Комиссия ФАС установила, что "Газпром нефть" злоупотребила доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов РФ.
Фото Reuters
По сообщению Росбизнесконсалтинга, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного федерального округа рассмотрит кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ на решение суда о незаконности наложения штрафа на ОАО «Газпром нефть» в размере 4,675 млрд. руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке нефтепродуктов. «Газпром нефть» (ранее «Сибнефть») является дочерним нефтедобывающим предприятием «Газпрома», которому принадлежит свыше 95% акций компании.
ФАС обжаловала в кассационной инстанции решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 ноября 2009 года, когда был удовлетворен иск «Газпром нефти» о признании недействительными решения и предписания ФАС от 21 июля 2009 года, а также о признании незаконным и отмене постановления от 27 августа 2009 года о наложении на компанию штрафа в размере 4,675 млрд. руб. Апелляционная инстанция 8 февраля 2010 года подтвердила законность решения суда первой инстанции.
Напомним, ФАС РФ 27 августа 2009 года приняла решение оштрафовать «Газпром нефть» на 4,675 млрд. руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке нефтепродуктов. Ранее компания была признана нарушившей антимонопольное законодательство. Комиссия ФАС установила, что «Газпром нефть» злоупотребила доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов Российской Федерации, создала дискриминационные условия для независимых участников оптового рынка нефтепродуктов. Кроме того, компания изымала из обращения нефтепродукты, в результате чего оптовые цены на топливо выросли. Все это привело к ущемлению интересов других лиц, потребителей и ограничило конкуренцию, отмечается в сообщении. Нарушения были зафиксированы на рынках автомобильных бензинов, авиа-ГСМ и дизельного топлива в первой половине 2009 года.
По мнению Юрия Липатова, председателя комитета Государственной Думы по энергетике, вопрос стоимости топлива сегодня стал уже не столько экономическим, сколько социальным и сопоставим по значимости с вопросами прямой соцподдержки населения, с той лишь разницей, что он касается всех слоев населения – от молодежи до пенсионеров, и оттягивать его решение – значит усугублять и без того сложное материальное положение граждан. Поэтому, по его мнению, необходимы прозрачные правила формирования цены на нефтепродукты, адекватная система налогообложения и интенсивное развитие биржевой торговли. Как он сообщил в своем выступлении в Государственной Думе, «каждый год, весной и осенью, и правительство, и региональные власти, и законодатели разных уровней обсуждают проблемы стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а цены растут, причем независимо уже от цен на нефть на мировых рынках». Так, при падении в период кризиса цены на нефть более чем в 3 раза цена на бензин на внутреннем рынке снизилась на 2–3 руб. на короткий летний период и к ноябрю снова поднялась на докризисной уровень, тогда как цена на нефть далека от этого уровня и вряд ли его достигнет. А в США от падения цен на нефть потребители только выиграли и платят сегодня около 50 центов за литр – в два раза меньше, чем россияне. Эксперты на разных уровнях спорят о причинах этого явления, а решения вопроса так и нет. Мировая же практика показывает, что этому есть объяснение. И оно напрямую связано с монополизмом на региональных розничных рынках нефтепродуктов.
По мнению Липатова, в первую очередь необходимы прозрачные правила формирования цены на нефтепродукты, адекватная система налогообложения и интенсивное развитие биржевой торговли. Что касается развития биржевой торговли, тут в первую очередь необходимы: разработка условий и критериев, при которых органы исполнительной власти признают формируемые биржей ценовые индикаторы в качестве рыночных цен; создание условий, препятствующих манипулированию рынком нефтепродуктов; вовлечение в процесс биржевой торговли максимального количества ресурсов нефтяных компаний при продаже на базисах ФСО НПЗ; поддержание всеми нефтяными компаниями равномерности предложения и реализации ресурсов в течение месяца; вовлечение в процесс биржевой торговли государственных заказчиков; запуск торгов производными финансовыми инструментами на нефтепродукты.
Вопрос в том, когда обсуждение и принятие всего комплекса предложенных мер будет завершено ФАС совместно с профильными министерствами и будет выработана согласованная политика правительства в этой области.