Ильхам Алиев становится для ЕС ведущим партнером на Южном Кавказе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В аналитическом материале «ЕС–Азербайджан», подготовленном немецким Институтом международной политики и безопасности берлинского фонда «Наука и политика», анализируются взаимоотношения между Брюсселем и Баку. Для «НГ-энергии» наибольший интерес представил раздел, посвященный энергетическому партнерству.
В работе отмечается, что среди шести государств Восточной Европы и Южного Кавказа, в отношении которых Брюссель проводит политику восточного партнерства, Азербайджан играет особую роль. Это связано, во-первых, с тем, что среди стран этой группы он единственный, кто располагает запасами нефти и газа. Во-вторых, он занимает особое место на постсоветском пространстве, что связано с наследованием автократической власти в семействе Алиева. И, в-третьих, среди стран – партнеров ЕС в этой группе Азербайджан – единственное государство с преобладанием мусульманского населения. При этом надо учитывать, что, согласно индексу экономической свободы Index of Economic Freedom 2011 фонда Heritage, Азербайджан находится на 92-м месте, опережая Россию (143-е место) и Украину (164-е место). Экономический рост в период 2011–2015 годов ожидается в пределах 4,5%. Возросшее экономическое значение Азербайджана, согласно экспертам института, позволяет занять ему сейчас позицию, которая раньше с политической точки зрения принадлежала Грузии.
Центральное место в экономике и во внешней торговле Азербайджана занимает энергетический сектор, на который приходится 55% ВВП и большая часть экспортной выручки. В первое постсоветское десятилетие западный интерес концентрировался на нефти, ее экспорте через первый крупный стратегический трубопровод из Каспийского региона, который проходил от Баку через Тбилиси до турецкого Джейхана на Средиземноморском побережье. Но сейчас европейский интерес сводится в первую очередь к поставкам природного газа через южный транспортный коридор. Европейский интерес сдвигается к прокладке газопровода длиной 3300 км от побережья Каспийского моря через Южный Кавказ и Турцию в направлении Южной Европы до Австрии.Через этот газопровод – Nabucco – будет поставляться ежегодно до 31 млрд. куб. м природного газа, что соответствует 10% всего газового импорта ЕС. Главная и решающая для проекта проблема состоит в том, кто будет наполнять планируемый газопровод. Наряду с Азербайджаном рассматриваются также Туркмения и Ирак. Предполагается, что газ придет с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2», с которого начнутся поставки с 2017 года в объеме более 10 млрд. куб. м ежегодно. Поэтому с 2004 года Азербайджан рассматривается европейцами как стратегический партнер. В Комиссии ЕС практически за проведение политики в отношении Азербайджана отвечает генеральная дирекция по вопросам энергетики.
13 января 2011 года Баку подписал совместное с ЕС заявление, которое оценивается как прорыв в партнерских отношениях двух сторон, поскольку Азербайджан обязался в долгосрочном плане предоставить для южного коридора достаточное количество природного газа. Ясно, что влияние Азербайджана на европейские дела благодаря этому увеличилось, выросла его роль как моста между ЕС и Центральной Азией. Но пока подобное заявление – ни больше ни меньше чем политическое благословение южного коридора. Коммерческие переговоры по реализации проекта еще предстоят. Баку оставляет за собой решение относительно того, на какие рынки и через какие экспортные маршруты он будет поставлять свои углеводороды. Азербайджан не исключает при этом и работы с Россией.
В Брюсселе сложилось убеждение,что европейское энергоснабжение и преодоление зависимости от России связаны с Каспийским регионом и в особенности зависят от Баку.