0
5685
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

17.01.2012 00:00:00

Газодоллары для эмирата

Эльдар Касаев

Об авторе: Эльдар Османович Касаев – специалист по инвестициям в энергетику стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Тэги: спг, газ, эмират


спг, газ, эмират Участники заседания спецгруппы высокого уровня по подготовке Первого газового саммита ФСЭГ.
Фото ФСЭГ

В декабре Катар привлек к себе особо пристальное внимание нефтяников и газовиков из многих стран, ведь там состоялось, пожалуй, важнейшее событие для международного нефтегазового сообщества – XX Всемирный нефтяной конгресс. Этот масштабный и престижный съезд специалистов проводится раз в три года, и на этот раз мероприятие впервые за время своей почти 80-летней истории прошло в ближневосточной стране.

В работе конгресса приняли участие около 50 руководителей отраслевых министерств и ведомств различных государств, более 600 глав крупнейших компаний. За пять дней конференций, симпозиумов и диалогов участники обменялись опытом в сфере нефте- и газодобычи и производства, а также обеспечения безопасности отрасли. Отдельной темой совещания стали перспективы развития производства сжиженного природного газа (СПГ), по экспорту которого Доха является мировым лидером. Кроме того, крупнейшие энергопроизводители обсудили вопрос возобновляемых и альтернативных источников энергии.

Основное богатство

Ежегодно растущие доходы от экспорта СПГ уже поставили эмират во главу рейтинга государств по объему ВВП на душу населения по итогам 2011 года, а также способствовали тому, что Катар был признан страной с самой динамичной экономикой в период 2000–2010 годов.

Доказанные запасы природного газа там составляют 25,78 трлн. куб. м (14–15% мировых), что ставит эмират на второе место по этому показателю среди стран – участниц ОПЕК и на третье место в мире после России и Ирана.

Большая часть катарских газовых залежей сосредоточена на территории Северного шельфового месторождения. Это не что иное, как продолжение иранского месторождения Южный Парс. Помимо этого запасы газа (чистого и попутного) также обнаружены на месторождении Духан и некоторых других нефтяных месторождениях (например, Идд Ал Шаджи, Мудан Махзам, Бул-Ханин и Эль-Риян).

Добыча газа в Катаре за последние годы резко возросла и в 2011 году составила более 110 млрд. куб. м. Как ожидается, к 2030 году этот показатель достигнет 255 млрд. куб. м.

Катарцы планомерно увеличивают производство СПГ, поскольку связывают экономическое развитие страны именно с проектами в данной сфере, ибо этот рынок является наиболее привлекательным для иностранных инвесторов.

Объемы производства СПГ в Катаре уже достигли отметки в 77 млн. т в год, а имеющиеся технические возможности обладают потенциалом для существенного увеличения производства до 110–120 млн. т в среднесрочной перспективе.

Рынки сбыта

География поставок охватывает более чем 20 стран, причем заметна тенденция к активному расширению рынков сбыта. В частности, растет экспорт катарского СПГ в Европу, включая Великобританию, Италию, Францию, Бельгию (более 20% потребляемого в странах ЕС газа доставляется из эмирата). Ведется строительство СПГ-терминала в Польше (Свиноуйсьце), куда начиная с 2014 года Qatargas планирует поставлять 1,4 млн. т СПГ с перспективой дальнейшего увеличения объема поставок в 2017–2018 годах; идут переговоры о поставках сырья в страны Балтии.

Примечательно, что Доха переходит от спотовых поставок к долгосрочным контрактам со странами Старого Света. К примеру, в 2011 году Qatargas подписал трехлетний контракт с британской Centrica на ежегодную поставку 2,4 млн. т СПГ в Великобританию. Сумма сделки составила около 3,25 млрд. долл. Принимать СПГ будут на терминале «Айл оф Грейн» (мощность 14,8 млн. т в год).

Также в планах эмирата значится рост экспорта голубого топлива на азиатские рынки, которые потребляют основной объем всех катарских поставок. В частности, в ближайшие годы Китай рассчитывает получать порядка 12 млн. т катарского СПГ, что существенно выше показателя 2010 года (1,2 млн. т).

