Расширение мощности КТК позволит Казахстану выйти в Европу.
Фото с сайта www.cpc.ru
В декабре 2010 года было принято окончательное решение о расширении мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Соответствующий документ подписали представители консорциума, России и Казахстана.
В последние годы мощность КТК, который обеспечивает прокачку нефти с казахстанского месторождения «Тенгиз» по нефтепроводу в Новороссийск, достигла своего предела и составляла 34 млн. т нефти в год. В перспективе пропускная способность магистрального нефтепровода должна быть доведена до 68 млн. т в год. Работы по расширению мощности трубопровода протяженностью 1580 км должны завершиться к 2015 году.
С точки зрения затрат на транспортировку сырья, объема продаж на рынках потребителей, возможности осуществления прямых поставок, необходимых средств на расширение существующих мощностей и отсутствия политических препятствий КТК является наиболее привлекательным маршрутом транспортировки каспийских ресурсов. По словам министра энергетики РФ Сергея Шматко, трубопровод Тенгиз–Новороссийск имеет большое значение для развития крупных месторождений Каспийского региона, в том числе разрабатываемых российскими компаниями. Добывающие компании в Казахстане и России получают полную стоимость за свою нефть, сокращают затраты на ее транспортировку по сравнению с альтернативными экспортными маршрутами. Его реализация будет способствовать развитию перспективного сотрудничества России и Казахстана в энергетической сфере.
Строительство предполагается осуществить в три этапа и полностью завершить в 2014 году. Стоимость расширения КТК составит 5,4 млрд. долл. В 2012–2013 годах КТК может привлечь для расширения мощности порядка 1 млрд. долл. Все работы должны осуществляться за счет собственных средств, а заключение договоров по принципу «качай или плати» позволит обеспечить прогнозируемый денежный поток и возврат инвестиций в максимально короткие сроки. Так, в 2009 году выручка КТК от транспортировки составила 1,2 млрд. долл. В перспективе руководство консорциума рассчитывает увеличить выручку до 2,5 млрд. долл. в год. Ожидается, что на самоокупаемость проект выйдет к 2018–2019 годам. При этом многое будет зависеть от тарифа на прокачку сырья, который в настоящее время составляет 38 долл. за тонну.
Проект предполагает строительство десяти дополнительных нефтеперекачивающих станций (двух на территории Республики Казахстан, восьми – в Российской Федерации), шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК, а также замену 88 км трубопровода на территории Казахстана.
Диверсификация маршрутов поставок углеводородного сырья остается для Казахстана приоритетной задачей. В этом вопросе казахстанская сторона большие надежды возлагает на КТК. Увеличение мощности данного трубопровода позволяет Казахстану в обозримой перспективе снять вопрос относительно направления поставок дополнительно добываемых объемов нефти и строить планы по наращиванию собственной нефтедобычи.
С расширением мощности КТК тесно связано увеличение добычи на месторождении «Тенгиз», в которое должно быть инвестировано 10–16 млрд. долл. Средства должны быть вложены в расширение мощностей нефтедобывающих объектов. Речь идет о строительстве объектов, связанных с добычей и выработкой электроэнергии. Должны быть пробурены дополнительные скважины. Данные меры должны увеличить добычу на «Тенгизе» на 12 млн. т нефти в год. Все работы должны начаться в 2012 году и завершиться к 2017 году.
С расширением мощности КТК тесно связаны и другие трубопроводные проекты, которые должны выводить каспийскую нефть Казахстана на европейский рынок. Прежде всего это трубопроводные проекты Самсун–Джейхан и Бургас–Александруполис, которые должны разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. Оба проекта зависят от каспийской нефти, которая должна поставляться по КТК.
Прогнозы объемов нефти, которую Казахстан намерен добывать в последующее десятилетие, постоянно уточняются. Оценки казахстанских экспертов и представителей правительства указывают на 130–135 млн. т нефти. Прирост добычи нефти в 50 млн. т скорее всего будет распределен между российским и китайским направлениями. Последнее приобрело для Казахстана большое значение. Экспорт нефти в Китай в 2010 году составил 10 млн. т и в текущем году, по оценкам казахстанских экспертов, может возрасти до 12 млн. т. В перспективе мощности казахстанско-китайского нефтепровода Атасу–Алашанькоу должны быть доведены до 20 млн. т нефти в год, что значительно уступает российскому направлению. Тем не менее китайский вектор в ближайшее десятилетие будет оставаться для Казахстана одним из приоритетных.
Более осторожные прогнозы в Казахстане делают на период после 2020 года, когда должна быть реализована вторая фаза разработки месторождения Кашаган. С ним в Казахстане связывают дальнейшее развитие транскаспийского направления экспорта углеводородного сырья. Прежде всего через нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, тем более что казахстанская сторона имеет опыт поставок нефти посредством танкеров.
В настоящее время развитие нефтяного сектора Казахстана протекает вполне успешно по сравнению с другими секторами экономики. При этом основными рисками для Казахстана по-прежнему выступают нечетко обозначенные объемы добычи углеводородного сырья, что находит отражение в постоянно меняющихся прогнозах и сохраняющейся высокой зависимости от потребностей экономики Китая в нефти и газе.
Договоренности по увеличению пропускной способности КТК отвечают интересам России. Строительство второй очереди обеспечит существенный портфель заказов для российских предприятий из смежных отраслей, а Россия сохранит статус крупнейшего энергетического партнера – транзитера углеводородного сырья Казахстана. Кроме этого, после расширения трубопровода КТК останется самым мощным на Каспии, обеспечивая выход на внешний рынок дополнительных объемов каспийских ресурсов.