"Некачественная" электроэнергия чревата катастрофой.
Фото PhotoXPress.ru
В редакцию «НГ-энергия» уже более года приходят сообщения о нарушении энергетиками качества поставляемой электроэнергии. Наши запросы в Минэнерго и в МРСК повисли в воздухе. Поэтому мы обратились к экспертам.Соблюдение качества электроэнергии необходимо для бесперебойной и безаварийной работы оборудования и электроприборов потребителей, для предотвращения техногенных катастроф.
В настоящее время показатели качества электроэнергии в России определены ГОСТ 13109-97 (Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения).
Необходимо отметить, что соблюдение качества электроэнергии и бесперебойное энергоснабжение – это различные, хотя и близкие понятия. Конечно, отключение электроэнергии в результате возникновения аварийных ситуаций, так называемые блэкауты, приводит к самым неблагоприятным последствиям.
Электричество – это то, без чего не обходится быт современного человека. Нет света. Нельзя приготовить еду. Останавливаются насосы, подающие холодную и горячую воду в дома. Не работают многие виды транспорта. Локальный апокалипсис.
Однако некачественное электроснабжение, то есть отклонение параметров электроэнергии в электрической сети от показателей, установленных ГОСТом, является на самом деле не меньшей проблемой для потребителя, чем внезапные отключения.
В результате некачественного энергоснабжения портится дорогостоящая бытовая техника, «горят» стиральные и посудомоечные машины, телевизоры и компьютеры. Причем такой выход из строя техники не является гарантийным, так как производитель гарантирует работу только в определенных, предусмотренных ГОСТом условиях. Компенсацию за испорченное имущество граждане могут получить только в судебном порядке, что сопряжено с дополнительными затратами (оплата услуг юриста, оценщика, экспертизы) и хлопотами.
Для контроля качества электроэнергии, поставляемой потребителям, в России предусмотрена ее обязательная сертификация.
Термин «сертификация», согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», означает форму подтверждения специально уполномоченным органом соответствия какой-либо продукции (товара, услуги) установленным требованиям (техническим регламентам, стандартам).
В сфере сертификации электроэнергии таким государственным органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), от имени которого действуют специально аккредитованные организации (лаборатории).
Хотя сертификация электроэнергии и направлена на обеспечение качественного электроснабжения, тем не менее на качество электроэнергии она влияет только косвенно. Прежде всего сертификация электроэнергии заключается в проведении замеров и наблюдений за параметрами, характеризующими качество электроэнергии (частота и напряжение) в течение какого-то периода. Однако электроэнергия перетекает по электрическим сетям постоянно, поэтому соответствие показателей качества электроэнергии в контрольный период установленным требованиям вовсе не означает соответствия качеству электроэнергии вообще. Показатели качества, предусмотренные указанным выше ГОСТом, могут непрерывно изменяться в электрической сети, так как зависят не только от действий производителей электроэнергии, диспетчеров, управляющих режимами работы генерации и объектов электросетевого хозяйства, технического состояния линий электропередачи и трансформаторных подстанций, но и от действий самих потребителей – от нагрузки, которую создают последние, а также от исправности их электрооборудования. Таким образом, наличие сертификатов качества вовсе не гарантирует того, что потребитель в любое время действительно будет обеспечен качественным электроснабжением. Для того чтобы определить качество энергоснабжения квартиры или дома, необходимо проводить измерения параметров качества электроэнергии непосредственно во внутренней электросети квартиры или дома (в отдельных случаях на вводе электросети в жилой дом). В то же время действующий в настоящее время порядок сертификации электроэнергии, установленный постановлением Госстандарта России от 16 июля 1999 года № 36 «О правилах проведения сертификации электрооборудования», предусматривает проведение измерений в центрах питания энергоснабжающих организаций.
