0
3449
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.03.2012 00:00:00

Деньги не туда

Тэги: нефть, газ, субсидия


нефть, газ, субсидия Структура субсидий производителям нефти и газа в России.
Диаграмма из доклада

Государственные субсидии – одна из серьезных мер поддержки любой отрасли, в том числе и нефтегазовой. Если их правильно «настроить», можно стимулировать повышение эффективности добычи или же мотивировать компании разрабатывать новые месторождения. В конце февраля в ИМЭМО РАН был представлен доклад «Государственная поддержка добычи нефти и газа в России: какой ценой?», подготовленный Иветтой Герасимчук при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Глобальной инициативы по субсидиям Международного института устойчивого развития.

Согласно Генеральной схеме развития нефтяной отрасли РФ (2011), в 2009 году в среднем по стране фактический коэффициент извлечения нефти (КИН) составил 20%. По сравнению с международной практикой это довольно низкий показатель. В Саудовской Аравии и Венесуэле (данные за 2007 год) КИН оценивается на уровне 23%, в США – 35% (данные за 1999 год) и для всей нефтегазоносной провинции Северного моря (данные за 2007 год) – 46%.

Нефтегазовые ресурсы России постепенно истощаются. У страны есть два альтернативных пути поддержания уровня добычи углеводородов на текущем уровне: более полное извлечение сырья из уже эксплуатируемых месторождений или освоение новых в таких удаленных регионах, как Восточная Сибирь и Арктика, включая шельф. Оба варианта являются предметом горячих дискуссий, в рамках которых сторонники каждого их них требуют от правительства соответствующих субсидий.

В исследовании Герасимчук выявлено 30 схем предоставления субсидий производителям нефти и газа в России на федеральном уровне в 2009–2011 годах. Масштаб государственной поддержки производителей нефти и газа в России весьма значителен. По оценкам 17 из 30 схем суммарный объем субсидий составил 8,1 млрд. долл. в 2009 году и 14,4 млрд. долл. в 2010 году. Это эквивалентно 4,2 и 6% стоимости общего объема нефти и газа, добытых в России в 2009 и 2010 годах соответственно. В ином выражении на данные субсидии пришлось 8,6% и 14,4% величины всех налоговых и иных выплат в федеральный бюджет компаниями отрасли в 2009 и 2010 годах. Столь быстрое увеличение суммы субсидий объясняется введением льготы по вывозной пошлине на нефть для месторождений Восточной Сибири, а также ростом добычи на новых месторождениях Восточной Сибири, в Ненецком автономном округе и некоторых других регионах, в которых действуют налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), отметила в своем докладе Герасимчук.

Эти количественные оценки не включают в себя таких форм поддержки доходов компаний, как пробелы в законодательстве, создающие возможности для минимизации налоговых выплат путем трансфертного ценообразования. Скорее всего выгода, полученная нефтегазовыми компаниями благодаря таким пробелам в законодательстве, составляла несколько миллиардов долларов в год. По одной из имеющихся оценок (журнал «Эксперт», ноябрь 2000 года), в 2000 году уровень налоговых изъятий при применении рыночных цен на нефть должен был составить 82%, в то время как вследствие применения трансфертных цен нефтяные компании выплатили в виде налогов лишь 56% рентного дохода. В 2011 году в России был принят новый закон, ограничивающий трансфертное ценообразование: он действует с 1 января 2012 года и, как ожидается, ликвидирует данную форму государственной поддержки доходов компаний.

Однако в ближайшее время в гораздо больших масштабах начнут действовать несколько программ субсидирования добычи нефти и газа на новых месторождениях, в том числе субсидии «Газпрому» на покрытие разницы между ценой приобретения газа у оператора проекта «Сахалин-2» и ценой на газ, установленной на входе в газотранспортную систему «Сахалин–Хабаровск–Владивосток», в целях его поставки энергосбытовым организациям Дальневосточного региона (65,9 млн. долл. в 2011 году, 388,9 млн. долл. в 2012 году и 390,9 млн. долл. в 2013 году), налоговые каникулы на НДПИ для новых шельфовых месторождений к северу от Северного полярного круга, в Азовском и Каспийском, в Черном и Охотском морях.

Общий объем государственных субсидий в нефтегазовый сектор в 2009 году в Канаде составил 2,8 млрд. долл. США, в Норвегии – 4,4 млрд. долл., в США – 5 млрд. долл. Однако сравнение общих объемов субсидий в нефтегазовый сектор отдельных стран не совсем корректно потому, в частности, что базовые ставки налогов или степень открытости данных о субсидиях разные.

По оценкам МЭА, в 2010 году субсидии потребителям ископаемых топлив в России составили 39 млрд. долл. По этому показателю Россия занимала лидирующее положение в мире и отставала только от Ирана (80 млрд. долл.) и Саудовской Аравии (44 млрд. долл.). За Россией следовали Индия (22 млрд. долл.) и Китай (21 млрд. долл.)

У России есть два пути сохранения своей роли на международных энергетических рынках: экстенсивный – за счет разработки новых месторождений, в том числе в Арктике, либо интенсивный – за счет более полного извлечения нефти на существующих месторождениях и снижения энергоемкости собственной экономики, считает Герасимчук.

Однако существует заметный перекос в пользу субсидирования разработки новых месторождений. В 2010 году размер льгот по НДПИ для новых месторождений Восточной Сибири, Ненецкого АО и полуострова Ямал составил 3,5 млрд. долл. Намного меньший объем льгот был предоставлен для повышения эффективности добычи на эксплуатируемых месторождениях и совершенствования экологической практики нефтегазовых компаний. Из программ государственной поддержки интенсивного пути развития отрасли наиболее существенной была льгота по НДПИ для истощенных месторождений, составившая 1,1 млрд. долл.

В 2009 году страны – члены G-20 и АТЭС, включая Россию, приняли обязательство «рационализировать и в среднесрочной перспективе устранить неэффективные субсидии, стимулирующие расточительное потребление ископаемых топлив».

Практически нигде в мире нет такого большого потенциала для энергосбережения, как в России. Неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40–50 млрд. кубометров, в то время как, по данным WWF России, для энергоснабжения всей Москвы необходимо около 30 млрд. кубометров в год.

А повышение проектного коэффициента извлечения нефти на 5% (с 37 до 42%) приведет к увеличению извлекаемых запасов более чем на 4 млрд. тонн. Для сравнения, запасы на арктическом Приразломном месторождении в Печорском море, которое компания «Газпром» планирует начать осваивать в ближайшее время, составляют всего 72 млн. тонн нефти.

Еще одним расточительным свойством российского ТЭКа является сжигание попутного нефтяного газа в факелах. Нефтяные компании рассматривают его скорее как побочный продукт добычи нефти, нежели как ценное углеводородное сырье. По оценкам МЭА, если бы в 2008 году Россия использовала свои энергоресурсы так же эффективно, как Канада, Швеция, Норвегия и некоторые другие северные страны – члены ОЭСР, то она могла бы сэкономить более 200 млн. тонн нефтяного эквивалента, что примерно равно 30% от энергопотребления в России в том же году и 100% энергопотребления в Великобритании, отмечает в своем докладе Герасимчук.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
587
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
504
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
433
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
570

Другие новости