0
3244
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.11.2010 00:00:00

Проблемный переход на новый уровень

Павел Безруких

Об авторе: Павел Павлович Безруких - доктор технических наук, академик, секретарь секции "Энергетика" РИА, председатель комитета ВИЭ РосНИО, председатель подкомитета ВИЭ Комитета энергетической стратегии ТПП.

Тэги: энергосбережение, энергоемкость, энергия


энергосбережение, энергоемкость, энергия Умные счетчики иногда выглядят непрезентабельно.
Фото с сайта PhotoXPress.ru

За последние три года в России сделаны значительные сдвиги в области обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Наиболее значительные из них: указ президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», а также федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Несомненно, эти два документа сыграли значительную роль в постановке задачи, однако отсутствие научной проработки в законе и подзаконных актах, а также отсутствие широкой разъяснительной работы значительно снизили возможности решения задачи – повышения энергетической эффективности экономики.

В научном понимании энергоэффективная экономика должна включать три компонента: 1) эффективность использования ТЭР при их производстве (добыче), транспортировке и потреблении (использовании); 2) эффективность использования минерально-сырьевых ресурсов на всех стадиях жизненного цикла, а также материалов и изделий; 3) использование ВИЭ для производства электрической и тепловой энергии.

При этом все три компонента должны развиваться или функционировать с учетом экологических ограничений и минимализации вредного влияния на среду обитания человека.

К сожалению, о втором компоненте в вышеперечисленных документах даже не упоминается, хотя в материально-сырьевых ресурсах, материалах и изделиях содержится овеществленная энергия, затраченная на их добычу и изготовление.

О возобновляемой энергетике в указе президента содержатся прямые указания, но они практически не исполняются. В федеральном же законе по возобновляемой энергетике имеются декларативные, а по сути, двусмысленные требования, в которых в качестве критериев оценки работы субъектов указано: «увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) ВИЭ». Другими словами, если есть вторичные энергетические ресурсы, а они появляются в основном в металлургии, химических и перерабатываемых предприятиях, то ВИЭ можно не использовать.

Необходимо по возможности сблизить позиции науки, законодателей и руководителей государства и ведомств. И здесь, по мнению автора, непочатый край работы. Как известно, указом президента РФ от 4 июля 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена задача снизить к 2020 году энергоемкость ВВП РФ не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. Задача конкретная, но она понимается зачастую неправильно, а именно – как снижение энергопотребления на 40%. Такую трактовку приходилось слышать автору из уст депутатов ГД РФ. Нетрудно предположить, что они отражают понимание проблемы значительной части наших новых «эффективных» менеджеров. Далеко не все понимают, что речь идет об «удельной энергоемкости», суть термина раскрывается ниже.

Понятия «энергоэффективность», «энергосбережение» и ряд других в Федеральном законе Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отражают понимание предмета наших всезнающих экономистов и юристов, но не научное содержание предмета.

Представляется исключительно важным определиться в основных понятиях, отражающих суть работы и правовых отношений в рассматриваемой области. К таковым относятся: энергосбережение, энергоемкость, энергопотребление, энергоэффективность.

Газетная статья, видимо, не та «площадка», на которой следует вести научные споры. Но чтобы была понятна суть, приведем лишь один пример. В принятом законе № 261-ФЗ даны также определения «энергосбережения» и «энергоэффективности»:

энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Неудивительно, что при таких определениях энергосбережение понимается как «уменьшение объема ТЭР», а энергетическая эффективность как отношение полезного эффекта к затратам. Хотя это отношение может быть всяким: низким, средним, высоким, то есть «хорошим», «средним», «плохим». Что же предлагает автор? Предлагается понимать «энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственно-технологических и экономических мер, направленных на энергоэффективное производство и использование ТЭР». Осталось определить, что такое энергоэффективное использование ТЭР, но к нему мы вернемся ниже, определив его через понятия «энергоемкость» и «энергопотребление».

Понятие «энергоемкость» в политике и экономике употребляется в макроэкономическом, научном и производственном смыслах.

У всех на слуху понятие энергоемкость внутреннего валового (регионального продукта) – ВВП (ВРП) и тот факт, что она, по данным МЭА, в 2007 году по паритету покупательной способности выше (то есть хуже), чем в США – в 2,1 раза, Великобритании – 3,5 раза, Франции – 2,8 раза, Канаде – 1,6 раза. Здесь речь идет об «удельной энергоемкости».

