Среди стран ЮВА именно Вьетнам начинает реализовывать обширную программу строительства АЭС.
Совершенно очевидно, что во всем мире растет внимание к ядерной энергетике как наиболее отвечающей требованиям настоящего времени. Это прежде всего экологичность и отсутствие выбросов парниковых газов. Развивающиеся страны видят в ней также источник надежного долгосрочного покрытия растущих потребностей в энергии. Особенно это характерно для стран Азии с высокими темпами экономического роста.
Хотя в промышленно развитых странах объемы строительства АЭС сократились, доля атомной энергетики в энергобалансах большинства из них продолжает расти. Это обусловлено значительным продлением срока службы действующих реакторов (в два-три раза), а также увеличением мощностей современных реакторов, возводимых взамен демонтируемых.
На сентябрь 2010 года, по данным МАГАТЭ, в 30 странах существует 441 энергетический реактор и ведется строительство еще 44. По количеству действующих реакторов в мире лидируют США, Франция и Япония – 104, 59 и 54 реактора соответственно.
Японский вызов
Среди азиатских стран Япония является несомненным лидером по развитию атомной отрасли машиностроения. Целевое государственное финансирование ядерных исследований Япония начала в 1954 году. А в 1955 году был принят Основной закон по атомной энергии, который законодательно закрепил использование ядерных технологий исключительно в мирных целях. При этом в законе указаны некоторые принципы развития ядерной энергетики: независимое управление и прозрачность бизнеса, методы строительства и управления, основанные на принципах демократии.
Японские электроэнергетические компании первоначально импортировали реакторы из-за рубежа. Первый коммерческий реактор – Tokai-1 (160 МВт, с газовым охлаждением, построен компанией GEC) был привезен из Великобритании и работал с 1966 до марта 1998 года. После этого на коммерческой основе импортировались только легководные реакторы из США. Затем они строились по лицензии, а уже позже, с конца 1970-х годов, японцы перешли к самостоятельному производству собственных реакторов, разработанных компаниями Hitachi, Ltd., Mitsubishi Heavy Industries, Ltd. и Toshiba Corp. С начала 1990-х годов проводилась работа по повышению технических характеристик легководных реакторов типа BWR и PWR. При этом основное внимание уделялось увеличению мощности реакторов этого типа до 1300–1400 МВт. Эти реакторы маркируются как ABWR и APWR (Advanced – модернизированный).
В настоящее время общая установленная мощность 54 энергетических реакторов на АЭС в Японии 46102 МВт. Темпы строительства АЭС в Японии, как и в других развитых странах, сократились. Из действующих реакторов в 1970-х годах были построены 18, в 1980-х – 16, в 1990-х – 15 и в 2000-х – 5. Но в 2010 году в стадии строительства находилось 4 реактора (5822 МВт), а в 2011–2018 годах намечается начать строительство еще 10 (13 462 МВт). К 2050 году в Японии предполагается довести установленные мощности АЭС до 90 ГВт, а долю АЭС в энергетическом балансе – до 60%.
Стратегия внешней экспансии
Правительство Японии долгие годы практически не оказывало помощи национальным компаниям в выходе на внешние рынки оборудования и услуг в сфере атомной энергетики, по-видимому, полагая, что в конкурентной борьбе достаточно передовых позиций в технике и технологиях. Но, с другой стороны, правительство достаточно финансировало научные исследования в области атомной энергетики и повышало их эффективность.
В 2005 году организации сферы ядерных исследований были объединены в единое Японское агентство атомной энергии (Japan Atomic Energy Agency, JAEA). Частные компании отрасли сформировали свой форум (Japan’s Atomic Industrial Forum, JAIF). Но лишь в 2009 году при JAIF с участием правительства были сформированы Центр международного сотрудничества (JAIF International Cooperation Center, JICC) для развития сотрудничества с государствами, планирующими внедрение атомной энергетики, Международный совет сотрудничества в атомной энергетике (International Nuclear Energy Council), форум для обсуждения проблем международной помощи из представителей правительства и частных компаний, имеющих отношение к атомной энергетике.
