0
2604
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.10.2010 00:00:00

Принципы для миноритариев

Нина Пусенкова

Об авторе: Нина Николаевна Пусенкова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: ннк, нефть, мнк


ннк, нефть, мнк Нефтяная политика России пребывает где-то в зоне между Венесуэлой и Алжиром.
Фото Reuters

Отношение национальных нефтяных компаний (ННК) к мейджорам во многом зависит от мировых цен на нефть, сложности и дороговизны проектов и ситуации с нефтегазодобычей в стране. Ведь ННК, хоть и окрепшие финансово и технологически, пока не могут обойтись без международных нефтяных компаний (МНК).

Нефтяные страны придерживаются разных моделей поведения.

1. Изоляционистская. Она ярче всего проявляется в Мексике. Доказанные запасы нефти в стране снизились с 52 млрд. барр. (1989 год) до 11,7 млрд. барр. (2009 год), а добыча – с 3,3 млн. барр. в день (1999 год) до 2,9 млн. барр. в день (2009 год). Если Petroleos Mexicanos (Pemex) – мексиканская государственная нефтегазовая и нефтехимическая компания не переломит тенденцию, стране придется через 5 лет импортировать нефть, а ее долю на рынке США захватят другие поставщики.

Старение мелководного месторождения Cantarell, дающего 60% нефти страны, – бедствие для Pemex. Еще в 2004 году добыча на нем составляла 2,1 млн. барр. в день, а в 2009 году – упала до 700 тыс. барр. в день.

Pemex уповает на наземную структуру Chicontepec, открытую в 1926 году. Она содержит 139 млрд. барр. ресурсов нефти, но ее не разрабатывали из-за слишком сложной геологии. Не скоро добыча на Chicontepec достигнет пика в 400 тыс. барр. в день.

У компании просто нет навыков по управлению такими крупными и сложными проектами, а перенять их не у кого. Ведь Pemex в отличие от многих ННК не может создавать в стране СП с иностранными энергетическими корпорациями. Она только приглашает сервисные компании как субподрядчиков. Но сервисные компании оказывают специализированные услуги, а СП с мейджорами привнесли бы в страну современную технологию, производственную практику и системы управления.

2. Экстремистская. Эту модель реализует Венесуэла. Государственная компания PDVSA была создана в 1975 году, когда Каракас в первый раз национализировал свою нефтянку.

К началу 1990-х годов стало ясно: PDVSA не способна самостоятельно увеличить добычу. Каракасу снова пришлось открыть отрасль для местного частного и иностранного капитала. Так, были созданы стратегические ассоциации с мейджорами для добычи сверхтяжелой нефти, которая составляет 45% запасов страны. Мейджоры получили в ассоциациях контрольные пакеты и весомые налоговые льготы и быстро наладили добычу.

Но с приходом к власти президента Уго Чавеса в 1999 году энергетическая политика вновь изменилась: повысились налоги, и выросла доля PDVSA во всех проектах с иностранцами.

В 2007 году Каракас вынудил ConocoPhillips, Chevron, ExхonMobil, BP, Statoil и Total передать PDVSA операционный контроль в четырех проектах по апгрейду сверхтяжелой нефти, которые давали четверть венесуэльской нефтедобычи. PDVSA, бывшая в них младшим партнером, получила 60%. ConocoPhillips и ExxonMobil с громким скандалом ушли из страны.

PDVSA поступает с иностранцами жестко, но сама от этого страдает. Ее долг иностранным поставщикам и подрядчикам вырос до 7,6 млрд. долл. к концу 2008 года из-за падения цен на нефть. PDVSA стала требовать от них снижения расценок на 40%. Подрядчики на это не пошли. Тогда в мае 2009 года Венесуэла национализировала активы 60 сервисных компаний. Это уменьшило ее долг, но сильно подпортило имидж. И финансовые последствия наступили быстро. Агентство Standard&Poor’s в июне снизило кредитный рейтинг PDVSA с ВВ– до B+ (четыре ступени ниже инвестиционного уровня). Теперь PDVSA будет труднее привлекать средства на рынках капитала.

Каракасу приходится считаться с реальностью кризиса – в 2008 году было решено выставить на аукцион лицензии на семь месторождений в районе Carabobo. Но мейджоров беспокоила экономика проектов при текущих ценах на нефть и высоких налогах. Международные компании волновала и гарантия соблюдения контрактов Венесуэлой. Кроме того, они видели, что PDVSA едва справлялась с ролью оператора четырех проектов по апгрейду, которую она взяла на себя в 2007 году.

Раунд Carabobo состоялся в начале 2010 года. Две лицензии из трех предлагавшихся были выданы консорциумам во главе с Repsol-YPF и Chevron. Победители создали СП с PDVSA, где та имеет 60%, и обещали инвестировать 30 млрд. долл. в оба проекта и довести добычу по ним до 400 тыс. барр. в день к 2016 году.

Если проект Carabobo увенчается успехом благодаря иностранцам, то Венесуэла увеличит свою падающую добычу нефти – ведь она снизилась с 3,1 млн. барр. в день в 1999 году до 2,4 млн. барр. в 2009 году.

