0
5295
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.01.2011 00:00:00

Модернизация или индустриализация

Станислав Жизнин

Об авторе: Станислав Захарович Жизнин - доктор экономических наук, профессор МИЭП МГИМО (У) МИД РФ, председатель подкомитета по международному энергетическому сотрудничеству комитета по энергетической политике РСПП.

Тэги: модернизация, экономика, энергоемкость


модернизация, экономика, энергоемкость Многократно провозглашенная необходимость модернизации требует привлечения частного бизнеса.
Фото Reuters

Одним из основных приоритетов экономической политики России является модернизация основных отраслей экономики с упором на кардинальное улучшение ее энергоэффективности, энергосбережение и снижение энергоемкости. Энергоэффективность является одной из главных целей Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Чтобы добиться поставленных целей, в стране принимаются различные меры. Однако пока в этом процессе не особенно заметна активность деловых кругов, хотя за рубежом именно бизнес при поддержке государства является основной движущей силой в налаживании разработки соответствующих технологий и производства современного энергоэффективного оборудования.

Современные реалии

У России помимо ресурсно-сырьевой базы имеется достаточно мощная промышленная инфраструктура и интеллектуальный потенциал, в том числе в сфере ТЭКа. От их развития в немалой степени зависит укрепление экономических и геополитических позиций страны в мире. В последнее время политическое руководство страны неоднократно обращало внимание на необходимость диверсификации деятельности отечественного бизнеса с целью сокращения сырьевой доли в структуре экспорта, развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей, а также уменьшения зависимости страны от мировой ценовой конъюнктуры на нефть и газ. Какова общая картина?

В настоящее время во всех отраслях ТЭКа и энергоемких секторах экономики России (транспорт, металлургия, строительная индустрия, ЖКХ и т.д.) остро стоит вопрос замены оборудования или его модернизации. Это связано с тем, что большая часть основных производственных фондов была создана более 30–40 лет назад, а их износ во многих случаях достиг критического уровня, что может представлять угрозу энергетической безопасности страны. Основная часть оборудования была изготовлена на предприятиях бывшего СССР, а также стран СЭВ (в рамках различных партийных программ и пятилетних планов электрификации, индустриализации и т.д.). Его основные технические характеристики заметно отставали от мировых стандартов, что в немалой степени объясняет неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в сфере энергоэффективности, энергосбережения и экологии бывшего союзного ТЭКа, а также высокую энергоемкость потребляющих отраслей экономики СССР. Следует отметить, что в те времена ТЭК развивался не на рыночной, а на командно-административной основе. На такие категории, как себестоимость добычи нефти и газа, производства электроэнергии, цена сбыта или спроса на внутренних рынках, не говоря уже об энергоэффективности, экологичности или энергоемкости, мало кто обращал внимание. Другими словами, ТЭК был или очень дешевым, или, как и многие другие отрасли советской экономики, не имел рыночной стоимости.

Топливно-энергетический комплекс современной России интегрируется в мировую энергетику, и его продукция имеет рыночную стоимость, которая определяется исходя из мировых цен на нефть, газ, уголь, электроэнергию. Соответственно, это диктует необходимость оснащения российского ТЭКа самыми передовыми энергетическими технологиями. Реализация последовательного курса в этой области могла бы позволить существенно улучшить положение в сфере энергоэффективности, энергосбережения и экологии и в перспективе создать основу для экспорта этих технологий и услуг на мировые рынки.

Большая часть нашего оборудования – трубы, котельные и т.д. – сделана в середине прошлого века. Предприятия, которые их изготовляли, либо уже не существуют, либо нуждаются в модернизации. Есть, конечно, конверсионный потенциал крупных заводов и КБ ВПК. Но, видимо, нужны будут и новые, в том числе небольшие компании. Можно, конечно, просто купить все за рубежом. Но поскольку мы сами обладаем мощным интеллектуальным и промышленным потенциалом в основном необходимо производить оборудование самим. Нужно создавать условия, чтобы и государство, и бизнес, причем не только крупный, но и малый и средний, оказались в этом заинтересованы. Поэтому в РСПП на заседании подкомитета по международному энергетическому сотрудничеству в декабре было выдвинуто предложение на основе обобщения зарубежного опыта разработать рабочую версию деловых кругов проекта федеральной программы (с условным названием «Энергия») по развитию и внедрению передовых технологий и нового оборудования во все отрасли ТЭКа. Покупка технологий необходима, но нужна и инвентаризация отечественных разработок. Технологии есть и у нас, их можно использовать и продавать за рубеж. Производить оборудование тоже можно, и по самым высоким стандартам, да и нет у нас другого выхода. Иначе не найти своего места на мировом рынке.

В связи с этим имеет смысл рассмотреть вопрос о разработке федеральной целевой программы по развитию и внедрению передовых инновационных технологий и оборудования во все отрасли ТЭКа, а также наиболее энергоемкие потребляющие отрасли. Указанная программа могла бы привести к появлению целых кустов современных энергетических технологий в нефтегазовой и угольной отраслях, электроэнергетике, альтернативной энергетике, к развитию отраслей, связанных с энергосбережением, и т.д.

Для этого необходима тщательная проработка по инвентаризации наиболее «узких энергетических мест» российской экономики, соответствующих технологий и оборудования, которые уже внедрены или могут быть внедрены в обозримом будущем в России и за рубежом, определение промышленных предприятий и научных учреждений в России в качестве базовых объектов в этой сфере, включая создание промышленно-энергетических парков в сфере высоких технологий.

Реализация программы «Энергия» дала бы возможность не только существенно укрепить национальную энергетическую безопасность и решить ряд социально-экономических проблем (в том числе создание рабочих мест в производственном секторе), но также достойно выйти на международные рынки современных энергетических технологий и услуг. Если же России удастся повысить энергоэффективность на 40%, то у нас будет сэкономлено очень много нефти, газа и угля. И если экономика станет более энергоэффективной, свое место смогут найти и альтернативные источники энергии. То есть продуктом для бизнеса могут стать не только крупное оборудование для нефтегазовой или электроэнергетической отрасли, но и маленькие котельные, ветряки и т.д. Но это уже будет многопрофильный бизнес, как во всем остальном мире.

Финансирование такой программы могло бы осуществляться как за счет государственных средств, формирующихся из нефтедолларов, так и из частных, включая зарубежные источники. Успех во многом будет зависеть от сбалансированного частно-государственного партнерства, в котором должны принимать участие не только крупный, но также средний и малый бизнес.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2030
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4713
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2575
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2961

Другие новости