0
2673
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.11.2011 00:00:00

Бензин из Одессы

Юрий Огирчук

Об авторе: Юрий Огирчук - независимый эксперт, Украина.

Тэги: украина, нефть


украина, нефть Одесский НПЗ долгие годы остается хронически недогруженным.
Фото с сайта www.lukoil.ua.rus

Сложная ситуация, в которой оказались собственники ПАО «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ» в связи с физической невозможностью поставлять нефтяное сырье трубопроводным транспортом на перерабатывающее предприятие из-за кардинального разворота нефтепровода «Одесса–Броды» в сторону границ с Белоруссией, как видится, не имеет близкого разрешения.

Не совсем благоприятна и общая маркетинговая ситуация на украинском розничном рынке нефтепродуктов. При этом выход один – введение Украиной заградительных пошлин на нефтепродукты с целью исключения демпинговых поставок из других стран, что автоматически повысит рентабельность переработки внутри страны. Однако эта мера приведет к обострению отношений с Российской Федерацией, правительство которой заинтересовано в наращивании переработки на российских заводах.

Проблемы завода

В текущем году поставка нефти на завод не осуществлялась по причине «сохраняющейся неблагоприятной экономической ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов в Украине, при которой маржа переработки не обеспечивает компенсацию расходов по производству нефтепродуктов, а также в связи с закрытием доступа в магистральный нефтепровод», – заявляют источники на предприятии.

При этом, даже не осуществляя производство основной продукции, предприятие несет расходы на поддержание работоспособности оборудования, сохранение нормальных условий для работы персонала, осуществление налоговых и прочих обязательных платежей. Так, только за первый квартал 2011 года общие затраты предприятия составили 6 млн. долл. без амортизации.

Несколько смягчает ситуацию факт осуществления заводом услуг по приему, хранению и отгрузке светлых нефтепродуктов (перевалка) по договору с ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина». При этом объемы перевалки желают быть лучшими – за январь–март объем принятых моторных топлив составил 22 тыс. тонн. При этом получены доходы в размере 612 тыс. долл.

Таким образом, некогда «жемчужина у моря» в увесистом колье нефтяной переработки мирового гиганта – российской компании «ЛУКОЙЛ», превратилась в банальную обузу. Именно потому перед руководством завода был поставлен вопрос: совместно со службами «ЛУКОЙЛа» обеспечить маршруты поставки нефти, а также возможных направлений сбыта нефтепродуктов для обеспечения бесперебойной работы завода.

Последняя и продолжающаяся до сих пор остановка Одесского НПЗ «на ремонт» произошла в октябре прошлого года при том, что ранее произвести данные мероприятия планировалось лишь в 2011 году, а в начале прошлого года завод уже останавливался на ремонт на полтора месяца. Однако низкая эффективность работы предприятия внесла свои коррективы. А по итогам 2010-го «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ» и вовсе принес своим собственникам убытки в размере 763 млн. грн., сократив объем переработки по сравнению с предыдущим годом на 29,4% – до 1,4 млн. тонн. При этом выпуск бензина сократился на 24,2% – до 204,9 тыс. тонн, дизельного топлива на 30,3% – до 459,4 тыс. тонн. Для сравнения отметим, что в 2009 году убытки завода составили 588,3 млн. грн.

Несмотря на это, руководство НК «ЛУКОЙЛ» все же рассчитывает возобновить работу Одесского НПЗ в текущем году, загрузив его перерабатывающие мощности нефтью URALS, которая, как планируется, будет поступать через украинский порт Южный. Об этом заявил вице-президент «ЛУКОЙЛа» Валерий Субботин, подчеркнув при этом, что на азербайджанском сырье завод работать не будет.

Высокопоставленный менеджер компании подкрепил свою уверенность тем, что несколькими неделями ранее премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин дал поручение руководству «Транснефти» проработать вопрос об обеспечении поставок нефти URALS в порт Южный в объеме 9 млн. тонн в год.

При этом ранее господин Субботин заявлял, что Одесский НПЗ может быть запущен уже в марте 2011-го. Вторил ему, уверяя, что маркетинговая ситуация на рынке нефтепродуктов Украины улучшается, и заместитель гендиректора завода Алексей Бибик. При этом он говорил о возможности введения кабинетом министров Украины пошлин на импортируемые нефтепродукты из-за рубежа в Украину, что, по его словам, не может не сказаться на экономике работы завода. Повод для подобных размышлений руководителей компании дал не кто иной, как ее глава Вагит Алекперов. Он еще в феврале увещевал, что Одесский НПЗ будет запущен в марте – «откроем, когда маржа поправится» – заявлял В.Алекперов. Тогда он отмечал, что объем переработки в Одессе может быть доведен до проектного максимума – 2,8 млн. тонн нефти в год при условии, если «правительство Украины примет решение о защите внутреннего рынка нефтепродуктов». Как видим, не срослось.