Крупнейшим импортером катарского СПГ среди стран Азии является Индия, которая на основе долгосрочного контракта ежегодно получает из эмирата порядка 7,5–7,7 млн. т топлива. В настоящее время Дели просит Доху об увеличении нынешних поставок на 3–4 млн. т ежегодно начиная с 2013 года. Однако из-за нежелания катарской стороны снизить стоимость газа переговоры по данному вопросу пока не дали положительного результата.

Япония ежегодно потребляет 7,5 млн. т катарского СПГ, но, судя по всему, в скором времени данный показатель существенно вырастет, так как в результате землетрясения и серьезной аварии на АЭС «Фукусима-1» Токио стал необходим больший объем топлива. В этой связи госкомпания Qatargas согласилась до конца весны – начала лета дополнительно поставить японцам 4 млн. т сырья.

Помимо азиатских государств перспективными долгосрочными рынками сбыта катарских углеводородов являются страны Северной и Латинской Америки. Добыча сланцевого газа в США негативно не повлияет на экспорт катарского СПГ, поскольку они, хоть и уступили Китаю пальму первенства в мировом рейтинге государств по потреблению энергоресурсов, все еще не готовы обеспечить функционирование экономики за счет собственных углеводородов и снизить объемы импорта.

Qatar Petroleum (70%) и ExxonMobil (30%) запустили состоящий из двух равноценных блоков завод по сжижению RasGas II суммарной мощностью 15,6 млн. т в год. Значительная часть СПГ поставляется в стратегические резервы США на побережье Мексиканского залива по 25-летнему контракту. Кроме того, в партнерстве с ConnocoPhillips был запущен завод RasGas III мощностью 7,5 млн. т в год для поставок СПГ в США, а вместе с Royal Dutch Shell – завод RasGas IV для экспорта на рынки стран Северной Америки.

Катарская сторона планирует также в течение 20 лет начиная с 2014 года поставлять Аргентине 5 млн. т СПГ в год, тем самым обеспечивая 16% общего годового потребления газа в этом государстве. Кроме того, бразильская компания Petrobras собирается увеличить объем импортируемых из эмирата углеводородов.

Таким образом, Доха сбывает газ повсюду, не ограничиваясь лишь азиатским направлением. Тем самым эмират эффективно реализует свои геополитические амбиции, которые заключаются в том, чтобы постепенно завоевывать позиции на всех возможных региональных рынках.

Труба зовет

Ведущая роль в газо- и нефтедобыче принадлежит государственной компании Qatar Petroleum. Тем не менее катарцы активно прибегают к помощи крупных иностранных фирм с их передовыми технологиями, особенно ввиду того, что упор делается на получение СПГ, экспортом которого занимаются две специально учрежденные государственные компании – RasGas и Qatargas.

Первая была основана компаниями Qatar Petroleum (63%), ExxonMobil (25%), Korea RasGas LNG Limited (5%), Itochu Corporation (4%) и LNG Japan (3%) (две последние – японские).

Вторая была создана с целью эксплуатации и обслуживания активов Qatargas 1, Qatargas 2, Qatargas 3, Qatargas 4, Лаффан НПЗ и некоторых других. Здесь также присутствуют зарубежные акционеры. К примеру, Qatargas 1 представляет собой совместное предприятие компаний Qatar Petroleum (65%), Total (10%), ExxonMobil (10%), Mitsui (7,5%) и Marubeni (7,5%) (две последние – японские). В настоящее время Qatargas покрывает 15% мирового рынка сбыта СПГ.

Однако эмират не намеревается ограничиваться продажей только сжиженного газа. Он стал участником проекта Dolphin Gas, газотранспортной сети стран Персидского залива – Катара, ОАЭ и Омана. Магистраль соединяет эти три монархии, что позволяет катарцам осуществлять долгосрочные поставки газа в ОАЭ по трубе. Проект реализует компания Dolphin Energy, в которой 51% принадлежит правительственной компании Абу-Даби Mubadala development company, по 24,5% – Total и Oxidental Petroleum.

После начала пробных прокачек газа в 2007 году работы по проекту успешно продолжаются, а мощность увеличивается. Ожидается, что при достаточном наличии сырья объемы прокачки составят порядка 90–100 млн. куб. м в сутки. Заинтересованность в транспортировке газа проявили Кувейт и Бахрейн.