Однако роль правительства в этих организациях ограничивалась лишь рекомендациями и оценками. Этого было недостаточно в условиях жесткой конкуренции. Завершающим аргументом в необходимости специальной структуры для объединения и координации усилий не только национальных компаний атомной промышленности, но и правительства в деятельности на внешних рынках стал проигрыш в 2009 году японских производителей реакторов конкурентам из Южной Кореи в получении контракта на строительство четырех реакторов в Объединенных Арабских Эмиратах.
Правительство Японии решило подключиться к борьбе за зарубежные контракты в сфере развития инфраструктуры как одного из направлений «своей стратегии экономического роста». «Мы не можем позволить себе остаться без заказов в Азии, – говорил, имея в виду атомную энергетику, высокопоставленный представитель Министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП) Японии в интервью газете «Асахи» при условии анонимности. – Для этого необходимо добиваться расположения правительств других стран». Эти слова стали энергично осуществляться, что наглядно видно из развития отношений Японии с Вьетнамом в сфере атомной энергетики.
В Японии начал формироваться специальный орган для продвижения японских ядерных технологий на мировой рынок, и прежде всего в Азиатско-Тихоокеанский регион как наиболее перспективный. Организационно он оформился в конце октября 2010 года в виде консорциума International Nuclear Energy Development of Japan (JINED). В него вошли все девять региональных электроэнергетических компаний страны, три корпорации тяжелого машиностроения – Toshiba Corp., Hitachi, Ltd., Mitsubishi Heavy Industries, Ltd., а также полуправительственная Innovation Network Corporation of Japan (JINC). Последняя рассматривается как координатор в продвижении корпораций и компаний Японии на мировой рынок оборудования и услуг в сфере атомной энергетики.
Примечательно, что в августе, еще до создания JINED, весьма представительная японская делегация, включая специалистов по атомной энергетике из государственных учреждений и руководства частных компаний, позднее вошедших в консорциум JINED, посетила Вьетнам. Можно отметить также, что возглавлял группу министр экономики, торговли и промышленности (METI) Масаюки Наосима.
Вьетнамский покер
В ходе визита во Вьетнам члены японской делегации встречались с высшим руководством страны и в беседах демонстрировали свое стремление выиграть заказы на строительство АЭС. Группа представила конкретные предложения по строительству АЭС, включая условия финансовой поддержки и подготовки персонала. На пресс-конференции Масаюки Наосима заявил, что Япония «представила хорошую заявку вьетнамской стороне» и есть надежда, что «вьетнамская сторона восприняла наши предложения».
Продвижение в развитии японо-вьетнамских связей в области атомной энергетики было довольно быстрым. Уже 22 октября, всего через месяц после начала переговоров, как отмечалось в японской печати, министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара заявил, что между Японией и Вьетнамом достигнуто соглашение о сотрудничестве в гражданской ядерной сфере как условия экспорта японских ядерных технологий и оборудования для АЭС во Вьетнам.
По подписанному в ноябре 2010 года соглашению Вьетнам избрал Японию в качестве исполнителя заказа на строительство второй очереди АЭС из двух реакторов в юго-восточной части страны. Но главный расчет руководства JINED делается на получение долгосрочных преимуществ, на закрепление во Вьетнаме с целью получить долю растущей ядерной энергетики этой страны.
Для развития продаж во Вьетнаме JINED планирует использовать не только свои технические и технологические возможности, но также и предоставление по линии правительства финансовой и другой помощи. Рассматриваются планы использования официальной помощи развитию (ODA) для строительства дорог и портов в районе АЭС. Как сообщила недавно газета «Асахи», правительство Японии уже решило предоставить помощь по линии ODA в размере 79 млрд. иен.
В интервью газете «Иомиури» президент консорциума JINED Итиро Такэкуро сказал, что выигрыш контракта обеспечили «согласованные действия правительства и частного сектора». Он также выразил надежду, что «соглашение с Вьетнамом, которое достигнуто, но еще не оформлено официально, вселяет надежду, что это будет способствовать получению контрактов на строительство АЭС в других развивающихся странах». Газета отмечает, что контракт на строительство первой очереди АЭС из двух реакторов получила Россия, а среди конкурентов Японии на строительство второй очереди были также Россия и Франция.
