Для населения тарифы на электричество ниже его себестоимости.
Фото PhotoXPress.ru
По итогам реформы электроэнергетики сбыт электроэнергии стал конкурентным видом деятельности. В России насчитывается более 1000 энергосбытовых компаний. Сбытовой деятельностью занимаются гарантирующие поставщики (ГП), независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации в неценовых и технологически изолированных зонах, управляющие компании в части обслуживания граждан. Новым конкурентным игроком на розничном рынке в 2011 году стала розничная генерация. Зачастую крупные потребители создают собственную генерацию для обслуживания своих нужд либо собственные независимые сбытовые компании.
В России 25% энергосбытового рынка принадлежит крупным холдингам, остальное – средним и мелким сбытовым компаниям. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» российский потребитель электроэнергии вправе выбрать ту компанию, которая предлагает наиболее выгодные для него условия, и это является показателем наличия конкуренция в данном сегменте. Кроме того, крупный потребитель при соответствии требованиям оптового рынка может стать субъектом ОРЭМ и покупать электроэнергию там. В свою очередь, энергосбытовые компании с целью удержать потребителя предлагают выгодные условия, разрабатывают интересные предложения, стремятся повышать качество обслуживания, удобство платы, разъясняют особенности цено- и тарифообразования, пытаются предоставить максимум услуг для потребителя. Таким образом, на сегодня каких-либо законодательных ограничений в выборе поставщика электроэнергии не существует, и изменений в части конкурентных механизмов не требуется. Необходимо создать экономические предпосылки для конкуренции – обеспечить экономическую целесообразность заключения двусторонних договоров со стороны генерирующих компаний, а также обеспечить экономическую возможность перехода потребителей на розничных рынках.
Одним из главных факторов, тормозящих развитие конкуренции, является перекрестное субсидирование. В настоящее время фактически установленный тариф для населения на электроэнергию существенно ниже себестоимости ее производства, передачи и сбыта (так называемого экономически обоснованного тарифа). Электроэнергия стоит для населения в среднем 2,32 руб./кВт-ч, в то время как мелкие коммерческие потребители на низком напряжении платят ее реальную цену – 3,5–4,5 руб./кВт-ч. Недостающие средства компенсируются за счет более высокого тарифа для промышленности, снижая ее конкурентоспособность и являясь искусственным экономическим барьером для перехода потребителей от одной энергосбытовой компании к другой.
Еще одним препятствием на пути развития конкурентных механизмов на рынке является недифференцированная сбытовая надбавка. Дифференциация сбытовой надбавки по категориям потребителей должна быть такой, чтобы ее размер был максимально приближен к экономически обоснованной стоимости обслуживания потребителя. К примеру, реальная себестоимость обслуживания населения в расчете на 1 кВт-ч составляет 30–50 коп., тогда как в сбытовую надбавку, одинаковую для всех категорий, закладывается всего 10 коп. Следовательно, обслуживание населения оказывается невыгодным для гарантирующих поставщиков, а зачастую и вовсе убыточным. Дифференциация сбытовой надбавки позволит выстроить прозрачную и понятную картину формирования необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика и заодно выявить реальный размер перекрестного субсидирования между разными категориями потребителей.
Низкая платежная дисциплина потребителей также является преградой развертыванию розничной конкуренции. Основными должниками гарантирующих поставщиков являются управляющие компании, предприятия ЖКХ, территориально-сетевые организации (ТСО). По отношению к ним невозможно провести ограничения или отключения подачи электроэнергии, определить фактические объемы потребления. Крайне недобросовестным плательщиком является и население. Собираемость платежей с данной категории потребителей по итогам 2010 года составила всего 86%.
Значительную часть задолженности потребителей на розничном рынке гарантирующим поставщикам приходится финансировать за счет собственного оборотного капитала и из заемных средств. Поскольку ставки процентов по кредитам, которые берут гарантирующие поставщики (9–12%), существенно превышают величину их сбытовой надбавки (2–4%), то наличие у потребителя большой задолженности фактически приводит к тому, что такого потребителя гарантирующий поставщик обслуживает себе в убыток. Возрастание доли ненадежных плательщиков у гарантирующего поставщика и «вымывание» доли надежных может привести к потере устойчивости финансового состояния последнего.
На сегодняшний день задолженность на розничном рынке составила более 150 млрд. руб., при этом 20% – это просроченная и «мертвая» дебиторская задолженность, взыскать которую уже не представляется возможным. Для поддержания баланса необходимо вводить систему авансовых платежей и финансовых гарантий при работе с неотключаемыми потребителями.
Борьба с неплатежами на розничном рынке, ликвидация перекрестного субсидирования и дифференциация сбытовой надбавки помогут установить баланс и усовершенствовать рыночные механизмы конкуренции в энергосбытовом сегменте.