0
1913
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.06.2010 00:00:00

Спасательный круг для экономики

Тэги: нефть, цена, экономика


нефть, цена, экономика Авария в Мексиканском заливе перечеркнула планы Барака Обамы по активной разведке на шельфе нефти и газа.
Фото Reuters

Падения цен на нефть не будет, но Россия от звания «сырьевого поставщика» избавится нескоро – так считает первый заместитель руководителя проекта Quote.rbc.ru агентства «РосБизнесКонсалтинг» эксперт Елена Александровна ХРУПОВА. Об этом она подробно рассказала независимому журналисту Виктору ГРИБАЧЕВУ.

– Мы часто заявляем, что Россия должна слезть с нефтяной иглы. Однако пока не получается, сегодня 60% доходов Россия получает от экспорта углеводородного сырья. Каким видится вам будущее нашей диверсифицированной экономики? Проще говоря, можем ли мы сделать так, чтобы основные доходы своего бюджета Россия получала не от экспорта нефти? Или это наше будущее, и не следует нам заниматься диверсификацией экономики? Тогда только придется признать наш статус сырьевого придатка?

– Никто не сомневается как в необходимости диверсификации нашей экономики, как никто и не станет отрицать зависимости России от экспорта нефти. Хотя справедливости ради следует заметить: на мировой рынок мы предлагаем и другие сырьевые ресурсы, которые влияют на бюджет страны. Так что говорить исключительно о нашей жизни на нефтяной игле будет некорректно. Только вот диверсификация нашей экономики тем не менее не обеспечит нам «спасательного круга», который может понадобиться в случае каких-либо возможных мировых финансовых кризисов. Недавний опыт показал, сколь благоприятной оказалась для России восходящая конъюнктура мирового рынка нефти: в частности, мы накопили большие золотовалютные резервы, большим был и Резервный фонд. «Коктейль» этих ингредиентов нам очень помог в самые тяжелые времена.

Да, от сырьевой составляющей, как основы нашего благополучия, уходить надо. Только вот процесс этот будет достаточно медленным, сроки зависят от того, как мы сумеем наладить реальную экономику, то есть внутреннее производство. Пока производственные сектора экономики у нас не сильно развиты – это видно и невооруженным взглядом. Думаю, нам потребуется более 20 лет, чтобы увидеть успехи: реформирование идет достаточно медленно. Следует ли признавать статус России как сырьевого придатка? Мне не нравится слово «придаток», позиции страны на этом рынке у нас достаточно сильны. У каждой страны есть какой-то козырь, у Японии это высокие технологии, у нас сырье. Гордиться этим или нет – другой вопрос. Самое простое, что мы можем делать, – это продавать сырье желающим. Но нам волей-неволей все равно, даже если бы мы не хотели, также придется развивать промышленность, внедрять новые технологии. Дело в том, что сырье – невосполняемый ресурс. Скажем, недавно эксперты сообщили, что через 20 лет на Земле закончатся запасы золота. А вот нефть, по различным оценкам, может закончиться через 50–80 лет. На самом деле перспектива очень близкая, с ней уже столкнутся нынешние подростки. Пугает? В том случае, если мы не примемся делать ставку на развитие альтернативных видов энергетики, не внедрим повсеместно биотопливо. Так что давайте не будем бояться, у нас уже к решению этой проблемы подступаются.

– Бюджет страны на 2010-й составлялся из расчета, что средняя цена на нефть будет 58 долларов за баррель, в 2011-м поднимется до 59 долларов и в 2012-м достигнет 60 долларов за баррель. Хотя фактическая средняя цена барреля Urals за первый квартал нынешнего года составила 75,2 доллара. С одной стороны – хорошо, ведь повышение цены на нефть на один доллар к баррелю, по экспертным оценкам, повышает доходы бюджета примерно на 2 миллиарда долларов, можно подумать о дополнительных ассигнованиях на социальное обеспечение. С другой стороны, при наличии высоких нефтяных прибылей неизбежно растут цены – скажем, на недвижимость. Что крайне затрудняет реализацию национального проекта «Доступное жилье». Получается, голову вытянем – хвост завязнет. Что делать будем?

