Схема работы компьютерной программы по экологии перевозок.
Схема из архива автора
Разработанная в Германии компьютерная программа EcoTransIT World (www.ecotransit.org) открывает возможность подсчитать энергетические расходы и объем эмиссии углекислого газа практически на всех видах грузового транспорта, причем не только на маршрутах в Европе, но и по всему миру.
Все чаще транспортные и экспедиторские компании, в первую очередь на Западе, планируют грузовые перевозки не только с учетом финансово-экономических факторов, но и экологических критериев. Невысокие показатели эмиссии углекислого газа все в большей степени становятся дополнительным аргументом для привлечения клиентов. Но и с хозяйственной точки зрения в условиях роста сборов и налогов, а то и штрафов за излишние выбросы в атмосферу углекислого газа низкая эмиссия дает транспортникам, причем как заказчикам, так и исполнителям, заметные преимущества.
Все эти факторы стали актуальным поводом для появления электронной программы EcoTransIT World. Ее разработали в консорциуме, сформированном из специалистов дочерних предприятий АО «Немецкие федеральные железные дороги» (DB Schenker, DB Umweltzentrum), Международного союза железных дорог (UIC) и семи других европейских железнодорожных компаний: Railion AG, Schweizerische Bundesbahnen (SBB), Green Cargo AB, Trenitalia S.p.A., Societe Nationale des Chemins de fer Francais (SNCF), Red Nacional de los Ferrocarriles Espanoles (RENFE) и Societe Nationale des Chemins de fer Belges (SNCB). Начиная с 2000 года названные железнодорожные компании как партнеры в рамках проекта предоставляли свои базы данных для разработки совместного программного продукта, в котором, естественно, учитывались национальные директивы и правила. Научно-обоснованные методы подсчетов были также подготовлены двумя независимыми немецкими организациями – исследовательским институтом Institut fuer Energie und Umweltforschung (IFEU) из Гайдельберга и консалтинговой фирмой Rail Management Consultants GmbH (RMCon), которые за минувшие 25 лет разработали стандарты для подсчета воздействия различных видов транспорта на окружающую среду. Этой методикой пользуется, между прочим, и Европейское агентство по вопросам окружающей среды (EUA).
С помощью данной программы любое заинтересованное юридическое или физическое лицо может точно подсчитать энергетические затраты и объем эмиссии углекислого газа всей транспортной цепочки от А до Я, выбрать наиболее оптимальные варианты как с точки зрения маршрута, топологии и вида транспорта, так и с экологической точки зрения. Естественно, что, как правило, не обойтись без комбинированного решения и определенного числа перевалочных пунктов, что расширяет и количество потенциальных вариантов, и палитру различных видов грузового транспорта. В результате можно остановить свой выбор на том варианте, который, по мнению заказчика, наиболее оптимально отвечает как экономическим, так и экологическим представлениям. С недавних пор такая программа, доступная в Интернете любому потребителю, существовала только для европейской части континента, ныне же ее новейшая версия охватывает весь мир.
Пользователь может виртуально «отправить» свой груз практически из любой точки планеты, а электронно-вычислительная машина выдаст ему маршрут от склада или фирмы-производителя до ближайшего грузового железнодорожного терминала, речного или морского порта либо аэропорта. Тут же можно найти расписания движения, иную сопутствующую полезную информацию. Следующий этап – теоретическое определение объема эмиссии углекислого газа на конкретном маршруте. В связи с этим уместно привести хотя бы один конкретный пример. Возьмем транспортировку стандартного 20-футового контейнера (TEU) из Пекина в Гамбург. Самый быстрый вариант, естественно, – это авиационный транспорт. Однако выброс СО2 в атмосферу, включая автомобильную доставку груза в аэропорт и из аэропорта, составит 56,4 тонны. Морским путем, который по времени существенно продолжительнее, экологический баланс составит от 2,5 до 3,5 тонны СО2 в зависимости от скорости судна. Наиболее приемлемым с точки зрения защиты окружающей среды на указанном маршруте однозначно является железнодорожный транспорт – 1,9 тонны СО2 (с учетом использования автомобильного транспорта для доставки контейнера на терминал и до клиента). Да и по времени в пути он как минимум в два раза быстрее морского транспорта.
Программа EcoTransIT World с немецкой щепетильностью способна учитывать и топливно-энергетические расходы, в том числе даже такие нюансы, как вид производства электроэнергии – с использованием невосполнимого природного сырья или же альтернативных источников. Она предназначена для достаточно широкого круга клиентов – производственных предприятий любого размера и уровня, отправителей грузов, логистических фирм, экспедиторов, а также не в последнюю очередь для политиков, специализирующихся в области транспорта, представителей экологических и иных неправительственных организаций. Результаты подсчетов представляются в виде диаграмм, позволяющих быстро сравнить различные альтернативные варианты, легко выявить «сильные» или же «благоприятные» стороны того или иного вида транспорта на конкретном маршруте.