Следует иметь в виду, что «удельная энергоемкость» ВВП (ВРП) – это отношение потребленных за год в стране (субъекте РФ) ТЭР к сумме товаров и услуг, выраженной в денежной форме, – валовому или региональному продукту. Она измеряется в тоннах условного топлива (в угольном или нефтяном эквиваленте) на 1000 руб. или долларах США.

Это расчетная величина. И если числитель (объем использованных ТЭР) может подсчитать большинство энергетиков, то знаменатель ВВП (ВРП) может подсчитать далеко не каждый экономист. Вот и получается, что отвечать за этот показатель никто не может. А при сравнении с другими странами следует учитывать почвенно-климатические условия, огромную протяженность транспортных сетей в России, а также уровень развития экономики страны.

Далеко не всем известно, что у многих развивающихся стран удельная энергоемкость ВВП ниже (то есть лучше), чем в США: у Кубы в 2 раза, Турции – 1,7 раза, Индии – 1,3 раза, Чили – 1,25 раза.

Важный вывод состоит еще и в том, что удельную энергоемкость ВВП можно снижать (улучшать показатель), увеличивая цены на товары и услуги. И так называемая сопоставимость цен – это также мало кому известная категория. Итак, удельная энергоемкость ВВП дает всего лишь ориентировку сравнительного положения с энергоэффективностью, а не является главным показателем.

Энергоемкость в научном смысле определяется как полная энергоемкость продукции – величина энергии и/или топлива, израсходованная на изготовление определенного объема продукции, включая расход на добычу, транспортировку, переработку полезных ископаемых и производство сырья, материалов, деталей, с учетом коэффициента использования сырья и материалов.

Определение такой энергоемкости продукции является очень сложной задачей, поскольку для этого необходимо знать энергетические затраты на все технологические процессы и виды работ, сопровождающие получение, например одной тонны свинца в слитках, начиная от добычи руды, включая все транспортные и погрузочно-разгрузочные oпeрации, а также «выход» свинца из руды. Поэтому определение полной энергоемкости продукции – это научная задача, которая, однако, имеет практическое очень важное значение. Зная полную энергоемкость основных видов продукции можно с большой точностью определить потребность в энергии на значительный прогнозный период.

Энергоемкость в производственном смысле определяется как энергоемкость производства продукции – величина расхода энергии и/или топлива на основные и вспомогательные технологические процессы и общезаводские энергетические нужды на изготовление определенного объема продукции, выполнение работ, оказание услуг. На этом понятии основаны семантически близкие понятия «энергоемкая отрасль», «энергоемкое предприятие», «энергоемкая технологическая процессия» и т.п.

Однако сам по себе объем потребления энергии и/или топлива ничего не говорит об энергоэффективности, поскольку «большое» потребление ТЭР может быть связано с различным объемом выпускаемой продукции, объемом услуг или выполняемой работы.


Счетчик – неотъемлимая составная часть умного дома.
Фото с сайта PhotoXPress.ru

Мерой или показателем энергоэффективности является удельная энергоемкость производства продукции – величина расхода энергии и/или топлива на производство единицы продукции, работы, услуг, выраженная в натуральных единицах (шт., кг, кВт-ч и т.п.). Удельная энергоемкость производства продукции определяется делением энергоемкости производства продукции на объем производства продукции за определенный период. Обычно за год. Другими словами, все предметы, окружающие нас, от письменных принадлежностей до машин, механизмов, домов и сооружений и т.п., имеют свою энергоемкость, то есть затраченный непосредственно на их создание объем топлива и/или энергии. Но все виды продукции, работ и услуг разделяются на две категории: а) не требующие ТЭР в процессе своего функционирования и б) потребляющие топливо и/или энергию в процессе функционирования. Вторая категория кроме понятия «энергоемкость» характеризуется также понятием «энергопотребление» – величина энергии и/или топлива, потребляемого установкой, машиной, механизмами, технологическим процессом и т.п. в процессе функционирования по прямому назначению. И в этом случае мерой или показателем энергоэффективности является удельное энергопотребление – величина расхода энергии и/или топлива на производство единицы продукции, работы или услуг. Классические примеры – расход топлива автомобилем на 100 км, удельный расход условного топлива на производство электрической или тепловой энергии (кг у.т./кВт-ч, кг у.т./Гкал).