Кроме того, правовые нормы, регулирующие сертификацию электроэнергии в России, противоречивы. Существует неопределенность, в каких именно электрических сетях должна проводиться сертификация и кто должен получать сертификаты соответствия.
Постановлением правительства России № 982 от 1 декабря 2009 года установлено, что обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Понятие «электрические сети общего назначения» и требования к качеству электроэнергии в таких сетях установлены ГОСТ 13109-97, согласно которому электрическая сеть общего назначения – это электрическая сеть энергоснабжающей организации, предназначенная для передачи электрической энергии различным потребителям (приемникам электрической энергии).
Вместе с тем Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», который устанавливает основы экономических отношений в электроэнергетике, определяет основные понятия, а также статус и порядок взаимодействия субъектов электроэнергетики, понятие «электрические сети общего назначения» не предусмотрено. Данный закон оперирует терминами «единая национальная (общероссийская) электрическая сеть» и «территориальные распределительные сети», которые составляют технологическую основу функционирования электроэнергетики.
Из-за несоответствия терминологии, использованной в постановлении правительства № 982 и ГОСТе, понятиям федерального закона неясно, относятся ли указанные сети к сетям, в которых электроэнергия подлежит обязательной сертификации.
Кроме того, если следовать тексту постановления правительства № 928 буквально, то обязательной сертификации подлежит электроэнергия, поставляемая любым потребителям – как промышленности, так и населению.
В то же время действующий в настоящее время порядок сертификации определяет только процедуру сертификации электрической энергии, поставляемой населению. В отношении промышленных потребителей порядок сертификации законодательством не определен. Объектом сертификации, согласно указанному постановлению Госстандарта России, является электроэнергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций.
Однако в процессе реформирования электроэнергетики вертикально интегрированные энергоснабжающие организации (которые помимо продажи электроэнергии также осуществляли ее производство и передачу по сетям) были разделены на отдельные компании по видам деятельности – генерация, сети, сбыт. Таким образом, неясно, кто из трех новых субъектов электроэнергетики должен получать сертификаты соответствия.
За реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации без сертификатов, Законом «О защите прав потребителей» и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Поскольку реализацию электроэнергии конечным потребителям осуществляют энергосбытовые компании, то именно они и подвергаются риску наложения санкций. Однако сами энергосбытовые компании не могут оказывать влияние на качество электроэнергии и не владеют распределительными сетями. Получить сертификаты соответствия они могут только от сетевых компаний, которые не заинтересованы в затратах на сертификацию, поскольку не могут быть привлечены к ответственности за отсутствие сертификата. Взаимоотношения энергосбытовых и сетевых компаний по обеспечению качественного электроснабжения потребителей регулируются договорами на оказание услуг по передаче электроэнергии. В рамках этих договоров сетевые компании получают денежные средства на обеспечение функционирования существующих сетей и на инвестпрограммы по модернизации электросетевого оборудования. Однако на сегодня не существует эффективных экономических механизмов по привлечению сетевых компаний к ответственности за некачественное оказание услуг по передаче (по существу, некачественное электроснабжение потребителей), так же как не существует и способа понудить сетевую компанию к получению сертификата соответствия на электроэнергию.
Процедура сертификации требует затрат по оплате услуг соответствующего уполномоченного органа, по приведению в порядок оборудования, заявленного для проведения измерений. В то же время никаких дополнительных доходов от прохождения сертификации сетевая компания не получает. Ответственность за непредоставление сертификатов соответствия энергосбытовым компаниям также отсутствует.
Генерирующие компании обычно не поставляют электроэнергию непосредственно потребителям, поэтому также не обременяют себя обязанностями по получению на нее сертификатов. В настоящее время система сертификации электроэнергии в России не оправдывает возложенных на нее задач по контролю качества электроэнергии, поставляемой потребителям. НП ГП и ЭСК разрабатывает проекты правовых актов, направленных на приведение постановления Госстандарта № 36 в соответствие с новой системой отношений в электроэнергетике.