0
5961
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.06.2010 00:00:00

Полупустая Воркута

Тэги: воркута, жку, энергия


воркута, жку, энергия Фактическая численность населения города не соответствует мощности его инфраструктуры.
Фото c сайта www.vorcutincy.ru

В 2009 году Воркута наряду с Тюменью, Апатитами и Казанью была выбрана пилотной площадкой для проекта «Энергоэффективный квартал» («Энергоэффективный город») – одного из шести направлений рабочей группы по энергоэффективности при президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ. Осенью институт Гипрокоммунэнерго в сотрудничестве с городской администрацией, Республиканским комитетом по энергосбережению и Комплексными энергетическими системами приступил к разработке специальной программы повышения энергоэффективности Воркуты. Презентация ее первого этапа состоялась 14 апреля 2010 года. Уникальность проекта «Воркута – энергоэффективный город» именно в том, что исследование такого масштаба проводилось в российском муниципальном образовании впервые.

Ситуацию с коммунальным комплексом в Воркуте определяют два базовых фактора. Прежде всего фактическая численность населения города не соответствует мощности его инфраструктуры. Водоканал и системы энергоснабжения Воркуты рассчитаны на 300 тыс. человек, но к началу 2010 года в городе проживали порядка 80 тыс. Многоквартирные дома заселены крайне неравномерно, есть здания, где пустует треть жилой площади, и все эти пустующие квартиры продолжают отапливаться. В результате объем установленной тепловой мощности на одного жителя Воркуты в 2009 году превышал среденероссийский уровень в 5,5 раза. Если тенденция к сокращению населения сохранится, то к 2015 году этот разрыв увеличится до 7,5 раза. Город вынужден содержать избыточную инфраструктуру. В течение 20 лет не происходило ее кардинального обновления. Многие системы изрядно деградировали. Традиционным показателем эффективности работы внутридомовых систем отопления является уровень «теплосъема», то есть разница температур входящей и обратной воды. В 1990 году она составляла порядка 18–19╠С, а сегодня «теплосъем» не превышает 5╠С.

Прямыми последствиями этих первичных проблем являются высокие тарифы. Согласно проведенным социологическим опросам, «коммунальная нагрузка» на одного жителя Воркуты почти в 5 раз превышает московскую. Плата за жилищно-коммунальные услуги достигает 35% дохода средней воркутинской семьи. Выросли неплатежи, которые частично компенсирует региональный бюджет. К 1 января 2010 года дебиторская задолженность населения составила 2 млрд. руб. (без бюджетной поддержки она была бы почти в два раза больше).

Естественно, что в таких условиях никаких стимулов учитывать потребленные ресурсы и экономить на потреблении у населения нет. Исследования демонстрируют, что менее 10% воркутинцев используют какие-либо формы оптимизации своего собственного бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг.

При всей неэффективности использования ресурсов в ходе проведенного Гипрокоммунэнерго обследования в городе был выявлен огромный потенциал для улучшений.

Во-первых, существенного сокращения издержек и повышения эффективности можно добиться, оптимизировав теплоснабжение города, где основными источниками тепла являются ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и центральная водогрейная котельная. Резерв тепловой мощности в Воркуте в ряде случаев в 3 раза больше, чем необходимо для нормального функционирования всей системы. Кроме того, ее топливный баланс на 44% состоит из мазута, который в настоящее время является одним из самых дорогих видов топлива.

Предлагаемые решения позволяют уменьшить действующие резервы и выйти из мазутной зависимости. Тактический вариант предполагает увеличение тепловой мощности ТЭЦ-1 и консервацию основной мощности центральной водогрейной котельной с переводом остальной в пиковый режим. Эти действия позволят сократить постоянные и переменные затраты на 300 млн. руб. в год. Потребление мазута снизится в 10 раз. Объем инвестиций в этот проект составляет порядка 490 млн. руб. Стратегическое решение включает проектировку и строительство новой теплотрассы от высокоэффективной, но удаленной от города ТЭЦ-2.

Как показали результаты исследования, уровень потерь на магистральных сетях Воркуты не превышает 5%, на магистральных – 15%. Поэтому программа включает лишь установку частотно регулируемых приводов на насосы горячего водоснабжения без масштабных мероприятий по модернизации теплосетевой инфраструктуры. Состояние электрических сетей в Воркуте пока удовлетворительное.

Во-вторых, необходимо существенно оптимизировать потери и расходы на транспортировку воды в системе водоснабжения. Сейчас уровень потерь составляет 29%, что существенно выше нормы. На данный момент предлагается оснастить насосы холодного водоснабжения частотно регулируемыми приводами. При затратах 27 млн. руб. на их установку среднегодовой эффект составит 13 млн.

В-третьих, самый большой потенциал энергосбережения находится на стороне потребителей. Избыточная жилищная инфраструктура, большое количество пустующих, но отапливаемых помещений, низкое качество жилых зданий, отсутствие средств учета и регулирования энергопотребления, неэффективность мер социальной поддержи, неплатежи создают замкнутый круг.

Что касается приборов учета, то Воркута должна стать первым городом в России, где реализуют проект Smart Metering (умный учет и система регулирования) в теплоснабжении. На начальном этапе такая система будет установлена в 30 зданиях, прежде всего девятиэтажках. Она обеспечит дистанционное снятие показаний приборов учета и возможность дистанционного регулирования объема тепла, которое попадает в дом. За счет такой «тонкой настройки» возможно получить от 10 до 15% экономии энергоресурсов. В случае успеха ею будут оснащены еще 100 многоквартирных зданий.

Общий объем инвестиций в программу «Воркута – энергоэффективный город» оценивается в размере от 1,5 до 3,5 млрд. руб. Ее финансирование планируется обеспечивать за счет самых различных источников – как бюджетных средств, так и частных инвестиций.

В случае планомерной реализации всех мероприятий программы общий экономический эффект превысит 500 млн. руб. в год. Однако главная цель – уменьшить стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения. По итогам выполнения всех мероприятий ожидается, что доля платы за ЖКУ в бюджете воркутинской семьи сократится с нынешних 33–35% до 20–22% (это средний российский уровень). Экономия электрической энергии составит 50%, потребление тепловой энергии снизится почти на 40%, потребление воды – примерно на 20%.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Михаил Сергеев

В металлургии и горнодобывающем секторе доминируют негативные изменения

0
758
Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Екатерина Трифонова

Минюст поддерживает продолжение подконтрольной монополизации

0
681
Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На региональном управлении сказался изменившийся баланс внутривластных групп

0
822
Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Ольга Соловьева

Низкий спрос на сырье в Китае может потребовать дополнительного сокращения квот

0
786

Другие новости