– На протяжении долгих лет наш бюджет просчитывается, исходя из пессимистических прогнозов по ценам на нефть, что правильно. Сейчас наш бюджет продолжает оставаться дефицитным, «недоимки» в 2010-м, по прогнозам, могут составить до 6,0–6,8% от валового внутреннего продукта. Не критично, но и не особо радостно. Чтобы увеличивать выплаты по статьям социальных расходов, сначала требуется залатать эту прореху в бюджете. Так что какой бы ни была цена на нефть, пусть даже она достигнет значения в 140 долларов за баррель, первоочередной задачей правительство будет считать пополнение опустевших во время кризиса «кубышек». И лишь потом всерьез обратит внимание на социальную сферу. Нужно при этом учитывать: несмотря на рост цен на нефть, в стране происходит процесс укрепления рубля, что влияет на объем поступлений в бюджет. Не становись рубль крепче, казна получала бы куда больше от нефтедолларовой выручки. На «бытовом уровне» в этом особо хорошего ничего нет, тем не менее скажу так, идет замедление роста производственных и потребительских цен у нас в стране. Наша инфляция не носит ярко выраженного монетарного характера, то есть не сильно увязана с ростом денежной базы. По большей части она вызвана ростом тарифов монополий, повышением цен на энергоносители, которые перекладываются на потребителей. Реальное положение дел иное, цены растут и будут расти.

– Три года назад главный экономист МЭА Фэйт Байрол заявил, что цена нефти завышена в пять раз и баррель должен стоить 20 долларов. Как заметил один канадский аналитик, в мае 2008-го при цене нефти в 128 долларов за баррель 60% ее составляющей были абсолютно спекулятивными факторами. Речь шла о надувании «пузырей»┘

– Торги нефтяными фьючерсами привлекают спекулянтов, желающих быстро обогатиться. Если посмотреть на фьючерсный рынок нефти, то вы увидите, что до 98% сделок не завершаются реальными поставками. В цене на нефть спекулятивная составляющая сейчас, после кризиса, может достигать 20–30%, то есть игра биржевиков искусственно повышает цену нефти, речь не идет о соотношении физического спроса и предложения. Это ниже, чем в докризисные времена, когда она доходила до 60%. Де-факто существовал «пузырь», который кризис заставил сдуться. Разброс в 20 и 30% продиктован сезонным спросом, сейчас закончился сезон отопительный, однако начинается автомобильный в США. Все рынки по большому счету включены в спекулятивную игру. Однако в последнее время в США власти всерьез принялись за спекулянтов, с ними во избежание новых «пузырей» борется специальная комиссия.

– Когда «добивали» Советский Союз, цену нефти сознательно обрушили до уровня в 22 доллара или около этого. Сегодня возможно повторение подобного сценария уже применительно к России?

– Это была политическая игра, сегодня нельзя предположить, что США надавят на своих союзников на Ближнем Востоке и заставят их обрушить цены на нефть. Картели, занимающиеся экспортом нефти, достаточно сильны и не допустят этого. Цена на нефть сильно упала в период кризиса, но это лишь потому, что ни у кого не было денег искусственно поддерживать высокие цены на сырье.

– Авария в Мексиканском заливе отложила активную разведку на нефть и газ участков континентального шельфа вдоль Атлантического побережья Северной Америки. Но вот когда она вновь начнется, это будет означать реальное падение цены на нефть, верно? До какого уровня и сколько у России времени, чтобы действительно диверсифицировать свою экономику?

– На нефтяных доходах России это никоим образом не скажется. Повторюсь: запасы нефти в мире ограничены и какой-то предел ее поставок на рынок будет достигнут в течение ближайших нескольких лет. А затем пойдет на спад. Вероятнее всего, возможное «расконсервирование» США этих разведанных нефтяных месторождений связано с тем, чтобы поддержать необходимый объем поступления нефти для нужд страны. Барак Обама предусмотрительно заботится о будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
992
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
846
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
929
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
830

Другие новости