В ходе беседы с заместителем генерального директора катарского отделения Dolphin Energy Ибрагимом Аль-Кавари автор обсудил возможность участия российского бизнеса в реализации проектов, которые уже разрабатываются компанией или планируются в будущем. Собеседник заверил меня, что отправит соответствующую информацию о наиболее интересных для российской стороны тендерах напрямую одной из дочерних компаний «Газпрома». Кроме того, катарец высоко оценил то, что многие отечественные фирмы имеют опыт работы за рубежом, в частности в странах Персидского залива.


Бизнес-центр Дохи.
Фото автора

«Газ в жидкость»

Финансовые доходы от поставок СПГ позволяют эмирату активно осваивать новые технологии переработки газа.

К примеру, в государстве запущен завод Oryx GTL, на котором впервые на Ближнем Востоке с помощью катализаторов, а не в результате охлаждения газ стали преобразовывать в жидкость (технология gas to liquids – GTL). Мощность составляет 34 тыс. баррелей в сутки продуктов со сверхнизким содержанием серы: 24 тыс. баррелей дизельного топлива, 9 тыс. баррелей нафты и 1 тыс. баррелей пропан-бутановой смеси, получившей название «сжиженный нефтяной газ» (СНГ). Дизельное топливо экспортируется преимущественно в Европу, нафта – на Дальний Восток, СНГ используется на внутреннем рынке. Стоимость предприятия оценивается в 1 млрд. долл. Участниками проекта являются Qatar Petroleum (51%) и Sasol (49%). Помимо этого Qatar Petroleum и совместное предприятие южноафриканской Sasol и американской Chevron подписали меморандум о взаимопонимании касательно расширения суточной мощности Oryx GTL до 100 тыс. баррелей, что, само собой, потребует солидных вложений.

Говоря о специфике подобной индустрии, стоит отметить ее дороговизну, а также необходимость иметь огромные площади и гарантированное снабжение крупными объемами газа в течение примерно 20 лет. Лишь в этом случае строительство такого завода окупится. Возможности Катара позволяют не только успешно реализовать один уникальный газоперерабатывающий проект в регионе, но и запустить второй, еще более масштабный.

Речь идет о крупнейшем в мире заводе, работающем на основе технологии GTL, – Pearl GTL (Qatar Petroleum – 51% и Royal Dutch Shell – 49%), который был введен в эксплуатацию в городе Рас Лаффан в 2011 году.

Несмотря на завершение основных строительных работ и отгрузку первой продукции, завод, как ожидается, выйдет на проектную мощность в 140 тыс. баррелей в сутки топлива из газа в 2012 году. Кроме того, предприятие будет производить 120 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки газоконденсатных жидкостей и этана. Причем стоимость проекта вместо первоначально предполагавшихся 4 млрд. может возрасти до 18–19 млрд. долл.

Тем не менее он реализуется, что свидетельствует о решимости Катара в скором будущем обеспечить многовекторное развитие газоперерабатывающей отрасли. Это положительно отразится на экспорте ее продукции. Выступая на официальной церемонии открытия Pearl GTL в ноябре 2011 года, министр энергетики и промышленности Катара Мухаммед Сада отметил, что сегодня Катар поставляет за рубеж 10 млн. т СПГ, а в 2012 и 2013 годах данный показатель составит 11 и 12 млн. т соответственно.

Квоты – не панацея

Стоит отметить, что доказанные запасы нефти в эмирате составляют около 3,7 млрд. баррелей. Крупнейшим в стране нефтяным месторождением является Духан (около 2,2 млрд. баррелей). Свыше 1,5 млрд. баррелей залегает на шести шельфовых участках (Бюль Ханан, Мейдан Махзам, Ид аль-Шарги, Аль-Шахин, Аль-Райян и Аль-Халидж).

В середине декабря 2011 года ОПЕК приняла решение об увеличении квот на добычу (впервые с 2009 года), которое, по мнению ряда экспертов, может обрушить нефтяные цены. Мухаммед Сада отметил, что сегодня наиболее справедливой и оптимальной стоимостью барреля, которая бы пагубно не отражалась на уровне добычи производителей и не ударяла по экономикам потребителей, является 80 долл. Выступая на Всемирном нефтяном конгрессе в Дохе, генсекретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри назвал «удобной ценой для экспортеров и импортеров» 100 долл. за баррель. Нынешние же ценовые показатели заметно превышают озвученные.