Большая политика

Уже в конце марта текущего года, перед подписанием меморандума между собственниками украинских НПЗ и правительством в Киеве, Вагит Алекперов заявил, что запуск Одесского НПЗ маловероятен без возобновления схемы поставок нефти на завод по трубопроводам. «В настоящее время переговоры продолжаются, однако там (в трубе «Одесса–Броды». – «НГ») пока есть азербайджанская нефть», – заявлял руководитель «ЛУКОЙЛа». При этом В.Алекперов высказал мнение, что нужно принять решение о возврате к существовавшей ранее технологической цепочке по поставке нефти из России через Лисичанск в Одессу.

Что интересно, оптимистические заявления топ-менеджеров «ЛУКОЙЛа» уже тогда не находили поддержки в рядах высоких государственных чиновников Украины. Так, в мае 2011 года губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук высказал уверенность, что в этом году Одесский НПЗ запускать не будут. По его словам, в связи с этим в регионе ожидается спад производства на 22% и задачей руководства региона является компенсировать это падение за счет других предприятий.

Напомним, 30 марта 2011 года кабинет министров Украины и собственники украинских НПЗ подписали меморандум о взаимном партнерстве. Ранее, в начале марта на заседании экспертно-аналитической группы первый вице-премьер министр Андрей Клюев раскритиковал первоначальный проект меморандума, предусматривающий выполнение обязательств НПЗ по проведению модернизации только в случае введения пошлин.

Подписанный в конце марта документ предполагает стабилизацию цен и увеличение переработки нефти в Украине. Государство со своей стороны должно предоставить для этого необходимые условия.

Сумрачные перспективы и другие заинтересованные стороны

В начале лета источник в российском Минэнерго рассказал, что на тот момент отрабатывались два основных варианта поставок. Согласно первому, возможно налаживание прокачки по трубопроводу «Дружба» до Брод, а потом в порт «Южный» с дальнейшим экспортом морским транспортом.

Кроме того, впервые рассматривается возможность поставок из Новороссийска в «Южный» с дальнейшей прокачкой на Одесский и оба западноукраинские НПЗ. Но пока расчеты российских специалистов показывают, что оба маршрута поставок экономически неэффективны.

В сложившейся ситуации главной целью России в настоящее время является остановка прокачки азербайджанского сырья по нефтепроводу «Одесса–Броды». При этом, все понимают, что каспийская нефть дороже российской. Однако она качественнее и из нее можно получить больше светлых нефтепродуктов. Для западноукраинских НПЗ это преимущество из-за технической отсталости нивелируется, а вот Мозырьский НПЗ может увеличить закупку каспийской нефти, что приведет к потере позиций российских нефтяников.

Напомним, что нефтепровод «Одесса–Броды» был введен в эксплуатацию в 2001 году. Первоначально он строился для прокачки легкой каспийской нефти в Европу, однако до 2004 года простаивал, а затем использовался в реверсном режиме (в направлении терминала «Южный»). С февраля текущего года нефтепровод начал работать в аверсном режиме и прокачал для потребностей Мозырьского НПЗ около 590 тыс. тонн легкой нефти марки Azeri Light. Всего до конца года планируется поставить 1,6–1,7 млн. тонн сырья (пробная прокачка 80 тыс. тонн нефти по этому маршруту завершилась 24 ноября 2010 года).

В апреле 2011-го «Укртранснафта» начала переправлять азербайджанское сырье по нефтепроводу «Одесса–Броды» на западноукраинские НПЗ «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» (до конца года на них планируется поставить до 1,5 млн. тонн сырья).

Заинтересованность государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) в поставке нефти своей добычи в Украину и ее транзите через эту страну повысилась в результате выхода компании на украинский розничный рынок нефтепродуктов. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявлял, что Азербайджан предлагает поставлять Украине до 8 млн. тонн нефти. При этом рентабельность работы нефтепровода «Одесса–Броды» будет достигнута при прокачке не менее 10 млн. тонн нефти в год.

Напомним, что в настоящее время есть предложения от Белоруссии по транзиту венесуэльской нефти объемом до 5 млн. тонн в год (Украина начала принимать венесуэльскую нефть для Белоруссии 25 апреля 2010 года) и предложения Азербайджана по поставкам в Украину до 8 млн. тонн нефти в год в режиме аверса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1368
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
870
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
617
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
858

Другие новости