечивает себя газом примерно на 20%. В зависимости от того, насколько велик потенциал месторождений, эту долю можно будет довести до 25–30%». Однако собственная добыча в любом случае будет в определенной мере сдерживать рост цен, считает этот топ-менеджер. Глава немецкого энергоконцерна E.ON Йоханнес Тайссен хотя и верит в перспективность добычи газа из твердых пород, но убежден, что основу снабжения Европы и впредь будут составлять долгосрочные контракты с «Газпромом». Проблема только в цене на газ. И это обстоятельство будет решающим в схватке «Газпрома» с производителями сланцевого газа.