Привлекательность региона побуждает производителей оборудования для АЭС вступать в жесткую конкурентную борьбу за его освоение. Фото Олега Никифорова |
Другие ядерные «тигры»
В Республике Корея (РК) действует 20 реакторов общей мощностью 16810 МВт. По планам правительства РК намечается повысить долю АЭС в энергетическом балансе страны с четверти (25%) в 2008 году до трети (33%) к 2022 году.
В структуре энергетического баланса Китая значительные изменения за счет развития атомной энергетики ожидаются уже в ближайшие годы. В настоящее время баланс поддерживается прежде всего тепловыми электростанциями, работающими на угле, самом «грязном» топливе. В Китае действует целевая средне- и долгосрочная программа по развитию атомной энергетики (2005–2020). На конец 2009 года в коммерческой эксплуатации в Китае было 11 атомных энергоблоков общей мощностью 9080 МВт. Строится 13 реакторов, утверждено строительство еще 24 реакторов. К 2020 году намечается ввести в строй 28 реакторов. Но вполне вероятно, что эта цифра будет превышена. В перспективе намечается построить более 80 реакторов.
Япония, Республика Корея, Китай – страны, способные экспортировать технику и технологии атомной энергетики. Но другие страны региона намерены развивать эту сферу как импортеры. Индия собирается возвести около 80 реакторов, Вьетнам – 18. По прогнозам, большинство развивающихся стран региона также намерены обеспечивать рост потребления энергии за счет строительства АЭС. По крайней мере в 18 других странах Южной и Юго-Восточной Азии к 2030 году планируется построить 74 реактора.
Корейский вызов
Среди азиатских стран на региональный рынок реакторов и оборудования для АЭС наиболее целеустремленно и в какой-то мере успешно выходит Республика Корея. Обеспечивается это поддержкой руководства страны, которое считает, что потребность в наращивании мощностей ядерной энергетики в регионе будет расти, и это позволяет корейским компаниям рассчитывать на заказы по возведению до 80 реакторов в развивающихся странах к 2030 году.
Японские средства массовой информации обратили внимание на успех южнокорейского концерна Korea Power Engineering (KOPEC) в борьбе за контракт в 40 млрд. долл. на строительство четырех реакторов в Объединенных Арабских Эмиратах, подписанный в декабре 2009 года. По мнению японских экспертов, контракт был выигран южнокорейским концерном после того, как сделка получила мощную всестороннюю поддержку от государства. Газета «Асахи» отмечает, что содержание контракта «шесть раз обсуждалось на уровне глав государств». Южнокорейцам уступили французский концерн AREVA, японо-американская группа General Electric-Hitachi, Ltd., которые рассматривались как фавориты в торгах.
Правительство Южной Кореи и деловые круги страны внимательно следят за любыми возможностями приложения своего опыта и использования технологической базы в строительстве АЭС в регионе. Например, как только руководство Филиппин приняло решение расконсервировать реактор на своей АЭС (Bataan), первой свои услуги в этом предложили южнокорейские корпорации. По оценке специалистов, Филиппины идут «на шаг» впереди соседних стран в освоении атомной энергии, и это учитывают корейские производители оборудования для АЭС. Перспективной в плане развития атомной энергетики в Сеуле рассматривают и Малайзию.
Китайский путь
Что касается Китая, то с самого начала в 1979 году в Китае «политики реформ» был принят курс на достижение самостоятельности в проектировании и строительстве АЭС. Сохраняется этот курс и в настоящее время. Главным фактором при этом является привлекательность Китая как рынка АЭС, в том числе и для России.
Строительство АЭС «Тяньвань» – крупнейший реализованный проект технико-экономического сотрудничества Китая и России. Первая очередь этой АЭС (реакторы № 1 и № 2) вступила в строй в декабре 2007 года. В сентябре 2010 года во время визита в КНР президента РФ Дмитрия Медведева был подписан контракт по техническому проекту о строительстве реакторов № 3 и № 4. После завершения строительства на АЭС будет работать 9 блоков общей мощностью 10 000 МВт.
