Выгодно вкладывать деньги и в создание инфраструктуры для электромобилей.
Фото Reuters
Инвесторы всегда устремляются туда, где пахнет прибылью. Сейчас прибылью в Европе запахло в автомобильной промышленности. Именно там совершается в наши дни инновационный прорыв. Его основное отличие от российских инновационных планов состоит в практическом подходе к делу. Инвесторы видят спрос и видят потребителя. То, что электромобилям принадлежит будущее, убеждены многие эксперты. Поэтому их рекомендации сводятся к тому, чтобы инвесторы повнимательнее присматривались к ведущим автомобильным концернам, которые лидируют в сфере инноваций и создания автомашин нового поколения. Как пишет германская экономическая и финансовая газета Handelsblatt, к ведущим концернам относятся Mitsubishi, Peugeot, Toyota. Не следует сбрасывать со счетов и американского гиганта General Motors, который сумел относительно своевременно перейти на разработку электромобилей. После премьеры первого электромобиля марки Chevrolet Volt (в серию будет запущен в конце текущего года) корпорация готовится ответить на увеличение спроса на него, хотя предложенная цена в 41 тыс. долл. получилась выше, чем это планировалось ранее. Однако более 25 тыс. потенциальных покупателей позволяют планировать выпуск к 2012 году уже 45 тыс. электромобилей. Его особенностью является и наличие небольшого бензинового мотора, служащего только для подзарядки аккумулятора. Президент Обама намерен поддержать переход американцев на электротягу с помощью налогового подарка размером в 7500 долл.
Конечно, фирм, которые занимаются только электромобилями, можно пересчитать по пальцам. Из известных это созданная в 2003 году фирма Tesla, акции которой с недавнего времени котируются на бирже, а ее биржевая стоимость уже превысила 300 млн. долл. Глава фирмы Элон Маск полагает, что рост акций составит в ближайшие два-три года около 3000%. Автомашины Tesla стоят 109 тыс. долл. Они ускоряются за четыре секунды с 0 до 100 км и могут проезжать без «дозаправки» электричеством 400 км.
На франкфуртской бирже можно найти акции Smiles AG из баварского городка Ауб. Эта фирма уже 20 лет производит электромобили (по большей части это трехколесные одноместные авто) по цене 10 тыс. евро. Среди других новичков встречаются такие имена, как китайская BYD. Ее преимуществом является то, что эта фирма уже сегодня стала крупнейшим в мире производителем аккумуляторов для мобильных телефонов и ноутбуков. Свою технологию китайцы намерены использовать для создания аккумуляторов для электромобилей. Не случайно, что известный немецкий автостроитель Daimler-Benz уже подписал соглашение с BYD о работе на китайском рынке. А американский инвестор компания Warren Buffet с 2008 года владеет 10% ее акций.
Дальнейшие возможности для инвесторов представляют собой акции субпоставщиков, например, таких, которые поставляют производителям кабели и бортовые системы для электромобилей. Выгодно вкладывать деньги и в сервис. Некий Шай Агассис из Израиля в считанные месяцы набрал для своей фирмы Better Place 750 млн. долл. для инвестиций в создание инфраструктуры для электромобилей. В последующие 15 лет он намерен предлагать ведущим промышленно развитым странам сервисную сеть, позволяющую заправлять электромобили и обменивать использованные аккумуляторы на заряженные. Пробные опыты он уже проводит в Израиле, Дании и Японии.
Как считает Кристиан Циммерманн, эксперт инвестиционного фонда Global Ecology, успех электромобилей, кроме всего прочего, будет определяться наличием всеохватывающей сети зарядочных станций. Главную роль в их создании, по его мнению, в перспективе смогут сыграть интеллигентные электрические сети, известные как Smart Grids. Этот рынок только начинает развиваться, и кто своевременно на него поставит, впоследствии сможет приобрести соответствующий «рыночный вес».