Киеву не стоит слишком уж надеяться на сланцевый газ.
Фото Reuters
Украинские власти разрабатывают различные планы по снижению энергетической зависимости от России, провозгласив это в качестве ключевой задачи. В соответствии с этим большое внимание уделяется развитию альтернативных источников энергии, а также увеличению объемов собственной добычи нефти и газа.
Углеводороды Черноморского шельфа
После получения независимости украинские власти не раз обращали свой взор на подводные кладовые Черного моря. Примером для Киева выступают Турция и Румыния, которые реализуют программы добычи углеводородного сырья на Черноморском шельфе.
На протяжении многих лет Украина стремилась привлечь к разработке месторождений, расположенных на шельфе Черного моря, зарубежные компании. Еще в 1999 году был подписан протокол с компанией Shell, получившей лицензию на разведку и разработку нефтегазовых месторождений вокруг острова Змеиный. Но к их освоению компания не приступила. В 2002 году австрийская компания OMV заключила с компанией «Черноморнефтегаз» договор о совместной доразведке олимпийской структуры Скифского блока. Однако и здесь реализация проекта в силу разных причин не вышла на стадию практической реализации.
Неудачи не остановили Украину, которая упорно стремилась привлечь к разработке своих месторождений иностранные компании. В 2006 году был проведен конкурс на доработку и эксплуатацию перспективного блока нефтегазоносных структур, который выиграла компания Vanco. Однако вместо активной деятельности компания вступила в конфликт с украинскими властями, которые стали выдвигать дополнительные требования.
Причиной неудач, которые преследовали Киев в развитии сотрудничества с зарубежными нефтегазовыми компаниями, как правило, были внутриполитические события в Украине. В итоге разработка черноморских месторождений постоянно срывалась.
Основными претендентами на разработку черноморских месторождений выступают российские компании «ЛУКОЙЛ» и «Газпром». На протяжении последних лет именно с ними обсуждаются перспективы освоения месторождений украинского шельфа. Так, в 2010 году «ЛУКОЙЛ» получил право осваивать месторождения Субботино, Одесское и Безымянное. В начале текущего года было объявлено о создании совместного предприятия на месторождении Палласа. Впрочем, указанные планы добычи на месторождениях Черноморского шельфа пока не перешли в практическую плоскость. По крайней мере по месторождению Субботино правительство Украины только в январе текущего года утвердило технико-экономическое обоснование. Согласно расчетам, к 2015 году объем ежегодной добычи на нем должен достичь порядка 430 тыс. т нефти и газового конденсата. К этому периоду добыча газа на месторождениях Палласа и Одесское должна составить 1,2 млрд. куб.м в год.
Ожидаемые объемы добычи углеводородного сырья на черноморских месторождениях не окажут существенного влияния на энергетический баланс Украины и тем более не снизят зависимость от российских поставок. В последние годы добыча газа в Украине постоянно снижалась и стабилизировалась лишь в прошлом году, составив 20,1 млрд. куб.м. Тем не менее в государственной программе экономического и социального развития Украины на 2012 год ставится задача выйти на уровень добычи газа в 21,5 млрд. куб.м, что почти на 1,5 млрд. куб.м больше прошлого года.
Сомнения в возможности реализовать планы резкого наращивания собственной добычи на шельфе Черного моря вызваны отсутствием единой государственной позиции и не подкреплены реальными возможностями нефтегазовой отрасли Украины. Ощущается недостаток специалистов, оборудования и технологий, необходимых для глубоководного бурения. Добычу газа на черноморских месторождениях следует рассматривать в качестве компенсационного источника, который может заместить недополученные объемы газа на сухопутных месторождениях.
Сланцевый путь Украины
В последние несколько лет большой резонанс в Украине вызывает тема добычи сланцевого газа, которая в заявлениях украинских политиков зачастую выглядит откровенно спекулятивно. Никто не знает ни объемов сланцевого газа, ни возможностей его промышленного использования. Тем не менее среди части представителей власти и экспертного сообщества распространено мнение о скором начале масштабной добычи сланцевого газа. Подобные настроения во многом поддерживаются США, которые настойчиво предлагают Украине не только перенять их опыт и технологии добычи сланцевого газа, но и попутно приобрести старое оборудование.
