таблица 1
В преддверии ноябрьской Конференции по изменению климата в Дурбане, на которой должны были бы быть сформированы принципы второго периода Киотского протокола, межправительственная группа экспертов по изменению климата представила основные результаты двухлетней работы. Полный текст планируется представить только в феврале, но краткое резюме доклада таково – планета нагревается, и это приведет к увеличению природных бедствий и экстремальных погодных условий. Почти со стопроцентной уверенностью климатологи заявляют о том, что жарких дней будет становиться с каждым годом все больше, а морозных – меньше. Последствия для планеты – экстремальные условия, подобные московскому лету 2010 года, смерчи, тайфуны, наводнения будут повторяться все чаще. Периоды экстремальной жары, которые наблюдались в Западной Европе в 2003-м или в Москве в 2010 году, через 60 лет могут стать ежегодными. Однако – и это, возможно, ключевая идея доклада – это произойдет только в том случае, если человечество не перейдет на зеленую энергетику. Для лучшей иллюстрации в докладе просчитаны три сценария – при минимальном, среднем и максимальном влиянии антропогенных факторов на климат.(см.таблицу 1) Тем не менее не все действия человечества имеют одинаково сильный эффект на климат. Так, вероятность того, что число жарких дней растет из-за деятельности человека – более 99%, а для прихода волн жары – около 90%.
Ступенчатые графики, на которых видно, как за последние полтора столетия нарастает количество природных катастроф, специалисты по климату со всего мира демонстрируют уже как минимум последние десять лет. По сути, в самом докладе вряд ли удастся найти что-то особенно новое, но если учесть, что он разослан участникам климатических переговоров под эгидой ООН в Дурбане, которые проходили с 28 ноября по 9 декабря, его можно рассматривать как еще одну попытку повлиять на развивающиеся страны.
Ситуация вокруг Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК) и Киотского протокола после конференции в Дурбане только усложнилась. Интрига было в том, что бы сломить сопротивление крупных эмитентов СО2, которые не взяли на себя никаких обязательств по ограничению выбросов – Китая и Индии. «Битва» между развивающимися и развитыми странами идет давно. Последние взяли и выполняют (за исключением США, которые так и не ратифицировали Киотский протокол) обязательства по снижению выбросов, плюс к этому они дают развивающимся странам деньги на подобную деятельность у себя. Развивающиеся (так называемая Группа-77), в свою очередь, желая получать все больше денег на развитие, упирают на то, что для их промышленно неокрепших экономик крайне вредно заниматься снижением выбросов. По сути, главная цель переговоров – организация гигантского потока денег от развитых стран к развивающимся, считает Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF). В 2009 году на Конференции ООН по климату, прошедшей в Копенгагене, промышленно развитые страны признали, что развивающиеся экономики несут колоссальные убытки из-за изменения климата. Тогда же делегаты договорились, что с 2020 года на помощь таким странам будет ежегодно отчисляться ни много ни мало 100 млрд. долл. При этом эти средства, по договоренности 2010 года, будут поступать в специально созданный Зеленый климатический фонд.
Принципиальным для развивающихся стран является то, что в фонд должны поступать новые деньги, а не перенаправляться средства из уже существующих программ помощи.
Эксперты, выступившие на круглом столе «Внутренние и внешние экономические последствия глобального изменения климата для России», сошлись во мнении, что Россия является лидером международного переговорного процесса по климатическим вопросам. Ее положение во многом уникально: с одной стороны, страна выполняет все взятые на себя обязательства в рамках Киотского протокола, с другой стороны, она находится между двумя противоборствующими лагерями. Россия не является ни получателем средств, ни крупным донором. Страна выступает как своего рода рефери между Группой-77 и главными донорами – США, ЕС и Японией, отмечает Алексей Кокорин. Позиция России на климатических переговорах такова, что Киотский протокол был для своего времени большим достижением, но теперь предстоит сделать новый шаг вперед. «Бессмысленно увековечивать то, что не решает проблемы, а порождает иждивенческие настроения», – отмечает Олег Шаманов, начальник отдела международного сотрудничества в области окружающей среды Министерства иностранных дел.
Конференция в Дурбане выглядит как провал международной дипломатии - напряженность между развитыми и развивающими странами только усилилась, а новых договоров заключить не удалось. Альянс малых островных государств (42 страны), которые могут стать непригодными для жизни из-за повышения уровня океана, потребовали всеобъемлющего соглашения и назвали отказ СШАБ, Китая и Индии взять на себя обязательства по снижению выборосов «предательством». На этом фоне Канада объявила что она больше не намерена участвовать в Киотском протоколе.
В итоге, человечество рискует после 2012 г. остаться без каких-либо юридически зафиксированных обязательств стран по снижению выбросов и заботе об окружающей среде.