Жители ЕС воспринимают экономию энергии не только как способ сэкономить, но и как возможность прослыть в глазах окружающих так называемым eco-friendly-человеком – просвещенным членом общества, который заботится об окружающей среде.
Фото Reuters
В последние годы тема энергосберегающих технологий выходит на уровень государственной и международной политики во всем мире. Среди причин повышенного внимания к этой проблеме – истощение природных ресурсов, изменение климата на планете и подорожание энергоресурсов для потребителя. В связи с этим развитие энергосберегающих технологий становится приоритетом политики всех развитых стран.
К сожалению, на данный момент Россия является отстающей в этом вопросе в сравнении со странами ЕС и США. Несмотря на активную пропаганду, в нашей стране расход энергии по-прежнему огромен – на сегодняшний день энергоемкость ВВП России в 2,3–2,5 раза превышает показатели развитых стран и в 2 раза выше среднемирового уровня.
Особенности менталитета
Столь очевидное различие позиций объясняется рядом факторов, среди которых особенности менталитета и жизни россиян.
В первую очередь эксперты указывают на недостаток мотивации, информированности населения, а также координации. Если жители крупных городов, традиционно имеющие доступ к большему числу источников информации, имеют хотя бы малейшее представление о способах и значении экономии энергии, то основная часть населения России, особенно люди старшего поколения, даже не задумывается об этом.
Кроме того, россияне отличаются низкой долгосрочной ориентацией – мы не привыкли думать о завтрашнем дне и будущих поколениях. Еще одна особенность жителей нашей страны – повышенный индивидуализм и нежелание объединиться в борьбе с возникшей проблемой, в данном случае с повышенными тратами электроэнергии. Мы скорее «назло» будем пользоваться лампами накаливания и бездумно тратить водопроводную воду, чем поступать, «как говорят эти экологи».
В то же время жители стран Европы, например, воспринимают экономию энергии не только как способ сэкономить, но и как возможность прослыть в глазах окружающих так называемым eco-friendly-человеком – просвещенным членом общества, который заботится об окружающей среде.
Влияние государства
До недавнего времени еще одной причиной отставания России в области экономии энергии было отсутствие четко прописанной нормативно-правовой системы, которая бы регламентировала и стимулировала экономию ресурсов страны.
Существует несколько государственных подходов к решению проблем энергосбережения. Их можно рассмотреть на примере США, ЕС и стран Азии.
Так, в Евросоюзе наиболее эффективным инструментом являются инициативы сверху – к экозаконам там прислушиваются как потребители, так и производители. Например, с 1 сентября 2009 года в 27 странах Евросоюза запрещена продажа и импорт 100-ваттных ламп накаливания. В 2010 году настал черед 75-ваттных ламп, в 2011-м – 60-ваттных, а к сентябрю 2012 года «вне закона» окажутся даже 40- и 25-ваттные лампы. Привычные лампочки будут заменены современными энергосберегающими решениями, использующими на 80% меньше электроэнергии. По разным оценкам, внедрение энергоэффективных средств освещения позволит сократить эмиссию СО2 в Евросоюзе почти на 40 млн. тонн в год. Общая экономическая выгода достигнет 5–10 млрд. евро в год, а потребление электроэнергии сократится на 3–5%.
В Европе применяются и другие инструменты снижения энергозатрат. В результате реализации программы по сокращению продаж бытовой электротехники с повышенным уровнем потребления электричества ежегодная экономия достигнет около 315 ТВт. Реализация новой инициативы намечена на 2009–2017 годы. Новые правила касаются промышленных двигателей, насосов, используемых в системах отопления, домашних холодильников и телевизоров. Кроме того, в странах Европы успешно развивается сертификация зданий и сооружений. Ряд европейских стран играет ведущую роль в разработке программ стандартизации.
Что касается американцев, то они в течение ряда лет ведут активную работу по стимулированию «зеленых» инициатив и разработке инновационных программ. В феврале 2009 года был принят The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, которым определены меры по модернизации национальной инфраструктуры, налоговые и иные меры стимулирования внедрения энергосберегающих технологий и повышения энергонезависимости. В соответствии с его положениями на работы по повышению энергоэффективности и по возобновляемой энергетике выделено 16,8 млрд. долл.
Одной из наиболее успешных программ правительства США в области повышения энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов является программа Energy Star, которая осуществляется Агентством по охране окружающей среды и Министерством энергетики с 1992 года. О достигнутом экономическом эффекте свидетельствуют следующие цифры. Потребители, выбравшие в 2008 году продукцию с логотипом Energy Star для дома, малого предприятия или крупного промышленного комплекса, сэкономили 19 млрд. долл. на счетах за коммунальные услуги и предотвратили выбросы парниковых газов, эквивалентные выхлопам 29 млн. автомобилей.
Правительства стран Азии занимаются разработкой собственных программ и инициатив в области энергосбережения. Так, в Японии природоохранные кампании построены по принципу «репутация дороже денег» – компании, не справившиеся с выполнением обязательств в области энергоэффективности, становятся известны всем и каждому. По схожему принципу действует и Китай.
«Прогрессивный шаг» по европейской модели
Постепенно Россия начинает включаться в гонку борьбы за экологию и экономию ресурсов. Несмотря на то что среди населения страны культура энергопотребления до сих пор остается на крайне низком уровне, государство начинает играть активную роль в процессе стимулирования энергосбережения, причем наша модель схожа с европейской, когда инициативы поступают сверху.
Осенью 2009 года был принят новый Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Этот закон регламентирует меры, препятствующие неэффективному расходованию энергии в ЖКХ, промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства. Реализация закона приведет к значительной экономии средств, создаст новые рабочие места и повысит конкурентоспособность российской экономики. Суммарный потенциал энергосбережения, по данным Всемирного банка, может достигнуть 45% от потребляемых в настоящее время ресурсов.
Новый закон – максимально усовершенствованный по сравнению с предыдущими версиями. Он разрабатывался в тесном сотрудничестве представителей министерств и ведомств, научного сообщества и бизнеса.
Благодаря принятию нового федерального закона у нашей страны теперь появилась возможность сравняться с ведущими мировыми державами и сберечь до 7–8% мирового потребления газа, до 1% потребления электроэнергии, воды и угля. Последовательная реализация требований федерального закона позволит не только сэкономить значительные средства, но и повысить уровень и качество жизни граждан.
Говорить о возможных недостатках законопроекта пока не представляется возможным. Положения, содержащиеся в законе, только начали реализовываться. Поэтому прежде чем принять решение о необходимости каких-либо изменений, нужно, чтобы меры, повсеместно введенные на территории всей страны, в течение некоторого времени применялись на практике. Только опираясь на эти данные, можно объективно оценить новый закон.