3. Оппортунистская. Ее применяет Алжир, который открывает upstream для иностранцев, но часто резко меняет свою политику.

Алжир национализировал нефтегазовый сектор в 1970–1971 годах. Сразу стали падать нефтедобыча и доходы бюджета. Поэтому пришлось ввести новые правила для иностранцев, чтобы вернуть их в страну.

Потом, когда в 1985 году рухнули мировые цены на нефть, Алжир в следующем году был вынужден принять закон, который облегчил доступ мейджорам к сектору и снизил налоги. Но при этом он ввел государственную монополию на разведку, добычу и транспортировку углеводородов.

Иностранцы негативно восприняли этот закон и присутствие в стране расширять не стали.

Тогда в 1991 году был принят новый закон, который внес поправки, выгодные для международных инвесторов. И если до 1990-х годов существовала лишь горстка партнерств между Sonatrach и иностранцами, то к 1999 году в стране работало уже 25 зарубежных компаний.

Однако к началу 2000-х стало ясно: нужно сделать Sonatrach коммерчески эффективной организацией и активнее привлекать иностранные компании.

В апреле 2005 года был принят закон, который покончил с монополией Sonatrach. Теперь он должен конкурировать за лицензии наравне с иностранцами. МНК не нужно было образовывать партнерства с Sonatrach, и их доля не ограничивалась 49%.

Благодаря закону 2005 года для алжирского нефтегазового сектора могла начаться новая жизнь. Но закон замышлялся при низких ценах на нефть в начале 2000-х, когда было крайне важно привлечь иностранные компании. При растущих ценах на нефть он показался Алжиру невыгодным. Под давлением оппозиции президент страны в 2006 году внес в него поправки: Sonatrach вернул доминирующее положение в отрасли, был введен новый налог на прибыли МНК.

Эксперты опасались, что эти изменения – новое проявление ресурсного национализма.

Но ресурсный национализм хорош при высоких ценах на нефть. Когда они падают, нефтяные страны становятся интернационалистами. Глобальный кризис и проблемы с нефтегазодобычей заставили Алжир пересмотреть отношение к мейджорам.

Ведь Алжир еще в 2005 году сформулировал стратегическую цель – увеличить экспорт газа до 85 млрд. куб. м к 2010 году и 100 млрд. куб. м к 2015-му. Но добыча снижалась, а внутренний спрос быстро рос. За 2005–2009 годы были запущены только два крупных газовых месторождения с участием ВР и Statoil. Сейчас на 85 млрд. куб. м надеются выйти только в 2012–2013 годах.

Отношение к иностранцам особенно изменилось между 7-м и 8-м лицензионными раундами.

Седьмой раунд прошел в июле 2008 года на пике нефтяных цен. Мейджоры должны были помочь Алжиру в развитии upstream и предложить Sonatrach эквивалентные активы в других странах. В результате из 16 выставленных на тендер блоков только четыре лицензии обрели хозяев – ENI, BG Group, E.ON и «Газпром», хотя сначала интерес проявили более 50 игроков. Алжир обвинил глобальный кризис в этом фиаско, но, похоже, условия тендера были слишком жесткими.

Затем в кризисный 2009 год Алжир организовал новый раунд, выставив девять газовых участков. Страна усвоила урок 2008 года, поскольку теперь участники могли высказать свои пожелания по поводу блоков и мейджоры больше не требовали предлагать Sonatrach эквивалентные активы.

Звездой тендера стал блок Ahnet, лицензии на который получил Sonatrach и консорциум во главе с Total, которые собираются до 2014 года инвестировать в него 1,5–2 млрд. долл. Но в целом этот раунд, где были выданы только три лицензии из 10, также разочаровал алжирское правительство.

Стараясь улучшить имидж страны, глава Sonatrach заявил в 2009 году, что Алжир проводит политику открытых дверей для иностранных компаний.

4. Прагматическая. Эту модель успешно реализует Норвегия. Создание нефтегазового технического и производственного потенциала было политическим приоритетом для Норвегии. Поскольку на заре нефтяной эры в Северном море у Норвегии не было своей базы для развития нефтегазовой промышленности, ей пришлось приглашать иностранные компании.

Лицензионные соглашения обусловливали передачу технологии от международных корпораций к норвежским. Механизм концессий также стимулировал иностранцев использовать местную рабочую силу, обучая ее.

С самого начала государственная Statoil имела 50% во всех открытых месторождениях. Поскольку Statoil вступала в право собственности после открытия, она не несла геолого-разведочный риск и имела доступ к опыту и знаниям других компаний.

В 1990 году Statoil образовала альянс с ВР. Благодаря этому затраты Statoil на создание нового бизнеса уменьшались, особенно в использовании квалифицированных кадров.

Компания сотрудничала и с ConocoPhillips, которая не только разрабатывала решения, применявшиеся на континентальном шельфе Норвегии, но и выводила на мировую арену норвежскую технологию и компании.

Россия в этом модельном ряду находится между Алжиром и Венесуэлой. Но экономически выгоднее следовать модели Норвегии, которая последовательно создавала стабильные условия для мейджоров, при этом четко соблюдая национальные долгосрочные, а не сиюминутные интересы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
639
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
547
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
471
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
617

Другие новости