0
3907
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.09.2010 00:00:00

Картель как антикартельное оружие

Станислав Жизнин

Об авторе: Станислав Захарович Жизнин - доктор экономических наук, профессор МИЭП МГИМО (У) МИД РФ, президент Центра энергетической дипломатии и геополитики.

Тэги: опек, газ, картель, фсэг


опек, газ, картель, фсэг Алексей Миллер как лоббист газового картеля убежден в своей правоте.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В мировой газовой отрасли в отличие от нефтяной промышленности не были образованы неформальные межкорпоративные картели наподобие картеля так называемых семи сестер, принципы деятельности которого нашли отражение в деятельности ОПЕК. Международное взаимодействие в газовой сфере на корпоративном уровне получило свое развитие начиная с 1931 года, когда был учрежден Международный газовый союз (МГС), который объединяет газовые ассоциации и компании из более чем 70 стран мира. Основными форумами, организуемыми МГС, являются мировые газовые конгрессы, проводимые каждые три года. Кроме того, важную роль в развитии сотрудничества в Европе играет Европейский союз газовой промышленности (Еврогаз), в котором представлены ведущие европейские газовые компании и их ассоциации. ОАО «Газпром» и Российское газовое общество поддерживают активные контакты с обоими союзами. Что касается межгосударственного сотрудничества в газовой сфере, то этот вопрос поднимался и в рамках ОПЕК, правда, безуспешно, при том, что многие члены этой организации обладают большими запасами газа и являются его экспортерами.

Немного истории

Вопрос об объединении стран – экспортеров газа для защиты их коллективных экономических интересов в отношениях со странами-импортерами обсуждается с начала 90-х годов прошлого века. Идея создания газовой ОПЕК была озвучена в 1999 году на газовом форуме в Париже, однако получила негативную оценку со стороны основных стран – импортеров газа, и особенно крупного европейского экспортера Норвегии. В 2000 году с аналогичной инициативой выступил Иран, который предложил создать газовую ОПЕК регионального масштаба с участием стран Каспийского региона. И эта идея не получила поддержки со стороны России и других каспийских государств. В 2002 году в рамках саммита СНГ в Алма-Ате было объявлено о намерении России, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана образовать Евразийский газовый альянс, в рамках которого эти страны намеревались координировать экспортную политику и наладить совместное управление и эксплуатацию газопроводной системы Средняя Азия-Центр (САЦ). В дальнейшем эти намерения не были реализованы из-за сложности в отношениях между Туркменистаном и Узбекистаном.

На межминистерской встрече в Тегеране 19–20 мая 2001 года с участием Алжира, Брунея, Индонезии, Ирана, Малайзии, Нигерии, Катара, Омана, России, Туркменистана было принято решение о форуме стран – экспортеров газа (ФСЭГ). В Каире 14–15 марта 2005 года было принято решение о создании Исполнительного бюро ФСЭГ, в которое вошли по одному эксперту от каждой из сторон.

Московский рубеж

До 2008 года деятельность ФСЭГ носила неформальный характер и главным образом ограничивалась обменом мнениями и данными по различным аспектам добычи, транспортировки и реализации газа. Однако в дальнейшем в связи с развитием ситуации на основных рынках сбыта страны-производители приняли решение об изменении принципов деятельности ФСЭГ, его институциализации в целях более действенной защиты своих интересов. Это в немалой степени связано с перспективами развития глобального рынка СПГ.

Решение о преобразовании действовавшего Форума стран – экспортеров газа в качестве неформального объединения в международную организацию было принято в ходе 7-й министерской встречи ФСЭГ 23 декабря 2008 года в Москве. В настоящее время членами ФСЭГ являются Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. На их долю приходится более 70% доказанных запасов газа в мире и около 44% мирового экспорта. В Москве делегации этих стран приняли Устав и подписали Соглашение о функционировании ФСЭГ. Казахстан, Нидерланды и Норвегия имеют статус наблюдателей. С даты подписания соглашение открыто для присоединения Брунея, Индонезии, Малайзии, Туркменистана, ОАЭ, которые ранее принимали участие в деятельности неформального ФСЭГ. Было также принято решение, что в дальнейшем любая другая страна – экспортер газа, разделяющая общие интересы и цели форума, может стать его членом.