Пытаясь сдержать стремительный рост стоимости нефти, ОПЕК объявила о новом решении по квотам. Это, конечно, добавит региональным рынкам турбулентности, но мировой рынок вряд ли пострадает. Дело в том, что некоторые участники организации (в частности, Саудовская Аравия) весьма скептически относятся к допустимым квотами, постоянно превышая их на практике.

Нефтехимия набирает ход

К примеру, Катар начал активно развивать нефтехимическую индустрию, продукция которой уже поставляется в 85 государств мира.

Так, 4 декабря 2011 года, незадолго до открытия юбилейного Всемирного нефтяного конгресса в Дохе, компания Qatar Petroleum (80%) подписала с англо-голландской Royal Dutch Shell (20%) предварительный договор о совместной деятельности при строительстве в Рас Лаффане нефтехимического комплекса примерной стоимостью 6,4 млрд. долл. По заявлению сторон, юридическое оформление сделки завершится в 2012–2013 годах.

Ожидается, что завод введут в промышленную эксплуатацию в 2017 году и он будет рассчитан на ежегодное производство 1,5 млн. т моноэтиленгликоля и 300 тыс. т нормальных альфа-олефинов (НАО), основная часть которых будет направляться на азиатские рынки.

Сегодня в Катаре уже действует открытый в 2010 году в промышленном городе Месаид нефтехимический завод Q-Chem II, ежегодная мощность которого составляет 350 тыс. т легкого полиэтилена высокой плотности (ЛПВП) и, впервые в регионе, 345 тыс. т НАО. Производство осуществляется с помощью фирменной технологии, разработанной компанией Chevron Phillips Chemical, которой принадлежит 49% в проекте, 51% владеет Qatar Petroleum.

В свою очередь, катарско-американское совместное предприятие Q-Chem II владеет акциями компаний Ras Laffan Olefins Company (RLOC) и Qatofin.

Первая создана при участии компаний Q-Chem II (53%), Qatofin (46%) и Qatar Petroleum (1%), а вторая – при участии Qatar Petrochemical (63%), Total Petrochemicals (36%) и Qatar Petroleum (1%).

Q-Chem II выгодно сотрудничество с RLOC, так как с помощью этой компании идет бесперебойная поставка этилена, который является основным сырьем для технологических процессов, происходящих на заводе.

Помимо названных проектов правительство Катара при содействии зарубежных фирм (в частности, ExxonMobil), намерено построить еще несколько нефтехимических комплексов в будущем.

Таким образом, с завершением энергетической программы 2007–2012 годов эмират не только существенно упрочит лидерство в области экспорта СПГ, но и серьезно усилит свои позиции в сфере газо- и нефтепереработки.

Саммит и российские интересы

Для этого у Катара есть еще одна козырная карта: в Дохе расположена штаб-квартира Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ), в рамках которого 15 ноября 2011 года прошел Первый газовый саммит.

Членами этой межправительственной профильной организации являются 12 государств, которые суммарно владеют 70% мировых запасов голубого топлива и осуществляют более 40% его добычи. Среди них: Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Оман, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. В мероприятиях форума также участвуют Казахстан, Нидерланды и Норвегия в статусе наблюдателей.

Что касается состоявшейся встречи в верхах, то из первых лиц государств на ней присутствовали лишь эмир Катара Хамад Аль Тани, президент Алжира Абдельазиз Бутефлика, президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Мбасого, а также глава Переходного национального совета Ливии Мустафа Абдель Джалиль. Россию представлял министр энергетики Сергей Шматко.

Единственной российской компанией, открывшей свое представительство в эмирате, стал «Газпром». Возможно, прорывом в двусторонних инвестиционных отношениях станет проект «Ямал-СПГ», осуществляемый крупнейшим российским независимым производителем газа «Новатэк». По заявлению министра Сады, Катар заинтересован в самом проекте, а также в доле уставного капитала «Новатэка» и находится в стадии переговоров с российской стороной. В свою очередь, его визави Шматко сообщил, что Москва и Доха договорились максимально быстро завершить переговорный процесс об участии катарцев в проекте, предоставив соответствующие инструкции компаниям.

Поскольку Royal Dutch Shell ведет переговоры с «Новатэком» (80%) о вхождении в «Ямал-СПГ», а французская Total (20%) уже является его инвестором, можно предположить, что западное лобби приведет к тому, что катарские средства впервые будут вложены в развитие крупного инвестиционного проекта на территории России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3077
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3485
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2546
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4499

Другие новости