Динамика спроса развитых стран.
Пресс-служба Exxon
Мировая экономика, постепенно преодолевающая последствия кризиса, встает на путь нового роста. Ожидаемый рост мирового производства формирует все возрастающий спрос на энергетические ресурсы, однако его увеличение по регионам планеты выглядит очень неоднородным. «НГ-энергия» уже опубликовала два прогноза перспектив развития энергорынка: компании ВР и Московского института энергетических исследований. Теперь вниманию читателей предлагается вариант, подготовленный сотрудниками Высшей школы экономики.
В конце марта президент ExxonMobil Russia Гленн Уоллер выступил в Высшей школе экономики с прогнозом развития мировой энергетики до 2030 года. По расчетам компании, к 2030 году спрос на энергоресурсы в мире вырастет на 35% по сравнению с 2005 годом.
Основным регионом-потребителем должен стать Азиатский регион с динамично развивающимися Китаем и Индией. Страны, не входящие в ОЭСР, по прогнозам, будут наращивать объемы ВВП со средней скоростью в 5% в год, в то время как прирост в странах ОЭСР ожидается на уровне 2%. Спрос на энергоресурсы в странах, не входящих в ОЭСР, на 75% превысит спрос более развитых стран. Среди основных причин здесь будет не только скорость развития экономик, но и ускоренное внедрение в развитых странах энергоэффективных технологий, которые будут компенсировать большую часть растущего спроса на энергию.
Эта тенденция будет прослеживаться практически во всех секторах. Так, рост доходов домохозяйств мог бы привести к 50-процентному увеличению спроса на энергию в сфере ЖКХ, однако повышение эффективности использования ресурсов в развитых странах будет этот спрос сдерживать. В итоге ExxonMobil Russia прогнозирует мировой рост спроса на энергию со стороны ЖКХ только на 20%.
Электроэнергетика является крупнейшим промышленным потребителем энергоресурсов. По прогнозам, озвученным директором ExxonMobil Russia, к 2015 году страны, не входящие в ОЭСР, обойдут по спросу на электроэнергию более развитых соседей, активно внедряющих технологии энергосбережения. В среднем по миру прирост потребления электроэнергетикой энергоресурсов составит до 2030 года 2,4% в год. Постепенно будет меняться соотношение видов топлива, используемых в производстве электричества. В значительной мере это соотношение будет определяться политикой, направленной на снижение выбросов СО2 и других газов. Введение платы за выбросы СО2 приведет к существенному удорожанию использования угля. На сегодняшний день этот вид топлива обеспечивает две трети потребности США в электричестве и около 60% мирового спроса на электроэнергию. Однако по мере роста платы за выбросы уголь начнет терять свою конкурентоспособность, отдавая все большую долю рынка газу, атомной энергетике и возобновляемым источникам энергии. Двум последним, согласно прогнозу, к 2030 году будет принадлежать 40% мирового рынка электроэнергетики.
Активно сжигать уголь продолжат в развивающихся странах, где пока не провозглашена борьба с изменениями климата. Таким образом, ExxonMobil Russia прогнозирует увеличение мирового спроса на газ на 35%, а угля – на 20%.
Однако ожидать радикальных изменений на мировом энергетическом рынке пока не приходится. Ископаемые виды топлива – нефть, природный газ и уголь – по-прежнему остаются основными. Их доля на рынке энергоносителей снизится незначительно – с 82 до 80% к 2030 году. Масштабы их использования настолько велики, что при нынешнем уровне развития технологий их попросту нечем заменить.
Транспортная отрасль – второй после энергетики крупнейший потребитель топлива, и спрос со стороны транспорта, по прогнозам ExxonMobil, увеличится за 20 лет на 40%. И хотя ожидается, что легковых автомобилей к 2030 году на дорогах станет на 400 млн. единиц больше, чем сейчас, основу потребления топлива составят воздушные, морские суда, железнодорожный и тяжелый коммерческий транспорт. Последний будет потреблять на 60% больше топлива по сравнению с 2005 годом. Прирост потребления энергоресурсов в секторе легкового транспорта опять же будет компенсировать рост энергосбережения, стремление домохозяйств экономить. Это приведет к тому, что в США спрос на топливо для легковых машин снизится на 20%, в Европе – на 30%, и только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где рост доходов населения приведет к резкому увеличению количества автолюбителей, потребление топлива вырастет на 80%.
Мировая промышленность, очевидно, также будет потреблять больше энергоносителей к 2030 году, однако по отраслям увеличение спроса выглядит неравномерным. Так, благодаря повышению эффективности и сокращению объемов факельного сжигания энергопотребление в энергетической отрасли останется неизменным. В целом для мировой промышленности оно вырастет на 35% в основном за счет тяжелой и химической отраслей. Именно промышленность обеспечит львиную долю повышения спроса на природный газ и электричество.
Спрос на ресурсы стран БРИКС. Пресс-служба Exxon |
Постепенное переключение развитых стран на более чистые энергоносители, по оценкам ExxonMobil, приведет к росту выбросов СО2 на 25%, что значительно ниже прогнозного роста энергопотребления на 35%. В странах ОЭСР объем выбросов СО2, несмотря на рост производства и увеличение населения, вернется к уровню 1980 года. Однако в целом по миру это снижение с лихвой компенсируется странами, не входящими в ОЭСР, которым пока не по карману забота о климате.
С видением основных тенденций согласен вице-президент ВР (Россия), главный экономист BP по России и СНГ Владимир Дребенцов. Компания ВР подготовила свой прогноз развития мировой энергетики, несколько отличный от ожиданий ExxonMobil.
В ВР ожидают, что за следующие 20 лет потребление первичной энергии вырастет на 39% при среднем ежегодном темпе прироста в 1,7%. В части тенденций и прогноз ExxonMobil, и прогноз ВР сходятся – главным локомотивом роста энергопотребления станут страны, входящие в ОЭСР. По данным Владимира Дребенцова, в 2030 году на них будет приходиться 93% мирового роста энергопотребления, в то время как страны ОЭСР будут потреблять в 2030 году всего на 6% больше, чем сейчас.
Мировой топливный баланс из-за длительного жизненного цикла активов будет меняться достаточно медленно, однако природный газ и неископаемое топливо будут постепенно отнимать рынки у угля и нефти.
Среди ископаемого топлива газ будет демонстрировать самые высокие темпы роста – 2,1% в год. Это должно заставить Россию задуматься о конкурентоспособности своей газовой отрасли. На первый взгляд будущее российского газа выглядит устойчивым, однако это только на первый взгляд. Мировой газовый рынок будет меняться очень быстро.
Президент ExxonMobil Russia считает, что США в скором времени перестанут быть одним из крупнейших импортеров газа, поскольку собственная добыча сланцевого газа развивается неожиданно быстро. В перспективе через десятилетия США вполне могут превратиться из импортера в экспортера газа, а это перекроит газовый рынок и сделает российский газ менее конкурентоспособным.
Схожей позиции придерживается и вице-президент ВР (Россия). За последние два года Россия добывала меньше газа, чем США. Российская добыча оказалась на таком низком уровне именно из-за того, что США стали активно развивать нетрадиционные источники. США оказались совершенно не нужны ранее запланированные объемы импорта газа, одновременно с этим за счет роста мощностей на рынок поступили большие объемы СПГ. В итоге уже сейчас конкуренция за потребителя на мировом газовом рынке очень велика, а через 20 лет она еще возрастет. «Газпрому» уже сейчас необходимо всерьез задуматься о своей конкурентной стратегии.