Форум имеет три органа управления: министерская встреча, исполнительный совет и секретариат, который размещается в городе Доха (Катар). Соглашение о функционировании ФСЭГ вступило в силу 30 сентября 2009 года после получения депозитарием (Российская Федерация) уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур от пяти стран (Алжир, Катар, Ливия, Россия, Тринидад и Тобаго). В настоящее время еще ряд стран заканчивает подобные процедуры. На 9-й министерской встрече форума, прошедшей в Дохе 9 декабря 2009 года, единогласным решением стран-участниц первым генеральным секретарем ФСЭГ был избран представитель России Леонид Бохановский.

Основные цели организации: обеспечение суверенных прав стран-членов на собственные запасы природного газа и возможность самостоятельно планировать и обеспечивать экологически устойчивую, бережную и эффективную разработку и использование газа в интересах своих народов, обмен опытом, мнениями и информацией по ключевым аспектам развития газовой промышленности. Следует отметить, что в отличие от ОПЕК в учредительных документах ФСЭГ не предусмотрены установление квот на добычу газа и координация ценовой политики.На 10-ой министерской встречев Оране(Алжир) в апреле с.г. обсуждалась долгосрочная стратегия ФСЭГ,а также принято решение о проведении в 2011 году первого газового саммита этой организации.

Россия и ФСЭГ

В ходе переговоров о формализации ФСЭГ, разработке учредительных документов Россия исходила из того, что создание картеля газовых экспортеров по типу существующего нефтяного картеля ОПЕК означало бы заключение соглашения между его участниками о разделении рынка и, соответственно, введение механизма квотирования. Цель – минимизация потерь от конкуренции и снижения цен в условиях либерализации европейского рынка.

Следует отметить, что на европейском рынке трубопроводного газа основными конкурентами России являются Алжир и Норвегия, а в перспективе – Ливия, Египет, Туркмения, Азербайджан и Иран. Роль России в этой группе – как по запасам, так и по положению на рынке ЕС – главенствующая. Иран обладает вторыми после России запасами газа, однако из-за существующих международных санкций его месторождения масштабно не разрабатываются, он даже вынужден закупать газ за рубежом, в основном в Туркменистане. Венесуэла также пока не входит в ряд экспортеров газа. В то же время обе страны стремятся привнести в деятельность форума некоторые элементы, свойственные ОПЕК, с упором на более жесткие меры в отношении США и других импортеров газа. Эту позицию не разделяют Катар и ряд других членов ФСЭГ. В связи с этим при развитии ФСЭГ Россия заинтересована в том, чтобы избегать его политизации, а основное внимание направить на решение экономических проблем мировой газовой отрасли на основе баланса интересов потребителей и производителей. Форум дает возможность развития и углубления многостороннего и двустороннего взаимодействия между основными экспортерами газа. В частности, это касается согласования позиций по перспективам развития газовых рынков, чтобы избежать нецивилизованной конкуренции. Кроме того, важным вопросом является разработка новой модели ценообразования на газ с учетом его высоких экологических преимуществ по сравнению с другими энергетическими ресурсами.

Сегодня позиции России на европейском рынке, существующий долгосрочный характер торговых отношений России с ЕС в области поставок газа, возможность дальнейшего развития сотрудничества в этой области в рамках энергодиалога Россия–ЕС, а также энергетического сотрудничества с Японией, Китаем, другими странами АТР позволяют говорить о нецелесообразности превращения ФСЭГ в газовую ОПЕК. Кроме того, механизм квотирования входит в противоречие со сложившейся системой поставок российского газа в Европу на основе долгосрочных контрактов.

В то же время российская политика в отношении различных объединений стран – экспортеров газа должна учитывать то, что при либерализации газового рынка в странах ЕС может произойти картельное объединение потребителей газа. Это касается ограничения доступа «Газпрома» и других добывающих компаний из государств (нечленов ЕС) к газотранспортной инфраструктуре и сбытовым сетям в границах Евросоюза. Кроме того, мы наблюдаем более тесную координацию действий европейских газовых компаний в рамках Европейского союза газовой промышленности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2095
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4801
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2630
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3026

Другие новости