Пока все планы украинских властей, связанные с добычей сланцевого газа, строятся на данных, которые еще предстоит подтвердить. В соответствии с заключением Геологического агентства администрации США Украина располагает промышленными запасами в 1,5–2 трлн. куб.м сланцевого газа. По оценкам Национального агентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов Украины, запасы сланцевого газа составляют от 2 до 32 трлн. куб.м. При этом в Украине не проводились геологические исследования, подтверждающие наличие запасов сланцевого газа. Те же, что осуществлялись во времена СССР, носят оценочный характер. Нужны новые исследования, которые бы определили запасы сланцевого газа и экономическую целесообразность его добычи. Однако даже если исследования подтвердят наличие запасов сланцевого газа, Украина не сможет отказаться от российских углеводородов. Как отмечается на страницах книги «Сланцевый газ: факты, оценки, прогнозы», самые смелые прогнозы говорят о возможной добыче сланцевого газа в объеме 7–10 млрд. куб.м лишь к 2020 году. С учетом падения добычи на сухопутных месторождениях Украины и неясных перспективах разработки Черноморского шельфа сланцевый газ может в лучшем случае снизить объемы импортируемого газа. К тому же разведка сланцевых месторождений и организация производства может занять много лет, а реализация подобных проектов требует миллиардных инвестиций. В итоге даже в случае если Украине удастся привлечь к разработке месторождений иностранные нефтегазовые компании, добыча сланцевого газа вряд ли уменьшит поставки российского газа.
В соответствии с приводимыми расчетами долгосрочная разработка сланцевого газа может быть рентабельной при его себестоимости в 140–230 долл. за 1 тыс. куб.м и стабильно высоких ценах на традиционный газ. Технология добычи сланцевого газа требует значительных капитальных вложений в течение всего проекта при постоянном увеличении количества скважин и гидроразрывов пластов. Добыча сланцевого газа – сложный и дорогой способ, который не позволит Украине в ближайшее десятилетие решить проблему энергетической независимости.
Сжиженный газ
Аналогичная ситуация и с СПГ. Уже не первый год в Украине обсуждают идею строительства терминала на Черноморском побережье для приема сжиженного газа мощностью до 10 млрд. куб.м. По последним планам, строительство терминала должно быть завершено к концу 2015 года. Однако созданное в декабре 2010 года государственное предприятие «Национальный проект «СПГ-терминал» до сих пор не предложило места под размещение терминала, стоимость которого может достичь 2–2,5 млрд. долл.
В сентябре 2011 года Баку и Киев парафировали соглашение о поставках азербайджанского газа: с 2014 года – до 2 млрд. куб.м и до 5 млрд. куб.м – после 2015 года. Однако в январе 2012 года подписание соглашения президентами Азербайджана и Украины было отложено на неопределенное время, тем самым затормозив реализацию проекта.
Политический оттенок диверсификации
Нельзя обойти стороной и другие альтернативные проекты, которые периодически обсуждаются в Украине. Достаточно странно выглядят заявления украинских представителей власти о возможной замене российского газа углем. Экономические и экологические издержки от перехода на уголь чрезвычайно высоки, поскольку стоимость перевода украинских котельных на этот вид сырья потребует сотни миллионов долларов и значительного количества времени.
Среди амбициозных, но пока виртуальных проектов можно выделить идею поставок газа из Турции, строительство газопровода «Белый поток» по дну Черного моря для поставок азербайджанского газа. Все эти проекты нуждаются в экономических расчетах и могут быть реализованы лишь в отдаленной перспективе. В целом создается впечатление, что поиск альтернативных источников углеводородного сырья используется украинской властью как дополнительный политический аргумент в бесконечных газовых переговорах с Россией. В результате Украина не может похвастаться реализованными проектами, которые бы действительно снизили зависимость страны от внешних поставок углеводородного сырья.
Обсуждение Киевом различных вариантов повышения энергетической безопасности проходит на фоне активного продвижения Россией обходных маршрутов газопроводов. «Северный поток» и «Южный поток» уже через несколько лет должны кардинально поменять характер российско-украинского сотрудничества в газовой сфере. Россия должна в конечном итоге уменьшить зависимость от украинского фактора в поставках газа на европейский рынок. В свою очередь, Украина может столкнуться с падением объемов прокачки российского газа через свою территорию. В краткосрочной перспективе это приведет к снижению бюджетных доходов, а в долгосрочном плане – к утрате Киевом транзитного потенциала, при том что зависимость от поставок российских углеводородных ресурсов сохранится. Все это говорит о том, что в долгосрочной перспективе Россия останется основным поставщиком газа в Украину, которая не имеет альтернативных источников его получения.