Безусловно, понятия «энергоемкость» и «энергопотребление» связаны между собой, однако они отражают разные стадии жизненного цикла любого изделия: его изготовление и его функционирование.

Из сказанного выше вытекает понятие «энергоэффективность использования ТЭР» – достижение научно обоснованных значений (лучших мировых достижений) потерь топлива и/или энергии на всех стадиях жизненного цикла, а также удельной энергоемкости производства продукции и удельного энергопотребления продукции, работ, услуг при соблюдении ограничений техногенного влияния на окружающую среду процессов добычи, транспортировки и переработки топлива, производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии.

Указанные выше определения четырех основных и производных от них понятий и должны составить научную, терминологическую основу разработки правового обеспечения энергосберегающей и энергоэффективной политики.

Далее, казалось бы, все просто по существу, но достаточно сложно в условиях непонятной экономики России.

Просто потому, что определить удельную энергоемкость основных видов продукции при желании возможно. Определив удельную энергоемкость, например, производства стали, алюминия, цемента, бензина, нефти, пшеницы, картофеля и т.д. (кг условного топлива на тонну), сравниваем с мировыми достижениями или показателями, определенными в результате научных исследований и энергетических обследований предприятий, и определяем технологические, технические, организационные мероприятия достижения этих показателей. Главное достоинство этого подхода в том, что он понятен каждому образованному человеку. И показатели можно проверить без особого труда. Следует иметь в виду, что энергоемких отраслей (точнее, видов продукции и работ) не так уж много – около 25–30, но они потребляют около 75% всех ТЭР. Кстати, такая целенаправленная работа по определению удельной энергоемкости велась в советское время силами специалистов «Госэнергонадзора». Для достижения успехов в снижении удельной энергоемкости продукции и работ необходимо восстановить в каком-то виде эту структуру.

Но это только часть, хотя и главная, работы по снижению удельной энергоемкости ВВП (УЭ ВВП), она ведет в основном к уменьшению числителя дроби по определению УЭ ВВП, хотя и влияет на увеличение знаменателя.

Вторым компонентом этой работы является ресурсосбережение, то есть снижение расхода материалов, комплектующих изделий и затрат труда на производство единицы продукции. Мероприятия по ресурсосбережению, снижению удельной энергоемкости и удельного энергопотребления при производстве основных видов продукции и работ могут и должны привести к определенному снижению энергоемкости ВВП. Однако такого цельного понимания проблемы не видится ни у законодательной, ни у исполнительной власти. Итак, разобравшись с понятиями и сутью проблемы энергоэффективности, рассмотрим ситуацию с положением дел в повышении энергетической эффективности российской экономики. Основополагающим документом после упомянутых указа президента и федерального закона стало постановление правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

По федеральному закону (статья 48, п. 3) такие программы субъекта РФ должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Фактически девять месяцев отводилось на работу (составление программы), требующую годовой работы значительного количества квалифицированных специалистов, которые прежде всего должны были провести энергетические обследования своих объектов. Но этого-то им не разрешили делать, т.к. по закону энергетические обследования поручалось проводить саморегулирующимся организациям, уполномоченным для такой работы. Формирование этих организаций закончилось в сентябре–октябре, то есть через месяц после срока окончания работы над программами. Серьезно замедляло весь ход работ постоянное запаздывание с выходом необходимых документов. Вот и постановление правительства № 1225, помеченное датой 31 декабря 2009 года, фактически вышло в марте 2010 года.

Но это только одна из бед. Указанным постановлением установлен перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по разным направлениям в следующем количестве: общие показатели – 8, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов – 8, в бюджетном секторе – 28, в жилищном фонде – 32, в системах коммунальной инфраструктуры – 6, в транспортном комплексе – 3.

Итак, всего имеем 85 показателей. Ясно, что при таком количестве показателей эффективно управлять энергоэффективностью невозможно. При этом исходная информация для расчета более чем наполовину не содержалась ни в статистической, ни в бухгалтерской отчетности. А значительная часть информации, касающейся федерального и ведомственного подчинения, была недоступна региональным властям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1460
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
918
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
656
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
908

Другие новости