Руководство Китая целенаправленно дифференцирует заказчиков, используя конкуренцию за контракты на строительство АЭС между национальными компаниями США, Франции, России и Канады, а также международными корпорациями AREVA–Mitsubishi (Франция–Япония), Toshiba–Westinghouse (Япония– США), General Electric–Hitachi (США–Япония). При этом зарубежные технологии передаются Китаю через консорциумы с участием китайской государственной компании Nuclear Power Technology Corp. Контрольный пакет акций консорциумов остается у китайской компании, во многом поэтому коэффициент национализации оборудования на АЭС в Китае свыше 70%.
Все энергоблоки зарубежных компаний на АЭС Китая – реакторы второго и третьего поколений, предпочтение отдается новейшим разработкам. Так, на АЭС «Хайян», провинция Шаньдун, в 2009 году начато строительство двух энергоблоков третьего поколения АР1000, разработанных американской компанией Westinghouse Electric. Мощность каждого 1,25 ГВт. В том же году такие же энергоблоки начали возводиться и на АЭС «Саньмэнь», провинция Чжэцзян, Восточный Китай. На АЭС «Тайшань», провинция Гуандун, юг страны, в 2009 году начато возведение французского реактора EPR (мощность 1,75 ГВт). При этом создано совместное предприятие, в котором китайской стороне принадлежит 70% акций, французской – 30%.
На заседании экспертов, представителей различных организаций сферы атомной энергетики КНР в мае 2010 года был сделан вывод, что «в Китае сложились условия для экспорта АЭС мощностью 1000 МВт и освоения мирового рынка». Генеральный директор Китайской национальной ядерной корпорации Сунь Цинь, по данным russian china.org.cn, заявил, что «это важный шаг в реализации стратегии по освоению зарубежных рынков на основе научно-технических инноваций».
Пока основной страной в этом плане стал во многом по политическим соображениям Пакистан. В этой стране при непосредственной помощи и участии Китая построены два реактора, запланировано строительство еще двух. Агентство Reuters сообщало, что китайская национальная ядерная корпорация (China National Nuclear Corp., CNNC) ведет переговоры о строительстве в Пакистане реактора мощностью уже в 1000 МВт.
Индия в поиске
Индия, лишь немного уступая Китаю по численности населения, значительно отстает от него в электроэнергетике. У Китая ежегодный прирост мощностей около 50–60 ГВт, у Индии 8–10 ГВт. Индийский рынок энергетического оборудования в Японии рассматривается как весьма перспективный, особенно рынок АЭС. Однако Япония весьма остро прореагировала на индийские ядерные испытания в 1998 году, практически свернув экономические отношения. Но соглашение 2008 года между США и Индией о ядерном сотрудничестве в гражданской сфере и утверждение соглашения членами Nuclear Suppliers Group (NSG) вызвали изменения японских подходов к развитию отношений с Индией и к ее ядерному потенциалу. Получив одобрение NSG, Индия подписала соглашения о ядерном сотрудничестве в гражданской сфере с Великобританией, Францией, Россией, Казахстаном, Намибией, Анголой, Канадой. Японии весьма трудно не подключиться к этому процессу. Важным импульсом для развития экономических отношений Японии с Индией будет скорейшее заключение двустороннего соглашения о сотрудничестве в ядерной энергетике, подчеркивается в редакционной статье газеты «Асахи».
Япония на переговорах с Индией по соглашению о ядерном сотрудничестве в гражданской сфере пытается включить в него положения о прекращении действия соглашения в случае проведения Индией испытаний ядерного оружия. Но Токио вряд ли добьется согласия на это со стороны Индии, хотя бы потому, что такого условия нет в аналогичном американо-индийском соглашении. Нет сомнений в том, что компромисс будет найден и соглашение будет подписано. Это откроет индийский рынок для японских производителей реакторов и оборудования для АЭС.
Фактически в субрегионе Южной и Юго-Восточной Азии формируется объемный рынок в сфере атомной энергетики. На его развитие влияет сложное переплетение экономических и в не меньшей мере политических факторов. Субрегион на десятилетия становится привлекательной сферой приложения капитала промышленно развитых стран в сектор атомной энергетики. Это побуждает мировых производителей оборудования для АЭС из США, Франции, России, ведущих стран региона – Японии, Республики Кореи, а с недавних пор и Китая уже сейчас вступать в жесткую конкурентную борьбу за его освоение.